С традиционно высоким интересом был заслушано выступление генерального директора ЗАО «ИД «Бурда» А.-Ф. Листевника, который озвучил тему – «Супермаркет – киоск будущего?». В начале выступления он указал на необходимость оценивать эффективность деятельности издателей и распространителе по количеству продаж той или иной печатной продукции, т.е. назвал главным действующим лицом на рынке – покупателя. А.-Ф. Листевник привёл цифры, характеризующие объёмы продаж прессы в различных форматах торговых точек Германии. По его словам, на долю супермаркетов приходится 10% таких торговых объектов, которые вместе с тем дают 38% оборота всего рынка прессы. Данные показатели, выделил докладчик, наглядно свидетельствуют о важной роли, которую играют супермаркеты в системе распространения периодики.
Анализируя ситуацию в России, генеральный директор ИД «Бурда» отметил, что этот сегмент рынка развивается стремительными темпами. То, на что в Германии потребовалось 30 лет в России удалось осуществить за 5 лет, сказал докладчик комментируя темпы развития сетевых магазинов самообслуживания.
Далее А.-Ф. Листевник на примере семи крупнейших сетей, действующих в России, показал, что обороты по продаже прессы в супермаркетах значительно превышают обороты по этим магазинам в целом. Тем самым ещё раз подчеркнул роль печатной продукции в ассортименте магазинов самообслуживания.
По мнению докладчика, основным партнёром в переговорах с ритейлором должен быть издатель. Назвал причины, по которым издатель недоволен работой дистрибутора – это высокая стоимость услуг, замедленность процесса, плохой ассортимент, отсутствие контроля. Основными функциями дистрибутора в супермаркете должны быть – обработка тиража (складирование, сбор ремиссии), логистика и планирование ассортимента. Для снижения издержек оптовика необходимо часть его функций передать ритейлору, поскольку они являются для него естественными.
В настоящее время заметил докладчик, ряд издателей напрямую начинают работать с ритейлорами. В частности, ИД «Бурда» договорился с сетью «Седьмой континент» сотрудничать на новых условиях. Нам необходим непосредственный контакт с ритейлом, т.к. нас не устраивает нынешняя ситуация, когда в супермаркетах продаётся только лишь 30% всего ассортимента нашего издательского дома. Наряду с этим хочу заметить, что переговоры с сетями не следует рассматривать как выпад против дистрибутора. Напротив мы за то, чтобы улучшить условия распространителя.
Необходимо преобразовать рынок продажи прессы в супермаркетах, таким образом, констатировал А.-Ф. Листевник, чтобы дистрибутор прессы существовал только с продажи прессы и был, таким образом, мотивирован только на качественное выполнение этой функции.
Завершая выступление, докладчик сделал вывод, что супермаркет – это не киоск будущего, но один из них.
Генеральный директор ООО «Юг-Медиа Пресс» В.В. Холодняк рассказала об особенностях рынка печатных СМИ Южного Федерального округа. Сообщила, что возглавляемая ею компания, которая образована в 2002 году, имеет свыше 150 поставщиков, более 350 клиентов. Поставляет продукцию в 415 магазинов самообслуживания, имеет около 600 точек в общей цепи логистики. В территорию распространения входят Краснодарский и Ставропольский края, Республики Адыгея, Калмыкия, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская и Ростовская область.
Докладчик подробно остановилась на особенностях деятельности компании, прокомментировала алгоритм обслуживания магазинов. Пояснила, что в этот алгоритм входят – мониторинг, оборудование, ассортимент, карта выкладки, заказ, возврат, анализ продаж. Представила общую логистическую схему своей компании по Южному Федеральному округу, поделилась планами дальнейшего развития.
Председатель правления ООО «СМ пресс» В.Р. Химич представил презентацию, в которой были продемонстрированы нестандартные формы и способы продвижения изданий на рынке Северо-запада.
Заместитель генерального директора ООО «ЦДП» А.В. Калашник рассказал о продвижении фирмы на региональные рынки. Заметил, что его предприятие предлагает партнёрам единый для всех договор, единый ассортимент. В качестве организационных формы присутствия в регионе назвал представительство (в т.ч. с собственным юридическим лицом), агентские договоры, квазифраншиза. Привёл доводы в пользу квазифранчайзинга - как принципиально новой формы ведения бизнеса в дистрибьюторской области, основанной на использовании аутсорсингового ресурса.
На вопрос Р.Н. Дорошенко – готов ли «ЦДП» не поставлять продукцию в регионы, а предоставить это региональным дистрибуторам, А.В. Калашник ответил, что «ЦДП» не собирается ухудшать условия для издателя и мешать местным оптовикам. Н.Ф. Гусакова добавила, что имеется ряд издателей, которые заинтересованы в том, чтобы продвижением их продукции в регионах занимался «ЦДП». Президент АРПП Д.В. Мартынов подчеркнул, что все работают в условиях рынка и победит в конкуренции тот, кто предоставит лучшее качество услуг за меньшую цену.
