Кто будет закрывать СМИ во время выборов

"Не надо драматизировать ситуацию и заранее пугать друг друга всякими санкциями за "экстремизм", – заявил сегодня корреспонденту dp.ru экс-глава ЦИК РФ, председатель совета директоров Независимого института выборов Александр Иванченко, – Мы все тут перегибаем палку, как журналисты, так и правоприменители. Надо ко всему относиться профессионально".

В минувшую пятницу председатель ЦИК РФ Владимир Чуров объявил о том, что при Центризбиркоме создается новая структура, которая будет контролировать СМИ во время выборов – выявлять незаконную агитацию, так называемые "черный пиар" и "экстремистские материалы". По словам Чурова, возглавить эту, состоящую из пяти человек структуру, согласился Александр Иванченко.

Корреспондент dp.ru обратился к руководителю Независимого института выборов, чтобы узнать, действительно ли он возглавит структуру, при упоминании которой журналисты во время выборов должны будут "раз – лежать и два – бояться".

"Не все так страшно, – успокоил пишущую братию Александр Иванченко, – На будущих федеральных выборах мы всего лишь будем отрабатывать методику мониторинга. Без санкций. Основная задача для меня – создать такую методику, чтобы наша избирательная система могла конкурировать с избирательными системами других стран".

DP.RU: Что именно ваш Центр по мониторингу будет отслеживать?

А.И.: Дело в том, что при ЦИКе есть Российский центр избирательных технологий. На прошлой неделе в устав этого центра были внесены изменения и добавлен пункт о возможности проведения мониторингов для повышения выборных и референдумных процедур. Предметом мониторинга может быть не только деятельность СМИ (хотя это имеет важное значение, потому что СМИ сообщают первую информацию). Это и мониторинг деятельности партий, и избиркомов – насколько они быстро и эффективно жалобы рассматривают, и других госорганов, задействованных в проведении избирательных кампаний.

Проект это исследовательский. Мы собираемся создать свои методики мониторинга. При этом мы, конечно, будем учитывать уже отлаженные технологии, созданные международными структурами, такими как, например, ОБСЕ и ПАСЕ. Они исследуют избирательное законодательство, нарезку округов, выдвижение партийных списков, кандидатов, равноправное освещение в СМИ партий, нарушения, суды, итоги, подсчет голосов, публикацию итогов выборов, и т. д.

DP.RU: И каковы будут последствия этого мониторинга? Кто будет принимать решения?

А.И.: Мониторинг – это наблюдение с целью принятия каких-то решений. Решения – в частности по СМИ – принимают исключительно суды. Только суд может приостановить деятельность СМИ за совершение конкретных правонарушений. При наличии доказательств.

Речь идет о создании отечественной технологии именно оперативного мониторинга избирательной кампании. Для того чтобы потом ни у кого не возникало соблазна по итогам выборов поступить как "Яблоко" и СПС в 2003 году, когда они написали массу претензий к ЦИКу на предмет признания выборов недействительными и все свалили в одну кучу.

Так что последствия в виде каких-то санкций, связанных с вынесением предупреждений СМИ или с приостановлением их деятельности, к работе Центра по мониторингу не имеет ровным счетом никакого отношения.

DP.RU: Каким образом вы сможете таким маленьким составом вашего Центра отследить огромные массивы российских СМИ?

А.И.: Понятно, что весь массив невозможно перелопатить. Даже если речь идет только о федеральных СМИ. Будет использоваться поиск по контекстным ссылкам. Наиболее острые материалы будут более детально просматриваться на предмет содержания в них сведений, задевающих, например, национальное достоинство или какие-то социальные чувства. Для этой работы – а мы ей занимаемся уже четыре года – действительно достаточно небольшой группы специалистов. Они смогут выработать методики, которые в дальнейшем, может быть, будут закреплены в законодательстве.

DP.RU: А раньше кто проводил такой мониторинг?

А.И.: Раньше СМИ мониторились ЦИКом. Центризбирком получал огромный объем информации, в том числе и региональную прессу. Но попыток создания методик в ЦИКе до недавнего времени не предпринималось.

Эти методики создавали мы, в Независимом институте выборов. Мы мониторили две избирательные кампании в местные законодательные органы власти – октябрьскую прошлого года и мартовскую нынешнего. Отследили кампании в 25 регионах. Это была очень серьезная работа. Мы наблюдали не только за СМИ, а и за законодательством: кто где какой барьер установил, где общественный контроль сохранился, где его истребили, кого сняли с выборов, кого восстановили и т. д. Для некоторых регионов выводы были весьма неутешительны.

Источник: dp.ru, 07.08.2007