Как скоро до "Почты России" дойдут требования нового менеджмента

Назначение Андрея Казьмина руководителем "Почты России" вполне вписывается в логику последних кадровых решений: ключевые экономические должности перестают рассматриваться как синекуры, и одним из главных критериев их замещения становится профессионализм кандидата.

По таким назначениям, кстати, можно определять реальную экономическую политику государства. Если на почту бросили Казьмина, значит, она, почта, находится в списке приоритетов.

Казьмину при этом не позавидуешь. Его предшественник, Игорь Сырцов, был продуктом прямо противоположной кадровой модели, когда важнейшие должности достаются людям откровенно случайным. Сырцову, пожалуй, стоило бы работать в пиаре - потому что большая часть его усилий во главе "Почты России" была направлена на создание имиджа этой организации как открытой, современной и прогрессивной. Главным образом - в глазах начальства. На деле же сроки доставки корреспонденции по стране не сокращались, цена на услуги, в том числе на доставку периодики, росла много быстрее инфляции, а Петербург летом этого года вообще поразил настоящий почтовый кризис, из-за которого на несколько дней была парализована даже работа прокуратуры. В итоге Сырцов был уволен, и с треском - не слышным для простых наблюдателей, но явным для тонких аппаратных ценителей. Дело в том, что замена его на Казьмина произошла аккурат ко Дню почтового работника, который сырцовцы планировали пафосно отмечать. Вспомните, что утверждение Зубкова в роли премьера "совпало" с его шестидесятипятилетием, и оценка работы предыдущего главпочтмейстера станет очевидной. Ну и бог с ним, с Сырцовым. Гораздо интереснее, что сможет сделать с почтой Казьмин. К активам и несомненным конкурентным преимуществам "Почты России" относится самая разветвленная в России филиальная сеть - 40 000 отделений во всех регионах страны, которые обслуживают 400 тысяч сотрудников - чуть меньше, чем штат "Газпрома". Среди проблем в первую очередь выделяется скромная даже по российским меркам оплата труда, предпенсионный возраст большинства сотрудников, изношенность основных фондов, разваленная система логистики и обремененность бахромой посредников, облепивших финансовую систему ФГУПа с сырцовских и даже досырцовских времен.

Если с последней проблемой можно справиться в сжатые сроки, то задачу переоснащения основных фондов и кадровые вопросы с наскока не решишь. На одну только инвентаризацию активов неизвестно сколько времени уйдет. А где взять деньги на полную компьютеризацию отделений и где найти людей, готовых работать за зарплату в полторы-три тысячи рублей и владеющих при этом компьютером? Как не задирать необоснованно цены на коммерческие услуги и предоставлять при этом социальные?

Казьмину, к счастью, уже приходилось решать схожие проблемы в "Сбере", который он превратил из советского учреждения в банк, работающий по современной бизнес-модели. Есть, правда, и существенное отличие: на прежнем месте работы он был менеджером, а теперь стал госслужащим, и все его подчиненные - бюджетники да чиновники. Для бизнеса это хуже.

Тем более что Казьмину предстоит не только выводить ФГУП из системного кризиса, но и делать из него универсальную площадку по доступу населения к интернету и банковским услугам. С интернетом все более или менее понятно (хотя и очень непросто). А вот с банковскими услугами никакой ясности нет. Не определена даже модель, по которой будет развиваться это направление.

Можно, к примеру, пойти по японскому пути и сделать саму почту квазибанковским учреждением, разрешить ей принимать вклады, выдавать кредиты и совершать другие финансовые операции. Но, скорее всего, Казьмин постарается превратить ФГУП в универсального посредника между гражданами и коммерческими банками.

Что-то подобное уже пытался сделать прежний менеджмент. Ряд банков, и главным образом Межпромбанк-плюс, ввели в свои розничные линейки так называемый вклад "Почтовый". Его можно было сделать в любом почтовом отделении. Штука в том, что деньги на банковский счет уходили переводом, почти моментально, а вот пакет документов, необходимый для открытия счета, шел по почте, то есть с неизвестными заранее сроками доставки и гарантией получения конверта адресатом. Плюс ко всему межпромбанковца Пугачева обычно связывают с той же властной группировкой, которой приписывают и лоббирование удивительной карьеры Сырцова по почтовой линии (а ФГУП, отметим, находится в ведении Мининформсвязи).

Сама по себе идея использования отделений почты как пунктов коллективного доступа к банковским услугам, безусловно, здравая. При соблюдении двух условий. Первое - доступ к почтовой системе должны получить все желающие банки (конечно, среди тех, у кого есть право на работу с вкладами частных лиц). Второе - сама почта должна функционировать таким образом, чтобы корреспонденция доходила до пункта назначения в заранее известные и возможно короткие сроки.

Источник: Новая газета

11.10.07