"Поехать в Англию, запустить там таблоид и сделать их всех"

Год назад мы уже встречались с Тимуром в связи с запуском ИД "Ньюс Медиа" нового проекта — газеты "Твой день". Тогда многие задавались вопросом: зачем ИД"Ньюс Медиа" решил провести ребрендинг успешного издания, газеты "Жизнь", и запустить довольно рискованный проект — ежедневный таблоид "Твой День"? Несмотря на все сомнения и предубеждения коллег из других изданий, Тимур отстаивал свою позицию очень решительно и был готов доказывать правильность стратегии, выбранной издательским домом. Через год мы решили узнать, каких успехов добилась команда "Твоего Дня". О чем-то мы уже слышали в течение года, а на некоторые вещи теперь смогли взглянуть по-новому.

— Газета "Твой День" отметила свой первый день рождения, каковы результаты проделанной за год работы?

— Я считаю, что этот год был очень успешным для нас. Прежде всего, мы запустили и раскрутили новый бренд: динамичный таблоид для активных людей, которые хотят всегда быть в курсе событий. Конечно, сначала были сомнения, удастся ли нам завоевать аудиторию. Сейчас можно сказать: узнаваемость бренда "Твой День" очень хорошая, на уровне газеты "Жизнь" — бренда, который мы раскручиваем уже 6 лет. Если газета "Жизнь" сейчас ассоциируется со светскими новостями, скандалами, то "Твой день" уже заслужил серьезную репутацию даже среди политиков и бизнес-элиты. Одновременно с запуском газеты мы создали сайт, который тоже очень популярен и почти догнал по посещаемости сайт "Комсомолки". Задача на следующий год - стать первым сайтом среди всех СМИ. Мы сделали упор на развитие политико-экономического блока. Эта информация и раньше присутствовала в газете, но сейчас мы сделали ее приоритетом. Теперь мы можем конкурировать с "Коммерсантом" и "Ведомостями". Я считаю, что у нас стал лучше и сам материал, заметки стали на порядок выше по подаче и по докрутке.

— Пришлось ли за год пересмотреть какие-то позиции, адаптировать политику газеты, как жесткого таблоида?

— Газета стала, на мой взгляд, серьезнее и основательнее. С каждым месяцем мы ужесточаем подход к информации. Это происходит не революционным путем, мы развиваемся постепенно. Наш ИД уже шесть лет выпускает таблоид, вначале было очень трудно работать с информацией, не было агентуры, источников. Сегодня профессионализм наших сотрудников возрос, мы работаем на базе уже накопленного опыта. Мы очень аккуратно относимся к информации, тщательно проверяем ее достоверность, требуем материалы, подтверждающие ее. Это делается, чтобы не возникали неприятные ситуации как, например, с Митволем, который в интервью нам признался, что ему давала взятку компания Shell, а потом опроверг это. На следующий же день мы выложили на сайт запись интервью и разослали ее по СМИ, чтобы читатели сами могли убедиться в достоверности информации. Подобная ситуация была и с Пугачевой. В офисе ее юриста провели обыск правоохранительные органы, мы побеседовали с ее директором, выпустили заметку, а на следующий день Пугачева все опровергла. Мы поступили так же: выложили запись интервью и нашли людей, которые проводили обыск. Так мы стараемся работать с каждым фактом и прежде чем что-то публиковать, мы должны получить подтверждение. Я считаю, что это большая победа редакции.

— Подобные скандалы и судебные разбирательства довольно часто случаются с вашей газетой, считаете ли вы, что они являются издержками формата издания и избавиться от них никак нельзя?

— Понятно, что у нас принято пенять на законы: звезды жалуются, что закон не защищает их право на частную жизнь, СМИ — отстаивают право на свободу слова и открытость и т.д. Совершенных законов не бывает, и у наших коллег в Англии такие же проблемы. Скандалы, суды неизбежны для любого СМИ, тем более для ежедневного таблоида. Ясно, что претензии могут быть, особенно, если мы ориентируемся на влиятельных и известных людей, ньюсмейкеров — это люди могут позволить себе подать в суд. Мы готовы встречаться, разбираться, доказывать факты и свое право на публикацию. Сейчас идут очень серьезные разговоры в обществе, по поводу того, что можно публиковать, а что нет. Где грань, морального и аморального? Наша позиция такова: у публичных, известных людей нет личной жизни. Если такой человек появился в публичном месте, его можно снимать, спрашивать о чем-то. Понятно, что есть дома, квартиры — частная территория. Туда мы не лезем, пока, по крайней мере. Но магазины, рестораны, концерты — будь всегда готов, к вниманию СМИ, ты публичный человек, тебя люди сделали известным, ты сам к этому шел. Это издержки публичности и известности. Все это понимают и у нас, и на Западе. Единственное отличие России в том, что, если Ярмольник и Абдулов избили нашего журналиста, у нас они не понесли за это наказания. По делу Винокура, который тоже избил нашего стажера в Геленджике, мы немного продвинулись. На Западе, когда Рассел Кроу запустил телефон в человека на ресепшене, на него тут же надели наручники. Западное общество показывает тем самым, что звезды такие же люди, и если известный человек повел себя как свинья и нарушил закон, то он должен быть за это наказан. У нас же звезды полагают, что могут позволить себе все.

