Тем не менее, вымирание газетам и журналам не грозит, и екатеринбургский рынок печатной продукции тому лучшее доказательство. Более того, некоторые сегменты еще ждут свои издания. Если говорить о тенденциях, свойственных одному из самых успешных рынков журналов, то тут наблюдаются и общероссийские тренды, и региональные особенности, не присущие другим регионам. Главная из них, пожалуй, - большое количество сетевых проектов, которые существуют в десятках российских городов (в первую очередь, миллионников), но стартовали именно из столицы Урала. Однако почти ни один из них не "замахивается" пока на Москву. На это тоже есть причины. Обзор журнальных изданий четвертого по числу населения города России - в материале Накануне.RU.
По данным исследования рекламной группы "Adinpress", в начале 2007 года в Екатеринбурге насчитывалось 259 печатных изданий, из них 149 - журналы, это 58% от общего количества печатных изданий. Кстати, в "Adinpress" подсчитали, что 80% всего рекламного бюджета прессы города приходится лишь на 20% изданий.
Тематический состав журнальной прессы Екатеринбурга также не слишком отличается от того, который существует во всех крупных городах России. Самый насыщенный сегмент - журналы, посвященные архитектуре, строительству дизайну и ремонту (16 изданий). Примечательно и то, что на рекламу строительных и отделочных материалов и строительных услуг рекламодатели города тратят самые большие средства (рекламный бюджет одного рекламодателя может доходить до 70 тыс. руб. - по данным "Adinpress"). "В целом рост объема рекламных инвестиций в глянцевые издания уменьшился и составляет около 15% относительно аналогичного периода прошлого года. Приоритетными категориями остаются "одежда", "мебель", "автотранспорт". Заметно стали активнее категории "финансовые услуги","недвижимость", - отмечает глава рекламной группы "Adinpress" Андрей Иванов. Два других наиболее наполненных сегмента - деловые издания и журналы, посвященные транспорту (по 12 изданий в каждом сегменте). 11 изданий можно отнести к категории "развлечения, досуг, праздники", остальные же сегменты значительно отстают по количеству изданий, но это отнюдь не означает, что в них еще есть место для новых изданий. "В настоящий момент наша ниша довольно стабильна, рынок вполне устоявшийся", - отмечает коммерческий директор екатеринбургского журнала "Happy" Ирина Гусева.
Вообще, эксперты отмечают, что рынок журналов Екатеринбурга - наиболее стабильный, наполненный и качественный по сравнению с другими городами-миллионниками. В каждом из таких сегментов как "медицина, здоровье, красота", "мода, стиль", "оборудование, промышленность" издается больше пяти журналов. Стоит отметить и тот факт, что региональные издания могут вполне успешно конкурировать с федеральными и даже в некоторых сегментах вытеснять их. И это несмотря на то, что сейчас очень многие общероссийские издания выпускают региональные приложения. "Конечно, региональный журнал может успешно конкурировать с аналогичными федеральными изданиями в рамках одного сегмента. Так и получается, мы тому живой пример", - рассказывает редактор раздела "Менеджмент" журнала "Деловой квартал" Богдан Кульчицкий. Рекламодатели также находят екатеринбургский рынок прессы очень привлекательным, тем более что сегодня самый большой интерес рекламодателей приходится как раз на журналы (до 75% медиа-бюджетов).
По данным последнего исследования "TNS Gallup Media", проведенного в Екатеринбурге, один из лидеров рынка - доморощенный (в хорошем смысле слова) журнал "Я покупаю" занял восьмое место по объему читательской аудитории, обогнав такие федеральные издания как "Лиза", "Elle", "Maxim", а журнал "Стольник" встал на одну позицию выше, чем популярный всероссийский журнал "Men's Health", заняв 23 место. А по данным исследовательского центра "ExMedia", среди екатеринбургских журналов "Я покупаю" и "Стольник" занимают второе и третье места соответственно, пропуская вперед только "Cosmopolitan Урал".
На рынке екатеринбургских журналов выделяются несколько основных тенденций. Во-первых, дальнейшее сегментирование изданий, переход к более узкой специализации. По мнению экспертов, именно этого ждет и аудитория, и рекламодатель. "Ключевым фактором, сдерживающим рост региональных медиа-рынков, является отсутствие четкого позиционирования газет и журналов. Рекламодатель устал от изданий для "всех" и обо "всем". Все чаще и чаще мы получаем задачу на поиск рекламоносителей с определенной читательской аудиторией. Коктейль общественно-политического издания с рекламным вестником приводит к тому, что издание недополучает федеральные бюджеты. С другой стороны, "ложное позиционирование" часто является ощутимой "подножкой" и для рекламных агентств, и для рекламодателей", - рассказала в одном из интервью директор рекламного агентства "Expedition" Вера Зиновьева.
