Эротика. Сколько вешать в... процентах?

Проект поправок в законы "О рекламе" и "О средствах массовой информации", который внесли в Государственную думу депутаты от "Единой России" Александр Крутов и Николай Леонов, всколыхнул ряды участников медиарынка.

В соответствии с новыми формулировками все СМИ, "содержащие более 15% информации о сексе", приравниваются к эротическим изданиям. А это влечет за собой огромное количество ограничений.

В соответствии с настоящими поправками, во-первых, следует запретить продажу изданий эротического характера в праздничные и выходные дни, в "дни воинской славы" и во время религиозных праздников, объявленных нерабочими днями. Во-вторых, они ни коим образом не должны появляться на стендах и в киосках в местах массового скопления народа: аэропортах, вокзалах и парках отдыха. Вместе с тем в нынешней редакции закона о СМИ в статье 37 "Эротические издания" сказано, что трансляция эротических телепрограмм разрешается в период с 23 до 04 часов, а продажа эротических изданий - только в прозрачной упаковке и в помещениях, список которых утверждают местные власти. С принятием поправок в законодательство число изданий "про это" автоматически увеличится. Волна негодования со стороны активных участников медиарынка растет. Так что же эти изменения в законе: зло или благо? Мнения о нововведении разнятся, многие считают его бредом, а кто-то видит в новой формулировке "рациональное зерно".

Запрет налагается и на рекламу эротических изданий, в ней запрещается использовать образы людей и животных, в том числе мультипликационные. Чем обернутся нынешние поправки, пока остается только предполагать, но равнодушных к нему не осталось.

Геннадий Кудий, начальник отдела периодической печати ФАПМК:

- Прежде чем вносить эти поправки, в первую очередь необходимо определить, что же такое "эротика" и "секс". А с этим существует в законодательстве некоторая проблема. По моему мнению, порядок с этим наводить нужно. Ограничение должно быть. Многие издатели злоупотребляют информацией такого рода, молодежные журналы сплошь заполняются этим. Хотя я считаю, что это содержание должно быть, но в разумных пределах.

Владимир Сунгоркин, главный редактор, генеральный директор издательского дома "Комсомольская правда":

- Мое мнение - поправки надуманны. Существующее законодательство вполне адекватно ситуации, и дальнейшее его ужесточение просто неактуально. Если все-таки закон пройдет, то на рынке прессы он вряд ли серьезно отразится. Строгость будет, как частенько бывает в России, компенсироваться неисполнительностью.

Подсчет 15% объема - утопия. Надо для начала определиться в терминах - что такое "информация о сексе" или "эротическое содержание"? Простор для толкований, а значит, и для коррупции широчайший. И как считать: в расчете на номер? Или будет определяться некий годовой лимит в 15%?

И никаких последствий за собой эти поправки не повлекут - помучают друг друга чиновники и издатели, да и приспособятся друг к другу. Взятки вырастут в пользу "счетоводов" и контролеров - вот и вся борьба за нравственность.

Надежда Свердлова, директор по правовым вопросам ИГ "Hachette Filipacchi Shkulev&ИнтерМедиаГруп":

- Не секрет, что публикации, тем или иным образом связанные с вопросами секса, регулярно появляются в большинстве массовых молодежных изданий. Но необходимо отдавать себе отчет в том, что это в первую очередь связано с потребностью молодежи в соответствующей информации, не уменьшающимся желанием читателей обсудить крайне важную для всех сторону жизни. А что касается действенности закона, в связи с тем, что и в действующем законодательстве, и в судебной практике отсутствует четкое толкование понятий "секс" и "сексуальные отношения", применение обсуждаемого ограничения будет связано с большими трудностями. Если законодатель четко не сформулирует, что он вкладывает в это понятие, тогда контролирующим органам придется самим решать, что такое секс. В данном случае под определение "информации о сексе" могут попасть статьи о культуре секса, истории секса, мерах контрацепции, половых заболеваниях, их лечении и мерах предотвращения, то есть полезная развивающая и образовательная информация, в которой нуждается молодежь для построения цивилизованных отношений с партнером. Таким образом, введя необдуманные ограничения на публикацию материалов о половых отношениях, государство может не только лишить молодежь образовательного ресурса, но вступить в конфликт с объективно существующим читательским спросом на подобную информацию. Имея возможность получать поток разносторонних сведений, точек зрения и комментариев, молодые люди смогут сами сделать выбор и акцентировать свое внимание на тех проблемах, которые их интересуют больше всего.