— То есть вы считаете, что пробуксовки в делах, подобных делу Ярмольника и Абдулова? — это издержки нашего менталитета?

— Совершенно верно. У нас такой стереотип: "Как же так, это же известный человек, фильмы с которым мы смотрели в детстве?". Многие люди робеют перед знаменитостями. Культ личности у нас в крови.

— Тогда немного провокационный вопрос. Когда вы участвовали в небезызвестной передаче на Первом канале, которая была как раз посвящена упомянутому скандалу, вы как-то не очень решительно отстаивали свою позицию. Чем можете объяснить свою неожиданную робость?

— Не очень решительно, в смысле - не оскорблял людей? До оскорблений ни я, ни мой коллектив не собирались опускаться. Мы сразу приняли решение, что будем решать вопрос законными методами. Думаете, мне не хотелось самому поехать к Александру Гавриловичу и навалять ему, в тот момент, когда я узнал, что избили моего журналиста? Честно признаюсь, очень хотел. Первый день эмоции просто лились через край, но у нас хватило разума не делать глупостей. Конечно, в тот день я звонил Абдулову, и у нас состоялся не один очень эмоциональный разговор. Наши человеческие отношения, естественно, после этого испортились. Поступок его я не могу принять. Что касается передачи, считаю, что мы четко обозначили свою позицию. Мы говорили языком фактов, а не эмоций.

— Вернемся непосредственно к деятельности газеты. С какими трудностями пришлось столкнуться за этот год?

— Трудности возникают ежедневно. Но человек так устроен, что старается не запоминать плохое, а остается в памяти остается только хорошее. Если мы допускаем ошибки, то сразу садимся и обсуждаем их, делаем выводы. Безошибочного алгоритма работы – не бывает. Нашим сотрудникам приходится нелегко, у нас очень высокие требования — дисциплина, работа с темой, материалом. Не все выдерживают, но тем, кто остается, очень нравится такой стиль работы.

— По вашим ощущениям, какая победа была самой значительной в жизни газеты?

— Было много побед и разных ситуаций. Была ситуация, когда у нас отключали электричество, мы тогда писали про РАО ЕС. Было происшествие с Абдуловым, когда нам пришлось отстаивать права своих журналистов. И мы первые предали огласке подобный скандал. Победой можно считать и наш сайт, который вышел на второе место за год, ежедневно у нас порядка 150 тыс. посещений. А в принципе все наши победы можно отследить по газете, скрытых побед у нас нет.

— Год назад вы упоминали о проблемах с распространением нового издания. Вы все также сталкиваетесь с этими проблемами? В каких городах сейчас распространяется "ТД"?

— Если говорить про газету "Твой День", мы запускали проект в 20 городах-миллионниках. В этих городах он продержался около полугода, в большинстве городов мы его свернули. Главная причина — финансовая несостоятельность граждан, низкий уровень доходов в регионах. Для большинства семей покупать ежедневную газету — непозволительная роскошь. "Твой День" — это таблоид, то есть газета массовая, которая должна охватить самых простых людей, а если у них нет денег, газета не будет успешной. Поэтому мы оставили четыре города: Москву, Санкт-Петербург, Ростов и Екатеринбург. Все зависит от уровня жизни. Просто присутствовать на рынке, чтобы говорить, что у нас 20 газет в регионах, мы не можем. Мы прибыльный проект. Поэтому мы свернули все неприбыльные газеты. Мы пришли к выводу, что вся Россия пока не готова к такому таблоиду. По поводу распространения, с "Твоим Днем" были проблемы поначалу, т.к. никто не знал бренд. Многие спрашивали, зачем нам это нужно, если есть "Жизнь", считали новый проект самоубийственным. Большинство людей не любит изменений, а мы, наоборот, их любим. Распространители сомневались. Сейчас все нормально, газету знают, ей доверяют, никаких сложностей нет.

— При запуске газеты "ТД" была проведена массированная рекламная кампания, она помогла переломить сознание распространителей?

— Конечно, бренд примелькался, и стало понятно, что это за газета, чем она отличается от "Жизни". Постепенно люди привыкли к нам. Вообще рекламная кампания сработала очень хорошо, повлияла на всех: читателей, распространителей, рекламодателей. Сбор рекламы тоже увеличился. Мы сломали стереотип рекламодателей о том, что таблоид — это скандальная газета и размещать рекламу в ней плохо. Поначалу от нас просто шарахались. Сейчас они поняли, что мы серьезное и популярное издание и реклама у нас работает. До сих пор, правда, возникаюттрудности с крупными компаниями, у которых большое самомнение. Но в данном случае время работает на нас.

