На сегодняшний день не каждый регион может похвастаться выпуском журналов о здоровье. В основном все издания сосредоточенны в Москве и их довольно немного. Каждый год ведущая исследовательская компания в области СМИ и рекламы TNS Gallup Media выявляет изменения читательских предпочтений. На российском рынке журналов о здоровье изменения не столь заметны, но они есть. Обусловлено это тем, что данная ниша весьма сложная, обладающая своей специфичной структурой развития. В ней можно выделить три сегмента: издания высокого, среднего и низкого уровня. Классификация построена на основе качества продукции.
Так газета ЗОЖ будет относиться к низкому уровню, в отличие от журнала "Здоровье", относящегося к высокому уровню глянцевых журналов. Печатная продукция о здоровье рейтингуется в разделах: семья, журналы о здоровье, о семье, о детях. Если говорить о международном опыте, то только в нескольких странах, таких как Франция, Италия, Америка (журнал Health) существуют специализированные журналы о здоровье. В большинстве европейских стран тема здоровья является лишь разделом в женском/мужском журнале.
Если говорить о читателях, то большую их часть составляют, естественно, женщины. Но это не значит, что издания работают только на женскую аудиторию. Есть такие журналы, как "Здоровье школьника", Men's Health, "Детское здоровье", также существует немало интернет-журналов о здоровье.
В период с 1994 по 2005 гг. более двадцати изданий прекратило свое существование. К ним можно отнести: "Семейный доктор", "Формула здоровья", "100% здоровья", "Планета здоровья", "Она/здоровье", "МК/здоровье", "Таблетка", "Медицинские рецепты", "Материнство", "Улица Сезам для родителей", "Вырастайка", "Витамин счастья", "Здоровье tet-a-tet", "Медицинские новости", "Вита", "Неотложка", "Доктор Вера", "Ваш любимый малыш", "Спид-инфо/здоровье", "Школа здоровья". Закрывались издания по разным причинам. В основном из-за низкого рейтинга, который влечет за собой отказ рекламодателей от журнала как от рекламоносителя. А так как реклама является немаловажным источником дохода, неконкурентоспособные журналы закрывались, уступая место наиболее рейтинговым. Благодаря свободной экономике на рынке появляются все новые и новые журналы о здоровье.
Ярким примером стало возвращение приложения "АиФ. Здоровье". Теперь оно выходит в двух экземплярах - добавился глянцевый вариант журнала. ИД "Бурда" приобрел журнал "Домашний доктор", который недавно был закрыт. Теперь журнал перезапускается, так как целенаправленного издания о здоровье "Бурда" не имеет. Журналы "Лиза. Добрые советы" и "Лиза. Мой ребенок" нельзя назвать специализированными. Печатаются журналы о здоровье в равной степени, как в России, так и за рубежом. "Здоровье" печатается в Финляндии, "АиФ Здоровье" - в России, так как у издательства своя типография. Татьяна Ефимова, президент и главный редактор Издательского дома журнала "Здоровье" (журналы "Здоровье", "Худеем правильно", "Не болей!", "Для тех, кто лечит"), рассказала "Новостям СМИ" об особенностях ИД "Здоровье": "В издательском доме работает более 80 человек. Журналисты - это своеобразные эксперты в области медицины, красоты, фитнеса, питания. В штате есть и два дипломированных врача, которые работают редакторами. Отделов как таковых нет, мы пересмотрели структуру и теперь работаем по рубричной системе: руководствуемся исключительно интересностью и актуальностью материала в определенные рубрики"
Издания по-разному завоевывают свою публику - интересным с точки зрения стратегического хода можно назвать решение ИД "Бурда" благодарить авторов писем, опубликованных в журнале "Домашний доктор", денежными премиями. Напомним, что концепция журнала весьма интересная - вместо привычных статей, в журнале публикуются письма читателей. Немаловажен и тот факт, что труд журналистов оплачивается относительно общего фонда заработной платы. Отличаются лишь гонорары в зависимости от трудоемкости материала.
Реклама
Ниша изданий о здоровье небольшая. К тому же в России само здоровье и забота о здоровье не являются превалирующей ценностью. Поэтому очень небольшое количество товаров на рынке, даже напрямую имеющих отношение к здоровью (например, продукты питания, косметика, обувь, фитнес и др.), позиционируются в нише здоровья. Вероятно, даже среди рекламодателей очень немногие видят огромный потенциал, заложенный в самом слове "здоровье" и правильной заботе о здоровье. В отличие от американского рынка, где в журнале Health много рекламы банков, страховых компаний, автомобилей, в большинстве российских изданий в нише здоровья на первый план выходят фармакология, медицинские центры и косметические услуги.
Благодаря высоким рейтингам и оригинальной концепции, журналу "Здоровье" удается привлекать рекламу и из других товарных групп - это производители косметики, фармацевтики, продуктов питания, бытовой техники и др. Это огромный плюс для издания, так как доля доходов от рекламы может составлять 50-60%.
"Журналы о здоровье используют совершенно традиционные рекламные методы продвижения на рынке - это телевидение, радио. Прекрасно работает телевидение, хотя оно и дороже, но реклама появляется в эфире и рейтинги журнала быстро растут", - таково мнение Игоря Мосина. С ним не согласна главный редактор самого популярного журнала о здоровье Татьяна Ефимова. По ее словам, в силу не очень большой ниши, реклама на телевидении слишком дорога и целесообразнее наружка и реклама в местах продаж. Часть тиражей по-прежнему распространяется по подписке. У "Здоровья" в силу традиции - самая большая подписка. Хотя доходы от нее не растут. Розничная стоимость журналов колеблется в зависимости от места продажи. Журнал "Здоровье" выходит в розницу с тетрадкой - приложением по Москве. "Здоровье. Столица" на 32 полосы больше регионального выпуска, поэтому себестоимость у него выше.
Из всего вышеупомянутого можно сделать вывод, что на российском рынке журналов о здоровье есть три явных лидера: журнал "Здоровье" ИД "Здоровье" (лидер, который оставляет всех конкурентов далеко позади относительно рейтинга по России и в частности, по Москве), журнал "Женское здоровье" ИД "Женское Здоровье" и "Красота и здоровье" ИД "Деловой мир". Стоит указать и тот факт, что на четвертом месте оказался журнал "Худеем вместе", принадлежащий ИД "Здоровье". Это говорит о том, что ИД "Здоровье" ведет правильную политику. Как будет развиваться рынок - покажет время, но уже сегодня понятно, что так или иначе издания о здоровье будут появляться снова и снова. Конкуренция весьма предсказуемая: сильнейшие будут оставаться, слабые - исчезать. Так крупные издательские дома к общей ситуации на рынке относятся спокойно, изданиям поскромнее требуется искать более удачные пути развития.
Источник: SMI.RU
18.09.07