Об особенностях распространения периодики на Украине рассказала заместитель Государственного предприятия по распространению периодических изданий «Пресса» А.В. Похольченко. Она сообщила, что по данным Минюста на сегодняшний день зарегистрировано около 24000 печатных СМИ (в том числе журналов, изданий журнального типа, бюллетеней и т.д.), из них 12000 – общенациональная сфера распространения и около 12000 – областная и местная сфера. Ежегодно (последние годы) регистрируются около 2000 печатных СМИ. Так, с начала 2007 года до середины июля зарегистрировано или перерегистрировано 1117 изданий. Из 12000 изданий общенациональной сферы распространения, газеты составляют 28% (4248 наименований), журналы и издания журнального типа 72% (5574 + 3007 = 8581 наименований). При этом коммерческие структуры распространяют 90% розничных тиражей печатных изданий, а около 90% подписных тиражей распространяют государственные предприятиями связи. Далее докладчик проанализировала нынешнее состояние системы распространения периодики и книг в розничном и подписном сегментах.
В заключении А.В. Похольченко озвучила основные тенденции присущие рынку печатных СМИ Украины. В частности, она отметила:
- уменьшение тиражей зарубежной периодики, адаптированной на Украине;
- рост розничных тиражей;
- усиление конкурентной борьбы между подпиской и розницей, особенно между распространителями изданий по подписке, так как количество активных подписчиков растет медленно;
- Украина еще долгое время будет оставаться страной подписки, где издатели будут получать деньги вперед за еще не изготовленную продукцию;
- рынок подписки становится более персонифицированным, ориентированным на конкретного подписчика;
- стратегия конкурентов – в четкой сегментации рынка.
- бурное развитие электронной версии печатной периодики;
- сегмент журналов продолжит более интенсивное развитие, чем сегмент газет;
- усилится экспансия на украинском рынке международных издательских проектов;
- наиболее популярным по-прежнему будут женские журналы, затем автомобильные, издания широкого потребления (кулинария, огород, кроссворды), продолжит развитие рынок детской периодики и деловых изданий.
С презентацией своих предприятий выступили директор по продажам ООО «Аудио-Консалт» К.Б. Конищев, ведущий специалист по развитию ООО «Мир Новостей Дистрибьюшн» А.А. Соснина и директор ООО «Юнисервиспресс» М.М. Прохорова.
В завершении рабочей части последнего дня семинара прошло подведение итогов и чествование победителей деловой игры «Генеральный директор». По сумме всех показателей (выручка, чистая прибыль, рентабельность) победила команда под руководством директора по распространению ООО «Юнайтед Пресс» Л.В. Бабичевой, на второе место вышла команда под руководством генерального директора ЗАО «Эйдос логистик» Т.С. Афанасьевой, третьей стала команда, которую возглавил генеральный директор ЗАО «МДП «Маарт» А.В. Малинкин. Победителям были вручены Золотой, Серебряный и Бронзовый кубки и дипломы. Все участники игры получили медали участников.
В рамках семинара состоялось совещание представителей отраслевых медийных общественных организаций России. В нём приняли участие от АРПП (Д.В. Мартынов и А.В. Оськин), от Ассоциации Балтийская пресса - В.Р. Химич, сибирский регион представлял С.Д. Гаврилов. Участники встречи обсудили актуальные аспекты распространения прессы в России. Основное внимание было уделено проблемам разработки и принятия единых норм и стандартов на рынке печатных СМИ. Был согласован конкретный план действий по данному вопросу.
По традиции в завершение семинара самые активные его участники были награждены Турецкими «Оскарами».
Наград были удостоены:
Тополянская Варвара Павловна, генеральный директор ООО «Маркетинг Медиа» - за представленный талантливый мерчендайзинг торговой точки прессы
Люлин Максим Юрьевич, генеральный директор ООО «ДМ-ПРЕСС»- за раскрытие секретов рентабельности бизнеса распространения прессы
Истратий Тудор Андреевич, генеральный директор ООО Агентство «Метропресс» - за уникальную авторскую деловую игру «Генеральный директор»
Тимофеева Оксана Николаевна, главный бухгалтер ООО «МАП» - за налоговый прорыв на рынке распространения
Грачёва Анна Константиновна, генеральный директор ООО «Логос-Центр» - за экономную экономику на рынке СМИ
Сазонова Ольга Викторовна, генеральный директор ООО «Инкор-Инвест» - за яркий доклад по экономическим преступлениям в медиа-бизнесе
Разин Сергей Валентинович, генеральный директор ООО «Журнал «Потребитель» - за новации в использовании штрих-кодирования в медиа области
Шагжин Булат Саянович, руководитель департамента 1С ЗАО «Комплексные решения» - за уникальные предложения в области IT-технологий
Кошкарова Елена Михайловна, директор по развитию бизнеса MBS ООО «Утилекс АйТи 2000» - за плодотворный диалог с президентом В.В. Путиным по вопросам распространения прессы
Похольченко Наталия Всеволодовна, заместитель директора Государственного предприятия по распространению периодических изданий «Пресса» за яркий доклад об особенностях рынка СМИ Украины
Следующий семинар АРПП пройдёт в Египте в первую неделю апреля 2008 года.
Пресс-служба АРПП
16.10.07