XII международный семинар АРПП. День пятый.

Экономика отраслиПятый день работы семинара был посвящён экономическим проблемам. Президент АРПП Д.В. Мартынов представил доклад «Экономические аспекты системы распространения печатных СМИ» Докладчик привёл сведения о количестве реализуемой в Москве печатной продукции, о структуре её продаж по различным категориям торговых объектов.

Отметил, что в структуре продаж за последний год произошли следующие изменения:

- увеличилась доля реализации прессы через сети супермаркетов в связи с увеличением количества торговых объектов. Реализация изданий в самих торговых точках этого сегмента находятся на уровне прошлого года, нет выраженных тенденций ни на повышение, ни на понижение;

- сегмент киосковых сетей находится в стадии стагнации. Количество торговых объектов осталось практически без изменений, а количество реализованных изданий снизилось, т.к. значительная часть существующих киосков зачастую простаивает из-за сложностей с персоналом;

- увеличилась доля в продажах минимаркетов и специализированных магазинов прессы в связи с увеличением количества торговых объектов;

- количество нестационарных точек продаж прессы осталось практически без изменений;

- растут продажи прессы через непрофильные торговые точки в связи с увеличением количества торговых объектов, включающих прессу в свой ассортимент – книжные магазины, магазины мультимедийных носителей, аптеки и т.п. Ассортимент изданий очень ограниченный.

В данный момент в Москве наиболее динамично развивается сегмент розничных продаж периодической печатной продукции в сетях супермаркетов. Рынок супермаркетов становится все более важной частью рынка распространения печатных изданий, ориентированных на массовый спрос. Вместе с тем, ритейл последовательно усиливает влияние на рынке поставки периодики, что влечёт ограничение ассортимента периодических изданий, представленных в сетях. Супермаркеты диктуют поставщикам свои условия и устанавливают цены, а также навязывают свою ассортиментную политику, что приводит к уменьшению количества представленных изданий. Сети претендуют на часть рекламных доходов издателей, для этого вводят различные выплаты и бонусы.

Рентабельность бизнеса распространения печати в России ежегодно снижается. Относительно высокая рентабельность в мини-маркетах прессы и магазинах обусловлена тем, что основной оборот приходится на другие группы товаров. В киосковых сетях и оптовых магазинах, клиентами которых являются преимущественно ручники и лоточники, основной оборот приходится на издания низкой ценовой категории. Отсюда низкий, а в оптовых продажах и вовсе отрицательный, уровень рентабельности. В сетях супермаркетов низкая рентабельность обусловлена деструктивными действиями ритейлоров, которые стремятся получить максимальную прибыль от продаж периодики, включая рекламные доходы.

Д.В. Мартынов привёл сравнение показателей рентабельности распространения печатных СМИ в России и Европе. Обратил внимание на то, что весьма заметны различия в структуре ассортимента европейских киосков прессы, на чью долю также как и в России приходится значительная доля продаж периодики. Основу ассортимента за рубежом составляет табачная продукция – 40%, также высока доля продуктов питания (шоколад, конфеты, снэковая продукция и т.п.). Этот ассортимент позволяет распространителям прессы поддерживать необходимый уровень рентабельности и модернизировать свои торговые объекты для соответствия высоким требованиям, предъявляемым к современным торговым форматам.

Докладчик озвучил структуру затрат на распространение печатной продукции в России, показал реальные размеры увеличения платежей за аренду торговых площадей и земли под установку киоска, за электроэнергию, транспорт, на выплату заработной платы. Эти сведения дают реальную картину причин, из-за которых рентабельность предприятий, занимающихся распространением прессы, стремительно уменьшается.

Об «Общих принципах экономики рынка печатных СМИ по различным сегментам» рассказала генеральный директор ООО «Логос-Центр» А.К. Грачёва. Она отметила, что наиболее распространённым в сфере торговли является показатель рентабельности продаж, показывающий сумму прибыли на единицу реализованной продукции. В течение производственного цикла на уровень рентабельности влияют факторы, которые можно разделить на внешние, связанные с воздействием рынка и государства на деятельность компании, и внутренние – обусловленные деятельностью самого предприятия.

А.К. Грачёва подробно остановилась на факторах, влияющих на рентабельность. Подчеркнула, что показатели рентабельности продаж прессы в России значительно ниже аналогичных показателей в Европе. Основной причиной снижения рентабельности в сфере распространения печатной продукции является опережающий рост затрат над ростом реализации продукции, в частности, и доходов распространителя в целом. В немальной степени этому способствуют низкие наценки распространителей, которые напрямую зависят от низких цен на прессу и не покрывают издержек на организацию продаж. Далее докладчица детально проанализировала тенденции падения рентабельности в различных сегментах системы распространения печатной продукции, представила, используемую в группе компаний «Логос», матрицу рентабельности.

Выступление А.К. Грачёвой было встречено с большим интересом и вызвало оживлённую дискуссию. Р.Н. Дорошенко не согласился с тем, что в Европе цены на печатную продукцию значительно выше, чем в России. По его наблюдению, цены на периодику у нас в стране и за рубежом находятся примерно на одном уровне относительно средней зарплаты. Т.В. Шалыгина предложила в дальнейшем давать в докладах на подобного рода мероприятиях сравнительный анализ затрат по аренде, логистике и т.п. у отечественных и зарубежных операторов рынка прессы. По словам А.Н. Богданова, в нашей стране ценообразованием занимается оптовик и розничный распространитель, в результате средняя наценка на прессу за год может возрасти до 70%. На западе это не возможно, поскольку цена проставлена на обложке. Он также предложил поднимать цены вслед за инфляцией. Это будет обосновано и всем понятно. О том, что цены на прессу не стоят на месте, а растут, сказал С.В. Алексеенко, выделив, что цены на издания его издательского дома повышаются до 4 раз за год. А.В. Малинкин подчеркнул, что согласно проведенному за последние несколько лет анализу спрос на печатную продукцию растёт при снижении цены на издание.

Главный бухгалтер ООО «МАП» О.Н. Тимофеева выступила с докладом - «Налоговые аспекты деятельности издателя по стимулированию продаж печатной продукции». Она заметила, что задачи выживания и развития стоят перед всеми издателями и их невозможно решить без активных маркетинговых мероприятий. В связи с этим О.Н. Тимофеева остановилась на вопросах налогообложения различных видов рекламных акций, правовых основ сделок, направленных на стимулирование продаж печатной продукции.

Генеральный директор ООО «Инкор-Инвест» Сазонова О.В. раскрыла тему «Ответственность руководителей и владельцев компаний за экономические преступления. Защита интересов компании на стадии милицейских и налоговых проверок финансово-хозяйственной деятельности». В выступлении на конкретных примерах были даны подробные комментарии по различным аспектам российского законодательства.

Состоялись презентации издательских домов, с которыми выступили генеральный директор ЗАО «Фламинго Дистрибьюшн» Ю.В. Зверева, генеральный директор ИД «Красивые дома» М.И. Фалькевич. Деловой портфель ИД «Индепендент Медиа Sanoma Magazines» продемонстрировал руководитель по дистрибуции журнала «Smart Money» А.В. Волков.

Под руководством генерального директора ЗАО «МДП «Маарт» А.В. Малинкина прошло заседание «круглого стола» - «Управление тиражами издателей».

Генеральный директор ООО «ЦДП» И.С. Швец провёл заседание секции по вопросам распространения прессы в супермаркетах».

Участники деловой игры «Генеральный директор» провели последний этап (четвёртый квартал финансового года) соревнования.

В рамках программы семинара состоялось заседание правления АРПП.

Пресс-служба АРПП

12.10.07