Совокупные инвестиции в новые проекты превысили $17 млн. Генеральный директор ОМ Даниил Купсин рассказал, зачем холдингу понадобилась еще одна радиостанция и как скоро инвестор надеется окупить свои затраты. А также ответил, почему у него в кабинете висит потрет Владимира Путина, и какое отношение это имеет к предстоящим выборам.
Даниил, говорят, вы недавно приобрели журнал "Популярные финансы" - это правда? - Я подтверждаю факт приобретения журнала. Он логично вписывается в стратегию развития нашего холдинга. Многие из наших рекламодателей чувствуют дефицит качественного делового глянца. "Популярные финансы" имеет лояльную, хоть и небольшую, аудиторию. Думаю, нам удастся сделать журнал интереснее.
Что будет с журналом - изменит ли он свой формат, будет ли обновлен редакционный состав?
- Сейчас мы работаем над созданием улучшенного концепта издания. Ниша очень интересная и перспективная для нашего холдинга. Планов по смене главного редактора нет.
На кого рассчитана ваша новая радиостанция "Кино&FM"?
- На тех, кто любит кино и музыку из кинофильмов. Кино является одним из немногих ценностей, которые объединяют людей вне зависимости от их социального статуса. Это тот редкий случай, когда аудитория радиостанции охватывает широкий слой слушателей. На канале круглосуточно звучит музыка из популярных фильмов: зарубежных, советских и российских. Это развлекательная музыкальная радиостанция с элементами ток-шоу и диджейских рубрик. С одной стороны, "Кино&FM" будет использоваться в качестве дополнительной площадки для продвижения кинопродукции. С другой - рассказывать новости киноиндустрии: чем заняты известные актеры и режиссеры, кто как себя вел на съемочной площадке, каковы бюджеты блокбастеров. Интерес к киноиндустрии налицо, это видно по темпу роста кинотеатров и прокатных сборов, в Россию приходят мировые прокатчики и студии, причем уже не через посредников, а напрямую. Главное - "Кино&FM" будет дарить позитивные эмоции через воспоминания о любимых фильмах.
Каков бюджет "Кино&FM"?
- Не могу этого сказать, мы закрытая компания, которая не обязана никому, кроме налоговых органов, что-либо рассказывать. Когда со временем, дай бог, наш холдинг станет публичным, я с удовольствием раскрою все карты, но в данном случае такой задачи передо мной не стоит. Отмечу лишь, что с учетом покупки частоты, рекламной кампании, затрат на создание контента и дополнительного технического оснащения проект обошелся в более чем $12 млн.
У кого была приобретена частота, на которой вещает "Кино&FM"?
- У частных лиц. Частота была свободна, вещания на ней до нас не было.
Какие сроки окупаемости установлены для новой радиостанции?
- Мы планируем выйти на окупаемость через 2-3 квартала. Планируемая доходность инвестированного капитала - не менее 30%. С учетом достаточно небольших капитальных вложений, думаю, нам это удастся за несколько лет. Для сравнения - Business&FM была рассчитана на выход самоокупаемости через 2,5-3 года, что для информационного радио и вообще для любого информационного продукта более-менее вменяемый срок. Могу сказать, что мы эти темпы сильно опережаем.
А как обстоят дела с одноименной газетой?
- По ней еще рано судить, сроки окупаемости печатных изданий другие, нежели электронных. Мы не ставили задачу догнать и перегнать наших уважаемых конкурентов, мы хотим достучаться до той аудитории, которая требует ежедневной информации о процессах, происходящих на российском и мировом фондовых рынках и рынках капитала. И пока я оцениваю результат деятельности Business&FM положительно, но к концу года, думаю, будет принята более трезвая оценка деятельности команды газеты. Добавлю: изменение формата издающейся газеты - очень тяжелый процесс. Скажем, с "Московскими новостями" было немножко легче, чем с Business&FM, потому что это еженедельник. Но меня устраивает перезапуск обоих газет, хотя, может быть, если бы я сейчас это делал, некоторые бы вещи сделал бы по-другому. Конечно же, были недочеты, но в целом мы позитивно оцениваем деятельность команды.
