С этой целью, Комиссия утвердила проведение исследования, в котором будут использоваться определенные экономические инструменты для оценки эффективности снижения ставок НДС, применяемых к товарам и услугам в Европейском союзе. Материалы по данному исследованию, касательно целесообразности снижения ставок НДС, могут быть представлены для рассмотрения на Комиссии к июню 2007.
ENPA - Европейских Ассоциация Газетных Издателей - стремится внести свой вклад в данное исследование, посвященное целесообразности снижения ставок НДС, т.к. данный вопрос является ключевым вопросом для Издателей газет во всей Европе. В данном документе, ENPA подчеркивает, что нулевая ставка НДС должна применятся относительно продаж газет, их печатных и онлайн версий, и должна являеться необходимым инструментом для продвижения европейских демократических ценностей во всех странах ЕС. Эти ценности присущи всем гражданам ЕС., речь идет о свободе печати, грамотности и образовании, участии в демократических дебатах и получение свободного доступа к информации.
ENPA обращается к Институтам ЕС с предложением поддержать и способствовать созданию благоприятных условий работы для издателей газетной продукции, отстаивать их демократическую роль в обществе, а также защищать их роль, так называемого, модератора дискуссий по проблемам основной важности для общества. Мы считаем, что получение поддержки и одобрения Государствами – членами ЭС по сформулированной проблематике (о применении нулевой ставки НДС на печатную и онлайн прессу) это один из важнейших инструментов для решения поставленного вопроса.
Нулевая ставка НДС должна способствовать поддержанию на разумном уровне розничной стоимости газет и стоимости подписки, таким образом позволяя газетам оставаться основным из доступных информационных источников для общества .
В данном документе, ENPA стремится раскрыть суть вопроса, а именно, почему газеты (печатные издания и онлайн версии) не должны облегаться высокими ставками НДС ни на сегодня шний день, ни в будущем.
В первой части, мы постраемся объяснить, почему странам ЭС необходимо применять как можно более низкую ставку НДС (либо сниженную или максимально сниженную, а также нулевая ставку) относительно продаж газет и подписки на данную продукцию. Большинство стран ЕС на сегодняшний день применяет низкую ставку НДС для газетной продукции, это свидетельствует о том, что в мире растет роль газет, как основного проводника свободы печати, демократии, грамотности, плюрализма и культурного многообразия
Во второй части, мы говорим о ситуации с онлайн версиями газет, к которым в настоящее время применяется стандартная ставка НДС. ЕС предлагает одобрить и поддержать, в рамках Лиссабонской стратегии и стратегии i-2010, идею развития сегмента печатных онлайн СМИ, котрые гарантируют пользователям легкий и быстрый доступ к необходимой информации и онлайн версиям газет. Мы считаем, что сниженная ставка НДС, примененная к онлайн газетам внесет положительный вклад в достижение этих целей.
В третьей части документа, мы комментируем Решение Европейского Парламента (июль 2007г.) о размере НДС для печатной продукции, о необходимости установления для газет ставки НДС 0-5% Газеты это необходимая составляющая демократического общества и они несут определенную социальную миссию в нашем обществе. И тем не менее, доля экспорта газетной продукции достаточно незначительна по сравнению с долей рынка, которую они занимают на национальных и локальных рынках.
ЧАСТЬ 1 - НДС на газетную продукцию и на подписку
Самой низкая ставка НДС на газеты - одно из самых важных условий для обеспечения свободы прессы.
Свобода печати один из важнейших компонентов и ценностей демократических обществ в Европейском союзе. Странами ЕС свобода прессы признана как фундаментальное право, которое не должно быть ограничено никакими законодательными и иными регулятивными актами.
Газеты одна из основных проводников свободы прессы в Европе. Газеты - одно из самых важных средств коммуникации, которое используется национальными и европейскими правительственными и руководящими структурами как самое быстрое и надежное средство передачи информации обществу.
Издатели газет постоянно меняют каналы распространения своей продукции и содержание, т.к. они должны развиваются в ногу со временем и с обществом. Однако, основная миссия газет состоит в защите фундаментальных ценностей общества, плюрализма в суждениях и информации, учитывая, при этом, нравственность и нормы поведения, принятые в обществе. Кроме того, содержаниие газет должно отличаться более высоким уровенем профессионализма по сравнениию с другими СМИ.
Одобрение странами ЭС введения низкой ставки НДС на газеты будет способствовать поддержанию демократической роли газет в обществе, позволит сохранить свободу прессы в Европе.
