Компания "СТС Медиа" ведет переговоры о покупке "31-го телеканала", входящего в пятерку крупнейших в Казахстане. Эксперты оценивают канал в $150 млн. Вместе с "СТС Медиа" на казахский рынок выйдет и ее рекламный партнер в России - группа "Видео Интернешнл" (ВИ), которой в 1999 году пришлось уйти с казахского рынка из-за конфликта с местными властями.

О готовящейся сделке по покупке "31-го канала" Ъ рассказали в российском рекламном агентстве, чье представительство работает в Казахстане. По словам представителя компании, руководство телеканала уже объявило его сотрудникам, что он продан компании "СТС Медиа". Президент "СТС Медиа" Александр Роднянский в июньском интервью Ъ назвал Казахстан самым привлекательным рынком. При этом он отметил, что хотя в абсолютных цифрах Украина из стран СНГ и является более крупным телевизионным рынком ($470 млн рекламных сборов против $200 в Казахстане), показатель рекламных затрат на душу населения в процентах от ВВП в Казахстане растет быстрее. Вчера господин Роднянский отказался от комментариев.

В группе "Видео Интернешнл", продающей рекламу на каналах "СТС Медиа" в России, знают о намерении своего партнера выйти на казахский телевизионный рынок и переговорах с владельцами "31-го канала". "Мы действительно обсуждали с СТС возможности и перспективы совместной работы на рынках сопредельных с Россией стран, в том числе и в Казахстане, который, как мы не раз говорили, нам очень интересен", - отметил вчера гендиректор группы ВИ Сергей Васильев. Эксперты телерынка оценивают весь канал в $150 млн.

"31-й канал" входит в число крупнейших в Казахстане. По данным TNS Gallup Media Asia, по стране занимает четвертое место с долей аудитории в мае-июне 9,7%, в Алма-Ате - третье с долей 7,3%. Собственники канала не разглашаются. Однако, по словам участников рынка, "31-й канал" не входит в группу каналов, принадлежащих непосредственно членам семьи Нурсултана Назарбаева. По данным TNS, объем медиарекламного рынка Казахстана в 2006 году вырос на 37% и достиг без учета скидок $651 млн, при этом 75% пришлось на ТВ. По оценке участников рынка, реальные затраты на телерекламу в Казахстане в 2006 году составили $250-290 млн, а в 2007 году рынок вырастет минимум на 40-45%.

"СТС Медиа" управляет телеканалами СТС и "Домашний". Выручка в 2006 году - почти $371 млн, чистая прибыль - $106 млн. Капитализация на вчерашний день - $3,428 млрд.

"СТС Медиа" не планирует выводить на рынки стран СНГ свой самый успешный проект, канал СТС, в том виде, в каком он вещает в России. "Мы говорим о появлении в стране канала с участием СТС среди эфирного пакета каналов, то есть среди главных игроков местного рекламного рынка, - отметил Александр Роднянский в интервью Ъ. - Необязательно, что он будет называться СТС. Брэнд сохранится через целевую аудиторию, ценности, атрибуты, а название может быть другим".

Одной из наиболее эффективных инвестиций в казахский телерынок называет покупку "31-го канала" директор по медиаизмерениям TNS Gallup Media Александр Костюк. По его словам, канал является "одним из лидеров коммерческой части рынка". "У них хорошая техническая база и даже то программирование, которое существует сегодня, дает ему место в тройке лидеров, - отмечает он. - Если к этому добавить возможности СТС, то их позиции, возможно, усилятся". Однако включение в финансовую отчетность "СТС Медиа" пусть даже и одного из лидеров казахского телерынка на общих показателях компании не скажется, отмечают эксперты. Тем не менее это событие может быть позитивно воспринято инвесторами. "Сделка демонстрирует приверженность "СТС Медиа" концепции движения в СНГ, заявленной при выходе на IPO", - считает инвестбанкир "Ренессанс Капитала" Леонид Варпаховский.

"Видео Интернешнл" продажи рекламы на "31-м канале" позволят вернуться на казахский рынок, с которого компания была вынуждена уйти в 1999 году под давлением местных властей. "Те люди, которые заставили нас уйти, отобрав наш бизнес неэкономическими методами, сегодня признаны там преступниками (зять Нурсултана Назарбаева Рахат Алиев находится в розыске. - Ъ)", - говорит Сергей Васильев, отмечая, что Казахстан - та страна, которой группе очень не хватает, чтобы быть представленной на основных рынках стран СНГ. Сегодня ВИ уже работает на Украине, в Белоруссии, в Грузии, Азербайджане и Молдавии. Выход в Казахстан поможет группе компенсировать потери, которые понес в 2006 году ее украинский офис, отмечает топ-менеджер российского рекламной группы: ВИ потеряла контракты с каналами НТН, "Тонис" и НТКУ и не смогла получить на обслуживание новых клиентов, в результате чего ее рыночная доля, по экспертным оценкам, упала с 40% до 30%.

Источник: Коммерсантъ, 30.08.2007