А показатели газеты Moscow news вас устраивают?
- Сотрудничество с РИА "Новости" сильно помогает развитию проекта. Но не скрою - основные наши силы направлены на развитие радио-проектов, а также региональную экспансию.
Почему вы купили одну газету "Бизнес", а не весь холдинг "Секрет фирмы"?
- У нас на тот момент не была запущена радиостанция Business&FM, поэтому мы еще не очень чувствовали нишу деловых СМИ - это раз. Во-вторых, на холдинг было слишком много претендентов, а я не хочу вести инвестора по пути максимального сопротивления. Моя задача - предлагать те проекты, где реально можно иметь преимущества. Как только я почувствовал, что Business&FM - неминуемый процесс, и тут стало известно, что газета "Бизнес" не вошла в сделку по продаже "Секрета фирмы", мы сделали предложение. Мне удивительно, что уважаемые господа из издательского дома ("Коммерсантъ" - "Ф.") не выкупили это СМИ. Я бы это на их месте сделал как минимум для того, чтобы убрать его с рынка.
Зачем нужна связка газета-радио?
- Во-первых, радиостанция плюс газета стоят дороже, чем одна радиостанция и одна газета. К тому же мы ежегодно экономим $1,2-1,5 млн на кросс-промоакции (рекламу и PR). Между тем пока мы сделали лишь 20% задуманного. Нам предстоит очень тяжелая, кропотливая работа, так как к 2008 году мне бы уже хотелось максимально синергировать две редакции - газеты и радио. Не исключаю, что некоторые затраты будут оптимизированы.
За счет сокращения творческих работников?
- Я не хочу никого сокращать. У нас работают талантливые люди, и вряд ли кто-то из них почувствует, что является нагрузкой. У нас запланирован ряд новых проектов, где можно будет применить свои силы. Например, мы работаем над созданием портала, который будет сильно отличаться от того, что сейчас есть на рынке. Я готов рассказать об этом подробнее, но не сейчас, так как проект находится в разработке.
С порталом и новым журналом ваш холдинг будет стоить еще дороже - он изначально создавался для продажи?
- А для чего делается бизнес? Чтобы зарабатывать деньги или просто ради хобби. Для нас это не хобби. Но пока ни о какой продаже речи быть не может, даже вопрос об этом не стоит. Но, учитывая тот факт, что с момента основания нашего холдинга за нами не тянется никаких негативных историй, я думаю, у нас есть хорошие перспективы в 2009-2010 годах.
Перспективы выгодно продаться?
- Скажем так - добиться максимальной капитализации. У нас есть планы на дальнейшее развитие, так что я не исключаю возможности привлечения денег. Будет ли это IPO, или другой механизм - время покажет.
Как часто интересуется делами холдинга его владелец Аркадий Гайдамак?
- Постоянно. Мы встречаемся с ним настолько часто, насколько позволяет его график. Это происходит либо в его офисе в центре Москвы, либо здесь, в холдинге. Думаю, он доволен результатами нашей деятельности. По крайней мере, у нас нет никаких противоречий, результат его вложений налицо. Рейтинги радиостанции и сборы превосходят все наши ожидания и тот бизнес-план, который был утвержден с акционером.
В одном из своих интервью Аркадий Гайдамак уверял, что становится публичным человеком - может, он через вас раскроет объем своих инвестиций в медиарынок?
- Быть публичным человеком не означает рассказывать, сколько денег у тебя в кармане, это абсолютные разные вещи. Суммы значительные, с одной стороны, с другой - на мой взгляд, они уже окупились.
В СМИ цифры уже назывались, причем некоторые тоже со ссылкой на вас - в 2006 году инвестиции в холдинг составили $10 млн, в Moscow news - $5 млн, газета "Бизнес" обошлась вам в $5-7 млн?