-Газеты – это важнейшие источники грамотности, образования и информациии для всех без исключения.
При нулевой ставке НДС издатель может назначать более низкую розничную стоимость на свои газеты и услуги подписки, что позволяет потребителям любого уровня достатка получить необходимую им информации по разумной цене. В настоящее время газеты несут важнейшую миссию международного формата – борьба против неграмотности, развитие критического мышления общества в целом.
Издатели газет также активно вовлечены в данный процесс, в особенности, что касается, образования. В большинстве стран ЭС в школах, образовательных учреждениях проводятся различные программы мероприятия, нацеленные на развитие интереса у молодого поколения к чтению газет, развитию общего кругозора, а также к насущным проблемам общества, затрагивающим политический, культурный и исторические аспекты.
Снижение ставки НДС - один из самых эффективных инструментов по организации информационного источника для общества и повышения уровня грамотности населения в странах ЭС .
- Основная прибыль от газет в основном приходится на национальные и региональные рынки. Экспорт газет составляет небольшую долю в общем товароброте.
Газетный бизнес Издательств главным образом ориентирован на завоевание национальных и местных рынков. Ситуация вполне объяснима: газеты по своему содержанию, в первую очередь ориентированны на ту группу населения, которая проживает именно в том регионе, в котором газета выпускается.
- Понижение ставки НДС на газетную продукцию будет иметь положительное воздействие на рекламные доходы и продажи в целом, а также внесет свой вклад в сохранение плюразлизма и культурного многообразия.
Газеты - это существенный вклад в европейское культурное многообразие, они способствуют сохранению плюразлизма мнений и суждений. В настоящее время в Европе существует более чем 5100 национальных, региональных и локальных газет, различной направленности и содержания, издаваемые на различных языках. С появление и развитием новых СМИ (таких как интернет, мобильные телефоны, цифровое радиовещание и т.д.), а также с появлением на рынке бесплатных газет, конкуренция в сегменте СМИ стала более явной.
Низкая розничная стоимость периодического издания газет не просто стоимость с экономической точки зрения, но и стимул для продаж и рекламных доходов. Снижение ставки НДС на продажи газет и подписку позволит издателям удерживать низкую розничную стоимость на периодику, что благоприятно отразиться на продажах и рекламных доходах в целом. Поскольку рекламные продажи облагаются налогом со стандартной ставкой НДС, более высокие рекламные доходы гарантируют более высокие налоговые доходы: государственные власти не согласятся терять доходы от налогов, что может произойти, в случае, если они отменят НДС на продажи газет.
Повышение стоимости газет или сокращение обьема инвестиций в содержание газет негативно отразиться на интересе читательской аудитории и приведет к снижению обьема продаж и подписки. Сокращение продаж газет и инвестиций в газетную продукцию приведут к сокращению рекламных доходов, и как следствие, отказу рекламодателей от сотрудничества с Издателями.
Применяя низкую ставку НДС на газеты, страны ЭС внесут положительный вклад в сохранение плюразлизма в СМИ и культурного многообразия. Газеты поддерживают конкурентоспособные цены на рекламном рынке и конкурируют на равных с другими СМИ, такими как бесплатные газеты и радио/телевидение.
Часть № 2
НДС на продажи и подписку на газет онлайн
В отличии от online газет, онлайн СМИ (теле/радио вещание) освобождены от уплаты налогов.
В соответствии с Директивой Совета ЭС по вопросу НДС, касательно теле/радио вещания и др. цифровых СМИ, указанные СМИ службы освобождаются от уплаты НДС. Однако, в данной Директиве не обозначено конкретно какие електронные СМИ освобождаются от уплаты НДС . Данная Директива по-разному интерпретировалось в некоторых странах ЭС. К примеру, во Франции абосолютно все онлайн СМИ освобождены от уплаты НДС.
Несколько основных тезисов к указанному выше :
- Размер НДС на онлайн газеты не должен влиять на качество информации, размещаемой в цифровых изданиях, а также на их конкурентоспособность в Информационном сегменте рынка.
- Снижение ставки НДС для онлайн газет не должно повлечь за собой рост размера НДС для печатных газет .
ЕС необходимо признать, что онлайн газеты – это ключевые игроки существующего на сегодняшний день Информационного Общества. Печатные и онлайн газеты являются уникальным информационным источником, который необходимо освободить от налогооблажения. Однако, снижение размера НДС для цифровых изданий не должно негативно отразиться на конкурентноспособности их печатных аналогов.