А в целом, считаю позитивным то, что государство поддерживает культурные ценности и пытается регулировать вопросы нравственного и этического воспитания. Наиболее важно при этом, чтобы государственные ограничения не входили в противоречие с объективно существующими в обществе тенденциями и сформировавшейся массовой культурой. Я думаю, что до того момента, пока не сложится четкая практика применения планируемых ограничений, наш издательский дом продолжит публикацию развивающих и занимательных материалов о различных аспектах сексуальной жизни человека. В частности, такие публикации регулярно появляются в издаваемом нами журнале для мужчин "Maxim - русское издание".

На данный момент открытым остается не только основной вопрос, что же будет означать "информация о сексе", но и порядок подсчета соответствующих площадей в издании. Пока мы, как и весь издательский рынок, не получим ответов на эти вопросы, торопиться с выводами не будем. Однако если ясный подход будет сформулирован законодателем и судами, безусловно, мы будем уважать закон и позицию государства.

Федор Кравченко, управляющий партнер Коллегии юристов СМИ:

- Не так давно было несколько скандалов, связанных с публикацией рекламы различных SMS-игр и SMS-картинок в журналах "Молоток", Cool и Cool Girl. Крайне откровенные картинки печатались в журналах, предназначенных для несовершеннолетних, поскольку целевая аудитория этих СМИ - школьники. Это возмутило законодателя и, возможно, стало одной из причин создания законопроекта. Таким образом, и для юриста, и для бизнесмена любая определенность всегда лучше, чем неопределенность. Слова "в целом и систематически" труднее толковать, чем слова "более 15% информации о сексе".

Дальше возникнет огромная дискуссия о том, что такое секс и какой материал надо считать материалом о сексе, а какой - нет, то есть основные споры теперь развернутся вокруг не количественных, а качественных показателей. Проблема от этого не станет менее острой, но, по крайней мере, часть проблемы снимется.

Любое обсуждение темы эротики и массовой информации в Госдуме раньше блокировалось. Например, наиболее болезненным образом рассматривался законопроект об ограничении продукции эротического характера. Его инициировали несколько депутатов, в том числе Гончаров, Говорухин. На втором чтении его чуть ли не осмеяли, и с тех попыток регулировать продукцию эротического характера вообще не предпринималось.

Не исключена ситуация, когда эротические СМИ, поставив перед собой задачу не считаться эротическими, резко увеличат свой объем и сделают так, что большая часть журнала будет отведена под рекламу или под ничего не значащие статьи, а меньшая - посвящена тому, ради чего они, собственно, издаются. Может быть, редакции будут в суде отстаивать свои права и говорить о том, что далеко не каждая статья о женщине является статьей о сексе.

Будет война экспертиз, и экспертизы будут сложными. Например, экспертиза Научно-исследовательского института культуры признала, что мультики "Футурама", "Симпсоны" и "Гриффины" не могут признаваться детскими, потому что там огромное количество сексуальных сцен. С другой стороны, возбуждались какие-то дела по совершенно сногсшибательным случаям, когда порнографией признавали многое, в том числе и ключевые произведения искусства. Все эти сложности будут продолжаться: надо найти грань между эротикой и порнографией. Например, законопроект об ограничении продукции эротического характера говорил о том, что отличие порнографии от эротики состоит в том, что порнография - это секс с животными, мертвыми, детьми или с применением насилия, а все остальное - это эротика.

С рекламой секс-услуг ситуация более сложная, потому что большая часть такой рекламы мимикрирует под рекламу чего-либо вполне законного. Согласитесь, что объявления, состоящие из слов "Света", "Девочки", "Досуг", "Все виды массажа" и дальше телефон, признать рекламой секса невозможно. Всем понятно, что имеется в виду, но доказать, что это реклама продукции или услуг сексуального характера, чрезвычайно сложно. Чаще всего такая реклама с помощью эвфемизмов маскируется таким образом, чтобы было понятно в контексте, но трудно формализуемо. Видимо, это и будет основной проблемой в том, что касается ограничения рекламы. То же самое относится и к рекламе многих заведений, в деятельности которых так или иначе присутствуют услуги сексуального характера, так, совершенно спокойно рекламируется какой-нибудь бар или сауна.

Источник: Курьер печати, 03.08.2007