— В прошлом году вы упоминали, что газета окупается, главным образом, за счет продаж, а не рекламы. Каково сейчас соотношение между доходами от продаж и рекламы?

— Раньше у нас от рекламы шло около 10% прибыли, теперь эти показатели выравниваются, точное процентное соотношение не могу назвать. Но тенденция хорошая. Мы идем правильным путем. Понятно, что идти нам еще долго. Реально от рекламы должно поступать 70—80% прибыли — это нормальная ситуация. Газета должна получаться практически бесплатной. Сейчас наша рекламная служба развивается, растет.

— Вы рассчитываете продолжать раскрутку издания или считаете, что "ТД" уже зарекомендовал себя на рынке?

— Мы думаем запустить еще одну рекламную кампанию, уже работаем с несколькими агентствами, но пока не видим хорошей, забойной, креативной идеи ни для "Твоего Дня", ни для "Жизни". А просто так запускать среднюю кампанию, чтобы освоить бюджет, мы не хотим.

— С другой стороны, в профессиональной среде вас порой обвиняют в информационном спаме, настолько подробно вы отчитываетесь о жизни в ИД.

— Я считаю, что это просто хорошая работа PR-службы, это их задача - сообщать о жизни газеты. Три-четыре года назад вы о нас никакой информации не нашли бы, мы вообще ничего не рассказывали. Мы были очень закрытой газетой, думали, что у нас столько секретов и о них никому не надо рассказывать. Когда мы прочно встали на ноги, осмотрелись, поняли, что в политику можно строить иначе. Теперь мы стремимся к максимальной прозрачности, чтобы люди понимали, что здесь происходит.

— Какова ситуация в сегменте ежедневных таблоидов на сегодняшний день? Год назад вы утверждали, что "Твой День" чуть ли не единственное подобное издание. Могут ли у вас в скором времени появиться конкуренты?

— Я и сейчас считаю, что "Твой День" — единственное подобное издание. Хотя на рынке случиться может все. Пока же я не вижу здесь движения и не вижу команды, которая могла бы сделать качественный таблоид. Даже, если взять практически невозможный вариант — приход западного издания, то этой команде будет крайне сложно работать в наших условиях. Они не знают, ни наших реалий, ни психологии. Если же они попытаются создать команду из российских специалистов, то реально знающих и умеющих людей, знакомых со спецификой работы таблоида, на рынке не найдешь.

— Вопрос,к вам как к специалисту, занятому в сфере медиа. Какие тенденции на сегодняшний день вы отмечаете для себя на рынке? В России и в мире?

— Глобальная тенденция — отмирание бумажного контента и переход газет в онлайн. Недавно ездил в Лондон, газету Sun для встречи с коллегами и обмена опытом. Они активно переходят в онлайн, очень много споров по этому поводу. В газете Guardian очень мощный онлайн- проект. Если в Sun редакция газеты 400, а онлайн работают 50 человек, то в Guardian редакция бумажной версии 300 человек, а онлайн 250. Даже по количеству людей можно определить направленность и приоритеты. Нужно понимать возможности, которые дает Интернет: аудио-, видео — материалы становятся более динамичными. К тому же новости в бумажной газете — это всегда вчерашние новости, а онлайн дает возможность знакомиться с последними новостями. Переход на онлайн режим во многом зависит от рекламы. Потоки рекламы и у нас, и у них гораздо больше в бумажной версии, она прибыльнее. Как только рекламодателей удастся перевести в онлайн, этот процесс станет происходить еще более активно. Сейчас деньги плавно переводятся в Интернет. Но тут встает другой вопрос: если у вас появляется эксклюзивная информация, что делать? Пускать ее в Интернет? Тогда ее обязательно перепечатают конкуренты, и бумажная версия проиграет. Или же ждать следующего дня и давать ее в бумажной версии. Это борьба между бумажным контентом и онлайном. Бумажная версия вряд ли совсем отомрет в ближайшем будущем, но ставки будут делаться на Интернет. Что касается России, тут главная тенденция, на мой взгляд, — это то, что у нас очень медленно и тяжело газета становится прибыльным бизнесом. У нас газеты никогда не были доходным делом, издавать газету было просто модно, или же это был инструмент влияния. Когда издательством занимается человек с другими источниками доходов, он мало заинтересован в том, чтобы делать качественное, конкурентоспособное издание. Сейчас на рынке прибыльных изданий очень мало. Сегодня люди стали понимать, что газета — это бизнес. Я считаю, что наша ситуация очень показательная. Когда творческий коллектив, прибывший из Ульяновска, смог создать без посторонних доходов прибыльный бизнес- проект, мы доказали, что газета может стать окупаемой.

— Каковы планы на ближайшее будущее?

— На ближайшее? Работать. Если вас интересуют глобальные планы - поехать в Англию, запустить там таблоид и "сделать" их всех.

Источник: Mediaguide.Ru, 06.09.2007