B&FM: Какие игроки определяют сегодня расстановку сил на рынке подписки?
АНДРЕЙ Шишлин: За последние несколько лет рынок распространения из системы, основанной на эксклюзивной дистрибуции, превратился в систему свободной конкуренции. По результатам подписной кампании на первое полугодие 2007 года 49,6% рынка подписки приходится на долю агентства "Роспечать" (вместе с аффилированной структурой - Агентством подписки и розницы), МАП занимает 33,7%. На остальных игроков в общей сложности приходится менее 17% рынка. Несколько лет назад основная интрига рынка заключалась в конкуренции МАП и "Роспечати". Тогда наше агентство росло беспрецедентными темпами, а доля "Роспечати" уменьшалась. Сегодня рынок устоялся, и самым важным является вопрос, кто сможет стать технологическим лидером. Это особенно важно в связи с возможным приходом на рынок зарубежных инвесторов.
B&FM: Какие иностранные стратегические инвесторы могут выйти в российский сегмент подписки?
АШ: В апреле 2007 года на рынке появилась информация о возможной покупке агентства "Роспечать" распространительским подразделением финского холдинга Sanoma - компанией Rautakirja. Известно, что эта компания уже долгое время ведет переговоры с различными распространителями печатных СМИ, в том числе с подписными агентствами. Судя по всему, происходит выбор оптимального способа укрепления позиций на российском рынке. Сегодня Rautakirja, пожалуй, наиболее активный игрок на рынке распространения в целом, от которого можно ожидать новых крупных инвестиций (в начале августа компания приобрела дистрибутора и импортера периодики Press Point International и розничную сеть HDS CIS-B&FM).
B&FM: За шесть лет работы МАП превратилось в крупнейшего игрока рынка подписки. Как удалось обойти конкурентов?
АШ: По доле рынка МАП пока занимает второе место, хотя темпы роста у нас самые высокие. В 2001 году МАП предложило рынку каталог, созданный по новой технологии с отдельным выпуском для каждого региона и конечными подписными ценами, которые были на 15-20% меньше, чем у конкурентов. В этом смысле современное развитие российского рынка подписки можно условно разделить на "домаповскую" и "маповскую" эры. Оборот компании в 2006 году вырос почти в 60 раз по сравнению с 2002 годом. Чистая прибыль МАП в 2006 году в 32 раза превысила прибыль, полученную компанией в 2003 году. Технология МАП позволила сделать выгодной работу с региональными издателями. Поэтому в каталоге российской прессы "Почта России", издаваемом МАП, региональных индексов на порядок больше, чем в каталогах конкурентов.
Сегодня мы пришли к убеждению, что темпы роста компании не единственный показатель развития. Рост должен быть органическим, сопровождаться структурными изменениями компании, поиском новых технологий развития. Для этого необходимо предложить каждой группе потребителей удобную для нее форму подписки. Особая роль - у программ, рассчитанных на средний класс, самую читающую социальную группу. Важную роль играют отношения с издателями. МАП предлагает им комплексные программы продвижения. Для хорошего тиража надо сделать издание узнаваемым.
B&FM: На рынке подписки традиционно не любят говорить о финансовых результатах деятельности. С чем это связано?
АШ: Большая часть подписных изданий распространяется через систему доставки ФГУП "Почта России", оценивающей рынок с точки зрения тиражей, а не финансовых показателей подписных агентств. Далеко не все издатели готовы открывать свои финансовые показатели. Сделав это, мы тем самым будем экстраполировать результаты издателей.
B&FM: Можете назвать хотя бы относительные цифры?
АШ: По предварительной оценке, во втором полугодии 2007-го относительно того же периода прошлого года МАП демонстрирует рост по обороту на 14,5%, по доходу (прибыль плюс налоги) - на 18,5%.
B&FM: Каким будет, по-вашему, рынок через пять лет?
АШ: Общий тренд рынка сегодня - движение по американской модели, то есть к росту подписки и уменьшению розницы. Даже "Почта России", имеющая самую большую в стране сеть розничного распространения печатных СМИ, не в состоянии достичь высокой рентабельности в этом сегменте. Очевидно, что эта тенденция получит дальнейшее развитие. Сегодня в России по подписке в среднем реализуется около 29% совокупного тиража печатных СМИ. В США и Канаде на долю подписки приходится 85-88% тиражей.
B&FM: То есть подписка более рентабельна, чем розница?
АШ: Рентабельность МАП составляет около 10%. Для сравнения: по данным Ассоциации распространителей печатной продукции, в 2006 году рентабельность оптовых поставок печатных СМИ составила 0,5%, дистрибуции в супермаркетах - 2,1%, розничных продаж через киоски - 5%, продаж через минимаркеты и специализированные магазины - 8,2%. B&FM: Как строятся отношения МАП с партнерами?
АШ: Подписной каталог МАП выходит под брэндом стратегического партнера - "Почты России". Любая форма сотрудничества с клиентами предусматривает трехстороннее участие: агентство, издатели, "Почта России". С издателями мы заключаем агентские договоры и договоры поставки. В соответствии с первыми МАП работает за агентское вознаграждение. Договоры поставки предполагают, что мы выкупаем у издателя его тиражи. Соотношение и тех и других видов договоров у нас примерно равное.
B&FM: Эксперты рынка уже несколько месяцев говорят о возможном выходе МАП из холдинга "Логос"...
АШ: Холдинг "Логос" - сложная структура. Сегодня в нем происходят преобразования, направленные на повышение самостоятельности составных частей. "Логосу" принадлежит доля акций МАП, и выход агентства из холдинга может быть осуществлен лишь путем выкупа акций. Сегодня этот вопрос не стоит на повестке дня.
Источник: WWW.MAP-SMI.RU
04.10.07