С сентября печатные издания станут дороже. В первую очередь это коснется журналов. Однако не исключено, что подобные метаморфозы ожидают всю печатную продукцию. Причина - решение европейских производителей бумаги поднять цены на свой товар.

Европа "помогла" России:

Изначально речь шла исключительно о журналах. Европа обещала, что подорожает на семь процентов лишь мелованная бумага. Тем не менее все пошло не совсем так, как планировалось.

Во-первых, российские поставщики не стали дожидаться начала осени и уже с августа увеличили стоимость своих услуг на 10 процентов. Во-вторых, учли они не только закупочные изменения, но и множество других факторов. Такая ситуация сложилась повсеместно.

- Если производители повышают цены на 5 - 8 процентов с осени (UPM с сентября, а M-real c октября), то российские поставщики делают это уже сейчас, причем некоторые из них просто ставят нас перед фактом. Письмо с сообщением о росте цен мы получили в день повышения, - заявил агентству РБКdaily первый заместитель гендиректора полиграфического комплекса "Пушкинская площадь" Андрей Сулейков.

Владельцы столичных типографий сетуют: все слишком нестабильно и непредсказуемо. По их мнению, поставщики ведут себя не слишком честно, учитывая при составлении прайс-листов не только закупочные изменения.

Те, в свою очередь, оправдываются и утверждают, что просто вынуждены так действовать: выросли цены на бензин, арендные платежи, наемную рабочую силу.

Учли они даже сборы гаишников за проезд в центр города - тоже, разумеется, не уменьшающиеся. Словом, никому не интересно работать себе в убыток, вот и приходится поднимать цены. Бизнес есть бизнес.

: а мы – китайцам

Безусловно, кому-то сложившаяся ситуация пойдет лишь на пользу. И выиграют тут даже не европейские производители бумаги, из-за которых, собственно, и начался сыр-бор. Представители типографского бизнеса считают, что "собирать урожай" будут китайские производители бумаги. В настоящее время их доля на мировом рынке не превышает 20 процентов.

Однако в скором времени они могут занять едва ли не лидирующую позицию. В отличие от мирового рынка мелованной бумаги, на котором объем перепроизводства составляет около 6,5 процента ежегодно, в Китае наблюдается трехкратный рост объемов производства в год.

И если раньше это происходило в основном за счет внутреннего потребления, то теперь открывается и внешний рынок: российские типографии, в частности "Алмаз-Пресс" (Москва), уже начинают переговоры с китайскими поставщиками. Тем более что объем российского рынка, несмотря на внушительные темпы роста производства (20 процентов в год), не позволяет окупить даже одну бумагоделательную машину.

По мнению специалистов, проблема в том, что российские компании назначают слишком высокие цены и типографии вынуждены обращаться к западным производителям. Из-за высоких пошлин в этот рынок делается очень мало вложений, несмотря на то, что полиграфия во всем мире очень рентабельный бизнес.

Резкий скачок инвестиций, который позволит развить собственное производство, может произойти при отмене пошлин, но пока их никто не отменяет.

Кто за все заплатит

Пострадают, как водится, покупатели. Рост цен на мелованную бумагу наверняка скажется и на отпускной цене изданий. Если цена на бумагу растет, растут и затраты на конкретный номер. Издания просто станут дороже по себестоимости. Чтобы не терять прибылей, им придется увеличивать отпускную цену.

Плюс розничная накрутка. А платить за все это будет конечный потребитель. Правда, возможен вариант, при котором некоторые розничные продавцы постараются не слишком увеличивать цены, чтобы не отпугнуть покупателей, - прибыли тогда меньше, зато объем продаж не снизится.

Между тем в Челябинске ситуация пока довольно спокойная. Владельцы типографий не боятся никаких конкурентов: свои, местные, не страшны, поскольку повышение пройдет практически у всех и на более-менее равный процент. Китайских же не опасаются, поскольку доверяют клиентской базе.

Те, с кем данные типографии работают не первый год, не станут искать новых "печатников" ради не слишком значительного снижения себестоимости. Более того, кое-где, например в типографии "Паритет", нашему корреспонденту сказали, что о подобных рыночных изменениях вообще не слышали: "Как повысили цены в январе, так и держим".

Большинство же челябинских типографий обещают встретить сентябрь во всеоружии.

- Да, повышение цен с начала осени мы планируем, - сказал генеральный директор типографии "Два комсомольца" Вадим Кольниченко. - Это действительно связано с ростом цен на бумагу на 10 процентов и изменением таможенной пошлины.

Однако значительного подорожания не произойдет. Бумага далеко не единственная составляющая себестоимости издания. Поскольку на свою работу мы расценки не увеличиваем - только на исходный материал, - то в целом продукция должна подорожать лишь на пять процентов.

Для того чтобы скачок не был слишком резким, мы уже с августа начали поднимать цены на материалы. Конкуренции не боимся, поскольку работаем на внутреннем рынке. Скорее, это страшно для тех, кто соперничает с Китаем.

Кстати, в Свердловской области некоторые типографии поднимать цены на продукцию пока не стали.

Летом на рынке фиксируется традиционный сезонный спад, и повышать цены в такой момент не слишком уместно. Но тем более заметно будет расхождение в стоимости с начала сентября. Что касается розничной торговли, то здесь подготовка к планируемому повышению цен пока не ведется.

- Информации о предстоящем повышении у нас в настоящее время нет, - сказал директор сети киосков "Вечерний Челябинск" Сергей Смолькин. - Мы напрямую зависим от издателей, от их цен на продукцию. Проведем ли мы повышение, я сейчас сказать не готов. Все зависит от того, какую накрутку сделают издатели и наши поставщики.

Если минимальную, то, возможно, мы постараемся сдержать цены. Однако 10 процентов - это очень существенно. При этом важно еще и то, на какую именно печатную продукцию пройдет повышение. Если на дешевую, то объем продаж может снизиться, если же речь идет исключительно о глянцевых журналах, то, по-видимому, это менее серьезно.

Однако рост цен на бумагу - это не единственная проблема. В ближайшее время возможен рост стоимости расходных материалов и даже офисной мебели. Кроме того, постоянно растут и цены на электроэнергию. Так что не исключено, что стоимость печатной продукции будет расти дальше.

Р.S. Несмотря на сложившуюся ситуацию, читателям "Вечерки" не стоит беспокоиться. Цены на любимую газету остаются прежними.

Источник: Вечерний Челябинск, 31.08.07