Зарубежных инвесторов привлекает отечественный издательский рынок. Однако крупные российские компании, по их мнению, не имеют особых перспектив

Книгоиздатели с Запада сегодня не скрывают заинтересованности в присутствии в России. Она подстегивается потенциалом рынка: при объеме более чем 2 млрд долларов он ежегодно растет минимум на 10-12% благодаря удорожанию печатной продукции. Однако лидеры российского книжного рынка слишком закрыты и непрозрачны, поэтому, вероятнее всего, в ущерб быстрому захвату рыночных долей иностранцы и непрофильные инвесторы предпочтут покупать небольшие нишевые издательства, имеющие четкую специализацию и понятную структуру, чтобы строить на их основе качественные издательские холдинги. Первые примеры уже есть: международный концерн Wolters Kluwer с ежегодным оборотом 3,5 млрд евро недавно приобрел небольшое издательство «БЕК». По этому же пути идут и отечественные непрофильные инвесторы. Например, предприниматель Александр Мамут сформировал свой издательский холдинг «Аттикус Паблишинг» путем приобретения трех специализированных издательств. Поэтому крупнейшие отечественные книгоиздатели, которые, в свою очередь, стремятся заполучить стратегического инвестора, в обозримом будущем могут остаться не у дел, если не предпримут экстренных и эффективных шагов по реорганизации своей структуры.

Игры в потоке

Снижение тиражей книг и брошюр не только российская тенденция - так происходит во всем мире. Причина лежит на поверхности: место привычных книжек занимают новые медианосители. Но в отличие от западных стран в России книжному рынку есть куда расти в денежном отношении. «Все входящие материалы мы потребляем по мировым ценам, а продажи осуществляются по ценам в разы меньшим, чем на развитых рынках», - объясняет журналу «РБК» гендиректор издательства «Эксмо» Олег Новиков. По словам эксперта рынка Олега Савича (долгое время проработал в компаниях «Эксмо» и «Олма-Пресс»), стоимость продукции неуклонно возрастает: за последние три-четыре года она удвоилась и сегодня составляет 4-6 долларов за книгу. Между тем в той же Европе книги стоят 15-25 долларов. Предполагаемое увеличение маржинальности должно привлекать западных книгоиздателей, которые практически исчерпали возможности для роста прибыльности у себя дома.

Выход в нашу страну иностранцев тем более логичен, что говорить о консолидации отечественного книжного рынка пока не приходится: суммарная доля крупных игроков, таких как «Эксмо», ACT, «Олма-Пресс», «Росмэн», «Азбука» и «Просвещение», - около 40%. И все они сходятся в одном: для укрепления позиций нужны сторонние инвесторы. «Дальнейшее развитие должно происходить за счет привлечения средств», - заявил журналу «РБК» директор издательства «Махаон» Аркадий Витрук. При этом издатели рассматривают все возможные способы, в том числе и вывод компании на биржу.

Последнее, впрочем, пока представляется малоперспективным: для того чтобы эффективно провести IPO, стоимость компании должна быть не менее 500 млн долларов. А даже лидеры рынка -ACT и «Эксмо», по оценкам экспертов, не могут похвастаться такими достижениями. Поэтому стратегическии инвестор - сегодня оптимальный вариант для российских издательств.

Не долей единой

Однако ведущие игроки нашего книгоиздательского рынка вряд ли интересны иностранным инвесторам. «Чтобы стать более инвестиционно привлекательными, им надо обеляться. Нужна публичная отчетность и формализованные отношения с авторами, нужно, чтобы слова «МСФО», «аудит» не были для отрасли пустым звуком», - отмечает Олег Новиков. Директор издательства «Текст» Ольгерт Либкин добавляет, что необходима работа с читателем. «Надо возвращать людей к чтению, книга должна быть элементом интеллектуального престижа. Но это глобальная задача, которую не решить быстро», - полагает он.

К тому же крупнейшие издательства очень мало заботятся о сохранении своих рыночных позиций и «выезжают» за счет масштабов, давящей ассортиментной политики. Средняя рентабельность по рынку сегодня составляет 4-5%, однако, по словам Ольгерта Либкина, в востребованных читателями кластерах вроде гламурной литературы, фэнтези и детективов она существенно выше - 60-70%. Поэтому большинство серьезных игроков предпочитают работать именно с этими сегментами, «насыщая» их любыми подходящими книгами. Это приводит к тому, что прибыль компаний сильно зависит от успешного попадания, а предсказать продажи той или иной книги не может никто.

