Инфраструктура книжной отрасли: информационные ресурсы

Постиндустриальный бизнес не может полноценно функционировать без постоянного обновления информации о быстро меняющемся коммерческом мире. Одна из проблем книжного бизнеса – явная недооценка и даже пренебрежение этого очевидного факта. В данной статье попробуем дать обзор необходимой информации и порекомендовать некоторые источники для ее получения.

Начнем с классификации наиболее важной информации:

• объекты книжного дела – книги;

• субъекты книжного дела – организации (издательства, книготорговые фирмы, типографии и другие отраслевые структуры);

• персоналии – конкретные люди из книжного мира (менеджеры компаний, авторы и пр.);

• книжная жизнь – различные события, происходящие в книжном мире (ярмарки, конкурсы и пр.);

• справочно-аналитическая информация – справочники, стандарты, статистика и пр.

Традиционные методы передачи информации о книгах в виде каталогов и прайсов хорошо известны. Расскажем о менее популярных. Главным хранителем библиографии в стране назначена Российская книжная палата (www.bookchamber.ru). У РКП есть два основных проекта по этому направлению: российская библиография и российский “Букс ин Принт” (“Книги в наличии и печати”). Идеальная схема выглядит так: издательства передают информацию о книгах, подготовленных к сдаче в типографию (книги в производстве); после выхода книги и получении ее контрольного экземпляра в РКП она переводится в состояние “выпущена”; далее поступают прайсы от дилеров о реально продаваемых книгах и их ценах – таким образом, имеем полноценный “Букс ин Принт”.

Сегодня РКП предлагает различные информационные продукты в виде печатных и электронных изданий, а также онлайновых баз данных, доступных на сайте. CD-ROM “Российская национальная библиография” содержит более 1 млн. 200 тыс. библиографических записей о книгах, изданных в 1980-2005 гг. Для любителей держать книгу в руках издаются “Книжная летопись” и “Летопись российской библиографии”. Все библиографические базы основываются на обязательных бесплатных экземплярах, поступающих в РКП и далее в ведущие библиотеки страны. Поэтому обширные библиографические базы доступны на сайтах Российской государственной библиотеки (www.rsl.ru) и Российской национальной библиотеки (www.nlr.ru).

Кроме библиографии, РКП предлагает очень важную для практического маркетинга информацию в формате “Книги в наличии и печати”. Онлайн каталог можно посмотреть по адресу www.rbip.bookchamber.ru.

Обширной книжно-маркетинговой базой располагает ИМЦ “Альвис” (www.kb-alvis.ru). Основой являются еженедельные сведения о продажах в “Олимпийском” книжном клубе в Москве. За 14 лет накоплен массив около 200 тыс. записей о книгах и несколько миллионов записей с ценами на эти книги. Базу можно купить, а ежемесячные новинки публикуются в журнале “Книжный бизнес”.

Если с ресурсами по объектам – книгам дело как-то налаживается, то по субъектам такого изобилия нет. Все субъекты книжного дела можно условно разделить по уровням и функциональным типам. Федеральный, региональный и муниципальный уровни отражают сферы влияния деятельности субъекта – по всей стране или только в каком-то регионе. Для органов управления эта сфера определена законом. Для остальных субъектов понятие уровня условно.

По функциональным типам субъекты можно разбить на три основные категории:

1) управление;

2) операторы рынка – издательства, типографии, книжная торговля, библиотеки;

3) инфраструктура, необходимая для нормального функционирования отрасли – производственное обеспечение (складские и экспедиционные услуги и пр.), общественные организации (профессиональные ассоциации, некоммерческие фонды и пр.), научное и информационное обеспечение (научные и образовательные организации отрасли, профессиональная пресса и пр.).

Наиболее полно информация по субъектам представлена в электронной базе данных и печатном справочнике “Книжные предприятия” (серия “МетаКнига”). Печатное издание выходит ежегодно, а электронная версия – ежемесячно. Познакомиться с базой можно, заказав демо-версию. База доступна и через Интернет – в платном доступе на портале “Интегрум-Техно” (www.integrum.ru). Часть новых поступлений в базу ежемесячно публикуется в “Книготорговой газете” (www.book.ru).

Еще один популярный источник информации о фирмах – это каталоги книжных ярмарок. Наиболее привлекателен каталог ММКВЯ (www.mibf.ru), в котором порядка тысячи фирм – участников ярмарки. Продается база и на CD-ROM. Недостаток данного ресурса в том, что в нем преобладают издательства как основные экспоненты ярмарок.

Чего остро не хватает книжному бизнесу, так это консалтинга. При необходимости расширения клиентской базы можно подобрать адреса и телефоны потенциальных партеров, но неоткуда легально получить информацию об их товарообороте, привычке аккуратно платить, размере розничной сети. Лучше поручить издательству консультацию по подбору оптовых фирм с учетом параметров издательства.

Перейдем к персоналиям. Можно выделить два основных направления. Первое – это информация по авторам (авторы, составители, художники, переводчики и пр.). Масштабную базу данных отечественных авторов литературно-художественных произведений ведет РКП, ее объем в настоящее время составляет около 16 тыс. авторитетных записей. На недавно созданном портале ИМХО¬клуб (www.imhoclub.ru) создается каталог авторов и их книг, в котором сейчас более 40 тыс. записей.

Второе направление – ведущие менеджеры фирм (топ-менеджеры, главные редакторы, руководители ведущих подразделений и т.д.). В этой части могут помочь “Книжные предприятия”. Если кого-то интересуют редакторы книг и серий, художники, победители профессиональных конкурсов по профессиям, книжные эксперты и журналисты – то все это нужно собирать самостоятельно по самым разным источникам.

Книжная жизнь России активна и разнообразна – каждый месяц проводятся в разных регионах выставки-ярмарки, ежегодно увеличивается число профессиональных и литературных конкурсов, а еще конференции, недели книги и просто отраслевые новости. С подробной информацией о ярмарках можно знакомиться в книжной прессе, ежемесячно календарь ярмарок печатается в журнале “Книжный бизнес”. Календарь книжных ярмарок, конференций и прочих событий есть на сайтах www.book.ru, www.knigdelo.ru; подробную информацию о ярмарках надо смотреть на сайтах оргкомитетов. Разнообразных сведений о книжной жизни много везде, но специализированных структурированных ресурсов на эту тему нет.

Стандарты, статистика, аналитика – необходимые атрибуты книжного бизнеса. По стандартам и классификаторам в отрасли два законодателя – РКП, на сайте которой есть тексты многих стандартов, и НИЦ “Экономика”. РКП ведет государственную отраслевую статистику и издает справочники: “Выпуск книг и брошюр в 2006 году”, “Печать Российской Федерации” и др. Из книжной прессы можно почерпнуть богатый материал для аналитических раздумий: рейтинги издательств, хиты продаж, ассортиментные обзоры, статьи аналитического характера.

Геннадий Викторович ЗЕЛЬМАНОВИЧ

Источник: Книготорговая газета, 04.09.2007