Издательство «Эксмо», одно из крупнейших в России, завершило сделку по приобретению 25% издательства «Манн, Иванов и Фербер», специализирующегося на издании деловой литературы. Участники рынка объясняют сделку желанием «Эксмо» консолидировать рынок и повысить стоимость компании, чтобы в дальнейшем привлечь финансового инвестора.
Издательство «Эксмо» образовано в 1991 году, выпускает более 8 тыс. наименований книг в год общим тиражом около 80 млн экз. По собственным оценкам, компания занимает 14% российского книжного рынка. Компания владеет контрольными пакетами сетей «Новый книжный» и «Буквоед».
Издательство «Манн, Иванов и Фербер» создано в 2005 году Михаилом Ивановым, Игорем Манном и Михаилом Фербером. Издательству принадлежат права на более 50 наименований книг.
О том, что одно из крупнейших российских издательств «Эксмо» завершило сделку по приобретению 25% плюс одна акция издательства «Манн, Иванов и Фербер», РБК daily рассказал источник, знакомый с ходом переговоров. По его словам, переговоры длились более года и завершились в прошлом месяце. Гендиректор «Эксмо» Олег Новиков и совладелец «Манн, Иванов и Фербер» Михаил Иванов подтвердили эту информацию. Издательство «Манн, Иванов и Фербер» в равных долях принадлежало его основателям — Михаилу Иванову, Михаилу Ферберу и Игорю Манну. Как отмечает собеседник РБК daily, теперь у всех четырех партнеров практически равные доли — по 25%. «Эксмо» дает нам новые каналы дистрибуции. Кроме того, с помощью крупного издательства мы хотим расширить наши возможности: одновременно с выходом бумажной книги мы будем выпускать ее аудиоверсию и видеокурсы», — отмечает г-н Иванов.
По оценке участников рынка, стоимость 100% издательства может составлять 3—4 млн долл.
Это уже второе приобретение «Эксмо» за последний месяц: в начале сентября издательство купило 51% подразделения аудиокниг компании «Сидиком», занимающей 23% этого рынка. Также, по словам топ-менеджера крупного издательства, с начала года «Эксмо» вело переговоры о покупке издательства «Росмэн». «Но переговоры завершились ничем, стороны не сошлись в цене», — говорит собеседник РБК daily.
Участники рынка считают развитие сегмента бизнес-литературы перспективным направлением. «Это один из самых рентабельных сегментов в книжной рознице: дорогие книги, нацеленные на аудиторию с высокими доходами. Если средняя цена обычной книги составляет 150 руб., то книги в сегменте бизнес-литературы — 250—300 руб.», — говорит гендиректор «Олма Медиа Групп» Дмитрий Иванов. С ним соглашается директор по маркетингу «Мир книги» Зафер Токер: «Приобретение издательства, работающего на рынке деловой литературы, позволит «Эксмо» расширить продуктовую линейку и привлечь новых покупателей». Он отмечает, что эта сделка — продолжение консолидации раздробленного российского книжного рынка. Финансовый директор «АСТ» Олег Бартенев отмечает, что консолидация рынка идет уже два-три года, но очевидной стала лишь с конца 2006 — начала 2007 года. «Сейчас идет борьба между нами и «Эксмо» за долю компании на рынке, которая позволит получить большую стоимость компании при продаже», — говорит г-н Бартенев. Он отмечает, что все крупные игроки книжного рынка стараются привлечь финансовых инвесторов. «При объеме рынка более чем в 2 млрд долл. инвестиционные возможности игроков не превышают 200 млн долл. А для активного развития отрасли необходимо не 10% от объема рынка, а 50—100%. Поэтому мы очень заинтересованы в привлечении инвестиций, которые позволят за два-три года преобразовать типографии и розничный сегмент».
Источник: РБК daily
04.10.07