Маленькие интереснее

В таком ключе небольшие издательства, не выделяющиеся пока серьезными объемами производства и рыночными долями, выглядят привлекатель¬нее. Они более мобильны, способны быстрее реагировать на изменения читательских вкусов. И главное - в основном все они специализированы, то есть работают на конкретную целевую аудиторию. Инвесторы, добавляет Олег Савич, будут гораздо быстрее принимать решения, когда средняя стоимость книги достигнет 8-10 долларов. По его мнению, рынок придет к этому через два-три года, однако у небольших издательств уже сейчас проекты высокомаржинальные. Правда, у них есть свои недостатки. «Мелкие издательства часто имеют более креативный подход к оформлению, материалам для книг, но у них нет налаженной системы сбыта и раскрученных имен авторов», - считает генеральный директор розничной сети «Буквоед» Денис Котов. Однако для инвесторов эти недостатки выглядят не такими серьезными.

Издатели рассматривают разные способы привлечения инвестиций, в том числе и вывод компании на биржу

Подтверждением стали две сделки, вызвавшие резонанс на рынке. Осенью прошлого года предприниматель Александр Мамут приобрел книжные издательства «Иностранка» и «КоЛибри» в дополнение к уже имевшемуся в его активе «Махаону» и объединил их в издательский дом «Аттикус Паблишинг». По оценкам экспертов, сумма сделки составила 3-4 млн долларов, мотивом для покупки послужила личная заинтересованность г-на Мамута в создании собственного издательского холдинга. А в этом году на российский рынок вышел международный концерн Wolters Kluwer с ежегодным обороом 3,5 млрд евро, купив небольшое издательство «БЕК». Генеральный директор Wolters Kluwer в России Хольгер Цшайге в беседе с журналом «РБК» предположил, что по тому же пути пойдут и другие зарубежные издательства. «Российский рынок очень привлекателен для Запада с точки зрения масштабов, - рассуждает он. - Но иностранцам пока не совсем ясно, как на него выйти. Самая общая и понятная стратегия в этом случае - покупка какого-нибудь локального игрока».

Лидеры не сдаются

Вероятно, эти сделки заставили крупнейших участников рынка серьезно задуматься. Два из них - ACT и «Эксмо» - заявили о реорганизации бизнеса, правда, делают это по-разному, и в каждом случае есть свои «но». Так, ACT практикует глобальный подход, стремясь накрыть большинство сегментов рынка: художественная, учебная, деловая, прикладная литература, атласы, путеводители, энциклопедии. Для присутствия в каждом из них компания покупает мелкие издательства и редакции (к примеру, издательство «Аванта+», выпускающее энциклопедии, и «Аверс», выпускающее атласы автодорог). Кроме того, для сбыта ACT организовала себе «карманную» розничную сеть «Буква», более 200 магазинов которой расположены в регионах России. Но явный минус ACT - в полном отсутствии брендинга. «По какому принципу они отбирают книги для издания, непонятно», - комментирует эксперт рынка Сергей Макиенко. Неудивительно, что сегодня перед компанией довольно остро встает вопрос перепроизводства. По мнению Олега Савича, возврат нереализованной продукции составляет 15-30%. Это мешает развиваться и «Букве»: здесь представлено не то, что пользуется спросом, а ассортимент ACT. «У нас слово «клиентоориентированность» еще и выговаривать-то не научились, не то что реально работать в таком ключе», - сказал журналу «РБК» генеральный директор сети «Новый Книжный» Михаил Иванцов.

«Эксмо» пытается соизмерять тематику и объемы своих тиражей с реальными потребностями рынка. Но стратегия компании пока выражена недостаточно четко. В целом заметно, что издательство стремится переключиться на более дорогие и серьезные издания, сокращая долю детективов и увеличивая выпуск словарей и справочников. Как следствие, объемы возврата у «Эксмо» ниже, чему ближайшего конкурента. По мнению Олега Новикова, он составляет около 2%, а Олег Савич оценивает его в 5%. С точки зрения диверсификации бизнеса «Эксмо» поступило довольно оригинально: в начале сентября издательство совместно с лидером российского рынка аудиокниг компанией «СИДИКОМ» объявило о создании структуры, которая, по предварительным оценкам, займет порядка 50% рынка аудиокниг, оцениваемого сегодня в 10 млн долларов и имеющего большие перспективы роста. Выход в этот сегмент можно расценивать как заявку на лидерство «Эксмо» в нише новых медианосителей, что сделает компанию более привлекательной в глазах потенциальных инвесторов.

Источник: РБК

28.09.07