- То, что мы сегодня называем корпоративными СМИ, было и в СССР. Начиная с 1950-1960-х годов печаталось чудовищное количество изданий, начиная с бюллетеня Союза композиторов и заканчивая вестниками финансовых структур типа Минфина. В Европе двадцать лет назад ничего подобного, структурированного, просто не было. С крахом социализма все эти издания в России тоже умерли, и до недавнего времени как такового рынка тоже не было. Однако рынок публичной прессы достаточно бурно развивался, и несколько лет назад издатели обратились к такому направлению, как корпоративная пресса.
- Каков сегодня объем рынка корпоративной прессы в России?
- Мы прикинули, что различные корпорации - крупные, средние, мелкие - тратят на всякого рода корпоративные издания около $1 млрд. Так вот смех заключается в том, что на аутсорсинг отдается в лучшем случае 5-7% от объема работ. Все остальное компании делают сами.
- Чем объясните такую ситуацию?
- Считается, что самим дешевле. Это неправда. Несколько лет назад я консультировал один очень крупный мясокомбинат, который делал свою газету. На нее, как выяснилось, работали девять человек. Тратили массу рабочего времени, газета была отвратительного качества. Они ее печатали в какой-то соседней типографии. Подсчитав стоимость аутсорсинга, мы обнаружили, что издание может обходиться в три раза дешевле при хорошем качестве. Потому что у специализированной компании, например у нашей, есть штат хороших верстальщиков, дизайнеров, неплохих редакторов, правильные договоренности с рядом типографий. Соответственно, на небольшое корпоративное издание мы тратим совсем чуть-чуть времени квалифицированного сотрудника. Держать же на ежемесячной корпоративке хорошего дизайнера бессмысленно, хотя исключения, конечно, есть, например "Русал", он большой, может себе позволить держать вменяемый штат людей, которые делают вменяемое издание.
- Сколько всего корпоративных изданий у РЖД?
- Всего 15 дорожных газет, на каждой дороге существует корпоративная газета. Общий тираж порядка 400 тыс. в неделю. Вторая история - корпоративные издания для специалистов. Тут мы находимся на грани В2В-изданий, которые тем не менее остаются корпоративными СМИ. У РЖД есть куст специальных журналов - "Вагон", "Локомотив", "Автоматика связи", "Информатика", "Путь", "Железнодорожный транспорт" и "Железные дороги мира". Они объединяют людей внутри корпорации по цеховому принципу. Машинистов в РЖД, например, около 100 тыс. В цеховых изданиях происходит обмен опытом, ноу-хау. Во многих структурах эту функцию выполняют всякого рода корпоративные порталы, но в ряде случаев это невозможно, просто интернета нет под рукой. Например, у машинистов.
- Газета "Гудок", например, не бесплатная. Издания, о которых вы говорите, бесплатно распространяются среди сотрудников?
- Эти издания выполняют достаточно важную функцию. Например, в Приморье наше корпоративное издание - единственная полновесная цветная местная газета. В самом Владивостоке что-то еще есть, но за пределами - нет. Железнодорожники получают это издание и даже за него платят ровно потому, что до большинства дальних станций за пределами крупных городов федеральная пресса не доходит физически, ее там просто нет. "Гудок" же не совсем корпоративное СМИ, он же общетранспортный, освещает всю проблематику транспорта. Что же касается корпоративных изданий РЖД, мы пока, как написано в договоре с РЖД, "оказываем консультационные услуги по управлению СМИ". В ближайшее время, как только мы станем структурным подразделением РЖД (сейчас Российский фонд федерального имущества передает ОАО "Газета "Гудок"" РЖД.- Ъ), они, надеюсь, станут нашими клиентами.
- Сколько РЖД тратит на издание корпоративных СМИ и какие цели преследует, идя на эти расходы?
- Затраты составляют несколько миллионов долларов в год, но они отбиваются за счет подписки. Во-первых, это нужно руководству корпорации, чтобы общаться с сотрудниками напрямую. Человек берет газету и получает информацию не через своего начальника, то есть не через восьмые руки, а напрямую. Второй важный аспект - поддержание корпоративного духа, то, что называется нематериальной стимуляцией. Сотрудники должны понимать, что они делают, у них должны возникать положительные эмоции по отношению к своей компании. Третья история - обмен опытом, в одних корпоративных СМИ это есть, в других - нет. Еще один важный момент - обратная связь с сотрудниками.
- Корпоративные СМИ, которые вы издаете, справляются с этими задачами?
- Когда начальник дороги действительно понимает, зачем ему нужно такое СМИ, эффект есть. Вот, например, начальник Западно-Сибирской дороги Александр Витальевич Целько. Он физически не может дойти до каждого работника, которых у него больше 100 тыс. в нескольких субъектах федерации. Но у него газета выходит еженедельно тиражом 80 тыс., через нее он держит связь с подчиненными. И тогда какой-нибудь сотрудник депо Иванов может прийти к своему непосредственному начальству и сказать: "Старик, вот начальник дороги в этом интервью сказал, что моя зарплата не должна уменьшаться".
- Какие существуют нормативы по корпоративным СМИ: нужно ли ставить количество изданий или объем тиража в зависимость от числа сотрудников?
- Давайте опять вернемся к социализму. Тогда считалось, что для крупных предприятий и вообще для закрытых сообществ один экземпляр должен приходиться на трех-четырех сотрудников. Сегодня, по моему мнению, если у компании нет разветвленной региональной сети и число сотрудников меньше 500, делать отдельное издание нет вообще никакого смысла. Для компании со штатом 1000 человек и выше уже имеет, но здесь многое зависит от специфики деятельности. Например, если большинство сотрудников компании работают в офисе, печатать тираж бессмысленно, легче и дешевле делать интернет-издание.
- Достаточно ли сегодня в России компаний, которым можно отдать корпоративное издание на аутсорсинг?
- Рынок подобных услуг пока слабо развит. Есть, конечно, большие издательские дома, которые занимаются корпоративкой. Но не в обиду вам (ИД "Коммерсантъ".- Ъ) и "Афише" будет сказано, корпоративка, которую вы сейчас предлагаете, стоит, конечно, безумных денег. Крупных же специализированных игроков, которые могут содержать большую профессиональную и достаточно диверсифицированную редакцию и производственный блок, мало. В такой компании по определению должно работать около 100 человек. Ей необходимы либо три-четыре очень крупных заказа, допустим толстые еженедельники, либо два-три десятка мелких. Тогда можно говорить, что компания может давать низкую цену при высоком качестве. Сегодня таких компаний три-четыре.
Источник: Коммерсантъ
12.10.07