- Некоторые цифры близки к истине, а некоторые нет. Все, что мы сделали в 2007 году, уже стоит в разы больше, чем в это вложили. Точных цифр пока не раскрою, несмотря на то что очень хочется похвастаться.
Ваш холдинг планирует зарабатывать на выборах?
- Публика газеты и радио Business&FM очень дистанционно интересуется политикой. Вектор "Московских новостей" более понятен, возможно, газета более лояльна к действующей власти, нежели другие, более либеральные СМИ, но это заслуга Виталия Третьякова - главного редактора, деятельность которого мы полностью поддерживаем. Я не вижу наш холдинг в виде одного из флагманов предвыборной компании. Если есть политическая реклама, пожалуйста, можно купить модуль и поставить его, это никому не запрещено, если нет противоречий с законодательством. Как площадка для выборов есть гораздо более известные издания, которые даже российский президент уже рекламирует...
Да и у вас на стене, я смотрю, красуется портрет Путина - ведь неспроста же...
- А это тоже один из атрибутов западного стиля управления и корпоративной культуры. В Америке принято - как бы ты ни относился к президенту, его портрет должен висеть на стене твоего рабочего кабинета. К предстоящим в России выборам это не имеет никакого отношения. Существует элементарное уважение - не робость - к власти.
Эндшпиль
Как вы оцениваете рекламный рынок России?
- Его доля в ВВП страны сегодня просто мизерная. Соответственно, я, как человек инвестиционно-ориентированный, смотрю туда, где есть куда расти, а не туда, где уже устоявшиеся рыночные отношения. Если сравнивать с США, то доля рекламного рынка у нас будет расти еще в несколько раз на протяжении многих-многих лет. В России неплохое будущее у тех медиа, которые правильно выбирают свою направленность и создают качественный продукт, востребованный у платежеспособной аудитории. Рекламный рынок интересный, и он явно недооценен. Ему, конечно, неплохо бы прозрачности приобрести. Надеюсь, в данном случае мы станем одним из тех медиакомпаний, которые покажут, что можно работать прозрачно - без всех теневых отношений, которые приняты в печатной прессе.
Что вы имеете в виду - откаты, джинсу?
- И то, и другое - я просто эти слова не люблю. Да, первое время мне звонили, предлагали заказные материалы, минуя рекламную службу, но я сразу пресек эти попытки, и постепенно звонки сошли на нет. Конечно, можно пролезть и минуя генерального директора, но есть стандартные технологии подачи информации, она должна быть сбалансированной, если идет дисбаланс в какую-то сторону, это сразу же вызывает подозрения. А в целом я исхожу из того, что работать у нас перспективно и ставить под угрозу свою репутацию просто экономически невыгодно.
Уровень зарплат в вашем холдинге считается одним из самых высоких на рынке...
- Догоняющий всегда должен чем-то отличаться от лидера. Уровень зарплат у нас действительно высокий, и я не представляю себе, как бы мы запустили такие продукты, не перекупая людей. К сожалению, многие мои коллеги по медиарынку этим недовольны, но я считаю, большинство работающих у нас людей заслуживают получаемых денег, так как результат их деятельности налицо.
Существует мнение, что вы скупаете всех подряд, даже того, кто этого не стоит...
- У нас не настолько большие зарплаты, как ходят слухи. Отдельно взятые персонажи, безусловно, получают много, но они работают по 18 часов в день. Я даю возможность людям отдохнуть, кого-то отпускаю во внеочередной отпуск, предоставляю другие поблажки. Главное - результат.
Факты
Даниил Купсин родился в 1977 году в Ленинграде. В 15 лет переехал в Швейцарию, где окончил общеобразовательную школу. Юридическое и финансовое образование получил в университетах Вашингтона и Нью-Йорка. В 2003 году переехал из США в Москву и занял должность вице-президента по корпоративным финансам компании "Антанта Капитал". В ноябре 2005 года назначен генеральным директором издательского дома "Московские новости". С марта 2007-го - генеральный директор холдинга "Объединенные медиа".
Источник: РБК daily
09.10.2007