ИНТЕРТЕКСТС оренбургским прозаиком Петром Красновым я познакомился без малого тридцать лет назад. Тогда у него вышла первая книга "Сашкино поле", ознаменовавшая приход в литературу яркого, талантливого прозаика.

В недавнее время в его жизни произошло несколько знаменательных событий. Его рассказ "Мост" включён в антологию "Шедевры русской литературы XX века", издано четырёхтомное собрание сочинений, и, наконец, он стал лауреатом премий "России верные сыны" и имени Д.Н. Мамина-Сибиряка...

- Наверное, почиваешь на лаврах?..

- Лавры ныне в отличие от прошлых времён жестковаты, полёживать на них никак не приходится... И если сил и нервов на черновую работу свою ещё хватает, то времени на неё остается всё меньше. А оно, как утверждено теперь, деньги и ничего, кроме денег. Элементарных средств существования то есть. На то, чтобы заткнуть эту "чёрную дыру" россиянской социалки в семейном бюджете, наши символические гонорары и русские премии никак не посягают. И потому - бесконечные заработки-приработки. Поневоле вспомнишь Тарковского-старшего: "Ах, восточные переводы, как болит от вас голова!.."

- Весной ты приезжал в столицу на празднование юбилея журнала "Москва", где ты регулярно печатаешься. Чем привлекательно это издание?

- Это журнал м о й - во всех отношениях: художественном, общекультурном, социально-политическом и, конечно же, духовном, вероисповедном. Несмотря на дежурные поздравления с самого верха властной вертикали, его значение в нашей духовной и культурной жизни драматическим образом не оценено, а вернее, принижено, унижено донельзя - как, впрочем, и всех российских толстых журналов вообще. Оставив их, это уникальное явление в мировой культуре, без какой-либо государственной поддержки и в то же время на глазах у всех щедро прикармливая записную, очевидную же антикультуру, выпустив на волю всех демонов соблазна и растления, насаждая через разбойный эфир "разруху в головах" - что можно построить?..

- Как ты оцениваешь состояние нашей современной литературы вообще и оренбургской в частности?

- Настоящей литературы, ты имеешь в виду? Я бы назвал её состояние мобилизованностью - с некоторым, может быть, ущербом в качестве, что в ополчении вообще-то неизбежно.

Лучшие наши художники слова встали на защиту лучшего в жизни нашей незадавшейся, и это в каком-то смысле "момент истины": кто есть кто и чего теперь стоит. Несомненно и то, что литература болеет, хотя бы отчасти, болезнями и болями своего народа и тоже стремится выздороветь, обрести себя в новом качестве, взыскуя будущего и мучительно выстраивая себя под него. Драма здесь ещё в том, что как истинная наша элита полностью отстранена от управления страной, так и литература насильственно отсечена от основной массы вчера ещё читавшего её народа. Кто-то скажет: экономически, дескать, отсечена, объективными законами пресловутого рынка... Нет, методы эти вполне политические, преднамеренные: Те же толстые журналы, эти концентраты художественной и интеллектуальной мысли современности, ту же "Роман-газету" с лучшими новинками русской литературы сегодняшнего дня ни в публичных, ни в школьных библиотеках, ни в киосках газетных практически не найти... Зато всевозможной печатной дряни везде - хоть завались. А в одном лишь Оренбуржье нашем их около двух тысяч, таких библиотек, что соизмеримо с тиражом каждого в отдельности всероссийского литературного журнала... Предоставить им бесплатную подписку на основные журналы, оплатив редакциям расходы в централизованном, скажем, порядке, - это же в государственном масштабе меньше чем гроши. Это по сравнению с гигантскими средствами, которые тратятся в стране на разврат и распад, на "ковровые бомбардировки" нашего сознания!.. Нет, не хотят. "Не хочут".

Оренбургские же литераторы живут теми же заботами души и духа, что и столичные, - с некой, конечно же, поправкой на провинцию, на наши местные невзгоды и проблемы. - Ты довольно продолжительное время руководил Оренбургской писательской организацией СП России. Сейчас в "ЛГ" идёт дискуссия о том, каким быть Союзу писателей. Как бы ты ответил на этот вопрос?

- Это вопрос о том, каким будет Закон о творческих союзах, и будет ли он в ближайшие годы вообще. И что нам делать, если они его, закона, "не хочут" (а это, кстати, вполне очевидно). Ответ здесь для меня тоже более или менее очевиден: каждой областной, региональной организации надо выстраивать свои конструктивные отношения с государством, с местной властью то есть. Суммой этих организаций и будет на практике Союз писателей. А каким уставным образом его оформить, институализовать в будущем - это вопрос вторичный, надстроечный. Были бы, работали в большой культуре сами организации, писатели, растили бы новые поколения пишущих.

- Тебе должна быть близка тема и другой нашей дискуссии - о языке...

- Современный русский язык как носитель нашего духа тоже переживает сейчас своего рода кризис, хотя и не такой тяжёлый, может быть, как его физический носитель, народ наш: скрижали, эталоны языка неуничтожимы, неповреждаемы - в отличие от нестойкого человеческого материала. И в его, языка, огромную самовосстановительную и восстанавливающую силу нужно и должно верить, хотя это не освобождает нас от обязанности всячески защищать его и хранить. Изгнаны будут из власти, с экранов и печатных полос либерал-блудодеи с их заразной образованческой "феней", выздоровеет хоть сколько-нибудь, вернётся к бытийным нормам народ - оздоровится и язык.

Источник: Литературная газета

18.10.07