Организаторами конференции выступили Региональный общественный центр интернет-технологий (РОЦИТ) и Общероссийская организация работников СМИ "Медиасоюз". Поддержку мероприятию оказало также Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. Помимо представителей вышеназванных организаций, в дискуссиях приняли участие около 300 человек. В общей сложности участникам было представлено порядка 50 докладов и презентаций.
Своеобразным предисловием к конференции стало розданное участникам исследование на тему "Мировая аудитория сайтов "традиционных" СМИ". Оно базируется на исследовании компании GfK Roper Consulting (США), проведенного в 2007 году в 25 странах мира. "Для "традиционных" СМИ Сеть становится и дополнительным каналом распространения информации, и направлением маркетинговых коммуникаций, и ресурсом формирования новых стратегий взаимодействия с аудиторией, и даже средством сопутствующего бизнеса", - говорится в отчете.
Согласно данным исследователей, сайтами традиционных СМИ в России пользуется всего 6,7% населения крупных и средних городов страны, или около 4 миллионов человек. Лидером же являются США, в которых на сайты "традиционных" СМИ заходят почти 60 миллионов человек. Кстати, среди сайтов различных типов СМИ наибольший охват аудитории в России у интернет-ресурсов журналов. Далее в порядке убывания следуют сайты телеканалов, газет и радио.
Программа i-СМИ состояла из девяти заседаний, разделенных на три секции. Каждая из них проходила одновременно с другими, поэтому участники мероприятия имели возможность посетить только три наиболее интересные им обсуждения. Секции были поделены следующим образом. На первой обсуждали различные юридические тонкости работы онлайновых СМИ. В частности, заседания были посвящены проблеме государственного регулирования интернет-СМИ, цензуры и самоцензуры в интернете, а также прочим правовым вопросам. На второй секции поднимались темы, относящиеся к особенностям построения онлайнового медиа-бизнеса: как привлечь нужную аудиторию, как получить доход от веб-издания, где найти квалифицированные кадры. Третья секция была посвящена дискуссиям о новых тенденциях и дальнейшем развитии медиа-пространства в интернете. Здесь не обошлось без обсуждения пресловутого веб 2.0 и возросшей роли пользовательского контента, речь также шла о новых технологиях для СМИ и медиа-конвергенции.
Участники конференции в целом положительно оценили перспективы развития онлайнового медиа-пространства. Вместе с тем, говоря о существующем сегодня устройстве редакций традиционных СМИ, руководитель отдела продвижения интернет-проектов ИД "Коммерсант" Олег Козырев сравнил их с мамонтами. "Мамонты всегда вымирают. Они толстокожи, неповоротливы, ограничены источниками информации", - сказал он. Докладчик отметил, что веб 2.0-проекты более интересны читателям, и при этом для наполнения их контентом не требуется ни большой штат редакторов, ни какие-либо существенные денежные затраты. По мнению Козырева, изданиям, которые хотят быть популярны, необходимо предоставлять только лучший контент.
Отбирать его, по словам специалиста, может либо редакция, как это происходит сегодня в оффлайновых СМИ, либо сами потребители информации, голосуя за тот или иной материал. "В будущем футбольный болельщик будет сам выбирать, какого комментатора слушать во время просмотра матча. Почему он должен довольствоваться тем, кого назначил телеканал, если хочет, чтобы это был, например, Гарик Мартиросян (участник Comedy Club - PRS) или еще кто-то?", - обратился к собравшимся Козырев. По его мнению, у крупных СМИ сегодня есть два пути: вымирание или интеграция в интернет. Выступавшая на заседании по медиа-конвергенции руководитель интернет-проектов РИА "Новости" Наталья Лосева рассказала о новых форматах контента, который уже используется сегодня в мире и только появляется в России. По ее словам, текстовая составляющая сообщений интернет-СМИ должна быть разбавлена другими форматами контента: видеороликами, мультимедийными лентами новостей, графическими инсценировками тех происшествий, которые не были сняты на видео.
Лосева также продемонстрировала пример инфографического ролика, в котором потребитель имеет возможность "играть с информацией", кликая на том или ином фрагменте иллюстрации. Представитель РИА "Новости" затронула также кадровую проблему. По ее мнению, журналист должен быть "универсальным солдатом", умеющим не только писать, но и фотографировать, работать с графикой и пр. Однако таких специалистов сегодня на рынке чрезвычайно мало, призналась Лосева.
Более подробно о кадровом вопросе говорили на другой секции. Глава портала MediaJobs.Ru Наталья Селезнева представила оценки зарплат работников онлайн-СМИ: руководитель интернет-проекта на рынке получает от 1200 до 5000 долларов в месяц. Зарплата контент-менеджера колеблется в промежутке между 500 и 2000 долларов, а оклад обычного журналиста или копирайтера начинается с 500 долларов.
Первый заместитель гендиректора ИД "РДВ Медиа" Дмитрий Малин спрогнозировал в 2006 году рост зарплат. Больше они вырастут у тех специалистов, на которых на рынке наблюдается спрос. Так, средняя зарплата руководителя интернет-проекта вырастет с 2500 до 3500 долларов, а программисты будут получать 3200 долларов вместо 2700. В то же время оплата труда контент-менеджера увеличится ненамного - до 950 долларов в месяц.
Наименее оптимистичные прогнозы прозвучали на заседании по вопросам цензуры в интернете. Было отмечено, что блогерам, обитателям форумов и тем более журналистам следует с особой осторожностью относиться к своим сетевым записям. Участники секции напомнили, что недавно в России был принят закон об экстремизме, под который могут попасть даже самые, казалось бы, безобидные высказывания интернет-пользователей. Правоохранительные органы все свободнее толкуют законодательство в отношении тех, кто, по их мнению или желанию, совершил в Сети преступление. Резкий рост числа дел против интернет-пользователей, отмеченный за последний год, вызван тем, что суды и прокуратура стали обращать меньше внимания на технические тонкости, сообщили эксперты. В частности, если раньше правоохранителям надо было доказать, что именно этот человек с этого компьютера написал этот текст в интернете, то теперь от них этого не требуют.
Президент компании "Интернет и право" Антон Серго отметил также, что ответственность за правонарушение зачастую несет не сам виновник (тот, кто создал запись), а человек, которого проще всего сделать ответственным (например, владелец ресурса, на котором запись была опубликована). Доходит до того, что крайними оказываются интернет-провайдеры и регистраторы доменных имен, сообщил юрист. На заседании было также объявлено о запуске интернет-проекта "Цензура и конфликты в рунете", на котором собрана самая полная информация о конфликтных ситуациях, вызванных публикацией в Сети некорректных с чьей-либо точки зрения высказываний, а также о соответствующих судебных спорах.
По завершении конференции организаторы сообщили о том, что отныне i-СМИ будет проводиться ежегодно. Они также пообещали составить итоговую резолюцию по материалам и решениям конференции и через некоторое время вывесить ее на сайте мероприятия.
Источник: PRS.ru
18.10.07