Традиционно Германия славится своими машинами и пивом. Однако есть еще кое-что, в чем немцам сложно найти равных. В производстве корпоративных медиа. Даже у сравнительно небольших компаний есть свой внутрикорпоративный журнал или web-портал. Компании же посерьезнее давно делают упор на «новые медиа» – podcasts, vodcasts, e-journals и sms. Правильно подать корпоративные message немцы умеют не хуже, чем варить пиво.

В Германии львиная доля корпоративной прессы выпускается силами специализированных издательских домов, т.е., попросту говоря, отдается на аутсорсинг. Общий оборот рынка превышает 4 млрд. евро, и в 2006 году темпы роста рынка составили около 10%, что для развитых европейских рынков отнюдь не мало.

При этом всерьез немцы начали заниматься «корпоративкой» лет 15-20 назад, поэтому к настоящему моменту рынок уже поделен – большинство более или менее крупных компаний имеют хотя бы одно корпоративное издание. Притом чаще их два – одно для сотрудников, другое – для клиентов. Как само собой разумеющееся, у всех есть свой корпоративный сайт.

Есть случаи, когда сегментация идет и дальше. К примеру, BMW выпускает отдельный продукт для каждой серии своих автомобилей. И это вполне логично. Скажем, владельцы BMW первой серии – это в основном молодые люди. Сфера их интересов разительно отличается, скажем, от владельцев «бумера» седьмой серии. Таким образом, для каждой группы клиентов BMW делает свой журнал. Для владельцев «шестерок» (не «Жигулей») выпускается корпоративная книга под скромным названием «6». BMW Magazin – журнал для всех владельцев BMW – выпускается четыре раза в год на 33 языках тиражом 3,2 млн. экземпляров.

Продай себя сам

Обычно когда клиент нуждается в новом продукте, он объявляет тендер, в котором, как правило, участвуют три-пять специализированных издательств. После объявления клиентом исходных параметров (целевая аудитория издания, периодичность, бюджет и так далее) издательские дома готовят свои предложения. Причем делают это на очень высоком уровне. Презентациями в Powerpoint уже давно никто не ограничивается. Издатели досконально изучают потребности клиента, корпоративную культуру компании, аудиторию, на которую, по замыслу, должен быть ориентирован журнал, прорабатывают потенциальные каналы распространения (чаще всего это персонализированная рассылка). На подготовку порой уходят месяцы. Зато в итоге на рассмотрение клиента приносят готовый журнал. Со специально разработанным оригинальным макетом, текстами, подобранными и обработанными фотографиями. Еще в Германии очень любят использовать т.н. инфографику – когда «на пальцах» объясняется, как устроен тот или иной сложный процесс, механизм и т.д.

Участие в подобных тендерах встает издателям в копеечку. Ориентировочная стоимость производства одного номера клиентского журнала объемом 60 полос может достигать 50 тыс. евро и выше. Однако конкуренция на рынке такова, что свободных клиентов практически не осталось. Вот издателям и приходится лезть из кожи вон, чтобы понравиться заказчику.

В отсутствие возможностей для развития в привычных областях (т.е. выпуск газет и журналов) издательские дома осваивают новые направления деятельности. Первое из них строится на активном освоении новых медиа-каналов. К примеру, podcasts или vodcasts, обычно короткие аудио- или видео-сообщения, которые любой желающий может бесплатно скачать на сайте компании в Интернете.

Также на сайтах немецких компаний все чаще можно встретить т.н. e-journals. По сути дела, они представляют собой анимированные презентации нескольких журнальных полос. При этом помимо устойчивых атрибутов обычного журнала – текста и иллюстраций – e-journals обычно содержат аудио- и видео-послания. Это могут быть интервью руководителя компании, наглядная визуализация достоинств новой технологии, краткая презентация отеля, города или нового автомобиля. За счет воздействия на аудиторию сразу по нескольким направлениям восприятия (текст, аудио, видео) достигается полный эффект присутствия.

Производство новых медиа не является большой проблемой для издателей. Точно так же, как и в случае с корпоративными журналами, ключевым фактором успеха является производство качественного содержания. Единственное отличие новых медиа состоит в способе подачи информации, в том, как «упакован» корпоративный message.

Не «подкастом» единым

Российским издателям корпоративной прессы пока рано жаловаться на острую конкуренцию и отсутствие «незанятных» клиентов. Более того, российский пользователь в массе своей еще, мягко говоря, не готов к восприятию новых медиа. Тем не менее российские компании уже делают первые попытки перенять немецкий опыт.

К примеру, в июне этого года издательский дом «Гудок» совместно с немецким BurdaYukom («дочка» одного из крупнейших издательств Европы Burda, специализирующаяся на корпоративных медиа) выпустили журнал для клиентов компании «ТрансКонтейнер» (контейнерная «дочка» ОАО «РЖД»).

Именно в экспансии за рубеж и состоит второе (и потенциально куда более привлекательное) направление развития для немецких издателей корпоративной прессы. Подобный процесс совершенно четко встраивается в логику развития любого издательского дома. В книге Understanding media economics автор Gillian Doyle пишет: «По мере насыщения локальных рынков крупные издатели будут искать возможность для экспансии за рубеж. Использование уже опробованного формата в другой стране куда более привлекательно, чем попытка найти новую формулу для собственного рынка».

Действительно, изобретать новые «подкасты» будет все сложнее. Поэтому куда проще и выгоднее для немецких компаний будет выйти с отлаженными технологиями на пока свободные рынки. Гендиректор BurdaYukom и председатель правления немецкой ассоциации корпоративных СМИ Forum Corporate Publishing Манфред Хасенбек отмечает, что «потенциал российского рынка корпоративных СМИ трудно переоценить. Нынешняя ситуация в России напоминает то, как развивался немецкий рынок 10-15 лет назад. Поэтому мы рады нашему первому совместному проекту и готовы поделиться нашим опытом и технологиями с российскими компаниями».

Источник: «Вестник Ассоциации Менеджеров», 27.08.07