ЧАСТЬ № 3
Комментарии ENPA по вопросу снижения размера НДС для печатной продукции.
В данной части документа, мы комментируем Решение Европейского Праламента (июль 2007г.) о размере НДС для печатной продукции. В документе выделяются две потенциальные категории по снижению размера НДС:
- Низкая ставка НДС от 0 до 5 % на товары и услуги первой необходимости
- Ставка НДС 10-12% на другую продукцию
Исходя из сформулированных выше категорий, ENPA хотели бы подчеркнуть следующие моменты:
1. Газеты необходимо относить к первой категории. (см. аргументы, приведенные в части №1)
ENPA считает, что газеты необходимо относить к первой категории, другой альтернативы не может быть. Именно эта категория отражает всю важность роли и миссии газет в Европе.
2. Экспорт газет составляет небольшую долю в общем товарооброте
Мы уже упоминали о том, что издатели газетной продукции имеют основную прибыль на местных и национальных рынках, т.к. это их территория со своими рекламными доходами, устоявшейся чительской аудиторией, а также компаниями и общественными учреждениями, расположенными на данной территории. Содержание данных газет во основном содержит в себе новости местного и национального значения.
3. В данном сегменте бизнеса не должно быть нарушений правил конкуренции и политики гибких цен .
В дополнение к информации, указанной выше в п.2, необходимо также уточнить, что во всех странах ЕС (за искл. Болгарии) существует сниженная ставка НДС для газет, а в 18 из них существует льготная ставка НДС ( см. первую категорию 0-5 %). Решение Правительствами данных стран о применении низкой ставки НДС для газетной продукции свидетельстует о признании на высшем уровне всей важности миссии газет в обществе.
Газеты необходимо рассмотривать как продукт локального рынка, реализуемый сугубо в пределах определенной территории Поэтому здесь не должно существовать политики гибких цен, издатель реализует свою продукцию по цене, согласованной и установленной на национальном уровне, он не должен ориентироваться в этом вопросе на внутренний рынок.
4. Угроза введения субсидий вместо утверждения льготных тарифов НДС
В своем Решении, Комиссия не исключает возможности введения других альтернативных НДС инструментов для определенных сегментов рынка. ENPA выражает обеспокоенность будет ли применен данный принцип в отношении газетной продукции.
Предоставление государственных субсидий на прессу имеет двоякое действие: в некоторых странах ЭС газеты получают определенную выгоду от государственных субсидий, в то же время в других странах ЭС государственные субсидий не предусмотрены в связи с исторически сложившимся причинам, либо в данных странах СМИ и свобода печати ограничены от любого вмешательства со стороны государства.
ENPA полагает, что государственные субсидии не могут быть альтернативой введению льготных тарифов НДС на газетную продукцию по многим причинам. Государственные субсидии зависит в первую очередь от национального бюджета, который пересматривается ежегодно. В этом контексте, размер государственных субсидии в отношении газет нельзя рассматривать на длительный срок, а это, в свою очередь, повлечет за собой чувство экономической нестабильности среди Издателей.
5. Возможные отрицательные последствия, в случае, если газеты попадают во вторую категорию: от 10 до 12 %
Как указано в приложенной таблице, в 18 из 27 стран ЕС, ставка НДС для газет составляет 0 - 5 %. В случае, если страны ЭС решат включить газеты во вторую категорию (от 10 до 12 %), это решение повлечет за собой существенное увеличение стоимости газетной продукции, что, в свою очередь, сократит количество покупателей и снизит спрос на подписку.
Такое увеличение ставки НДС будет способствовать ухудшению экономической ситуации Издателей в целом, и более того, может привести к дефициту в бюджете компаний. На сегодняшний день, можно наблюдать такую ситуацию в Дании, где экономическое давление ощущается достаточно сильно, в особенности из-за существующей конкуренции на рынке, в связи с появлением бесплатных газет, которые становятся все более и более популярными.
В условия существующей конкуренции на рынке, издатели не могут позволить себе увеличение стоимости своих газет. В этой связи, ENPA считает нецелесообразным включать газеты во вторую категорию (10 - 12 % ставки НДС), т.к. это может представлять серьезные экономические риски для Издательского бизнеса. Газеты должны оставаться конкурентоспособной единицей на рынке и иметь разумную розничную стоимость, приемлемую для читателей.
16.10.07