С другой стороны, наблюдается тенденция, когда издание находится в "околонишевом" пространстве и вполне успешно работает. "Есть бизнес-издания, на основании которых можно делать выводы для своих профессиональных решений. В этом сегменте работают "Эксперт-Урал" и "Деловой квартал". А есть околоделовые издания, которые рассказывают о персонах бизнеса, о бизнесменах. Читая "Екатеринбург", сложнее сделать выводы о трендах или о том, сколько может стоить твой товар, о том, какие интересные бизнес-решения можно применить для своих клиентов, для повышения конкурентоспособности бизнеса. В каждом регионе есть такие журналы.", - полагает коммерческий директор издательского дома "АБАК-ПРЕСС" Сергей Малков. Эту тенденцию подтверждает и то, что некоторые региональные журналы также начинают выпуск специализированных предложений. В первую очередь, это интересно бизнес-аудитории. "Что касается специализированных изданий, мы, почувствовав эту потребность в более детальной информации о динамично растущих рынках, начали выпускать тематические приложения к "Деловому кварталу". Пока выходит "Моя недвижимость", "Моя карьера". В 2008 г. "Деловой Квартал" планирует продолжить эту линейку, в конечном итоге, читателю будет каждую неделю приходить тематическое приложение "ДК", - говорит Богдан Кульчицкий.
Вторая тенденция - Екатеринбург становится "местом рождения" сетевых журналов, даже Москва вряд ли сможет похвастаться таким количеством сетевых проектов, которые были запущенны из столицы. Около десятка екатеринбургских журналов ведут вполне успешную экспансию в другие регионы. При этом зайти на екатеринбургский рынок "чужой" сети практически невозможно из-за высокой конкуренции, от которой, конечно же, выигрывает читатель, - единственный удачный опыт у челябинской издательской группы "Парамон", которая издает сетевой журнал "Выбирай". Среди екатеринбургских издательских домов, которые очень успешно продвигают свои продукты в другие города, можно отметить "АБАК-ПРЕСС" и "ЮНИВЕР ПРЕСС". "У нас сейчас есть мысль по выходу "Я покупаю" на московский рынок, мы сейчас работаем над этим вопросом. Но вряд ли это издание станет федеральным. Скорее, это будет еще более широкая сеть городов. Ведь есть свои нюансы в каждом городе, ест более богатые и более бедные города.", - рассказал нашему агентству Сергей Малков.
Однако цель "завоевание московского рынка" ставят далеко не все региональные издания. Здесь сказывается влияние сразу нескольких факторов: высокая конкуренция с московскими изданиями, незанятость ниш в других городах. С экономической точки зрения изданию гораздо выгоднее выйти на незанятый рынок соседней Тюмени (где, кстати, с каждым годом благосостояние населения растет, бизнес активно развивается, следовательно, рекламодатель нуждается в новых рекламных площадях), тем более что, по мнению экспертов, екатеринбургские журналы выгодно отличаются от других уральских качеством как полиграфии, так и наполнения издания. "Мы за интенсивный путь развития журнала. И мы постоянно расширяемся. С сентября этого года мы распространяемся в Тюмени. Теперь мы работаем в трех городах - Екатеринбург, Челябинск и Тюмень. Это не франшиза, а непосредственно наш продукт. Если сравнивать наши, челябинские и тюменские издания, то наши на голову выше. И по непосредственно печати, и по качеству материалов, статей, дизайнерской работы", - полагает Ирина Гусева. По словам экспертов, екатеринбургский рынок зачастую оказывается более цивилизованным, чем в других городах-миллионниках, где подчас решения могут приниматься, например, только через "знакомых и родственников", и пробиться сквозь такой "занавес" бывает сложно. Эксперты полагают, что Екатеринбург не случайно стал одним из лидеров в России по рынку журнальных изданий. Во-первых, на это сильно повлияло количество бизнесменов - людей заинтересованных как в качественной деловой информации, так и в площадках для размещения рекламы своего бизнеса. Конечно, сейчас существует большое количество федеральных бизнес-изданий, однако они не могут удовлетворить потребность в информации о конкретном регионе, тогда как местные бизнес-журналы могут полностью посвятить себя проблемам, которые существуют "здесь и сейчас". "Разумеется, Екатеринбург достаточно сильно отличается от других городов-милионников тем, что аудитория деловой прессы здесь очень активна и восприимчива. Есть данные, что, здесь процент бизнесменов, которые читают деловую прессу выше, чем в Москве и Питере. В случае с сетью "Деловой Квартал", Екатеринбург - это некий плацдарм, для того, чтобы генерировать какие-то новшества для издания, а потом эти наработки применять во всех наших городах. Это площадка, которая задает тон", - отмечает Богдан Кульчицкий. По этой же причине, за счет "естественного отбора" исчезают издания-однодневки - рекламодатель заинтересован в рекламных площадях, которые не исчезнут через несколько месяцев. Интересны, в первую очередь, такие предложения, когда можно получить неплохую скидку на размещение рекламы за счет заключения договора на размещение на длительный период. Однако до сих пор в Екатеринбурге остается больше количество "изданий-призраков". Так, по данным "Adinpress", в начале года в городе насчитывалось более 900 зарегистрированных печатных СМИ, но количество реальное количество изданий, регулярно выходящих в свет, почти в четыре раза меньше. Высокая конкуренция на рынке и потребность в новых рекламодателях заставляет журналы корректировать и схему распространения. Появление новых точек распространения премиум-класса (бутики, рестораны, бизнес-центры, салоны красоты) ведет к необходимости увеличения тиражей, большинство бизнес-изданий можно не только заказать по подписке, но и приобрести в розничной продаже. "Надо отметить, что в связи с тем фактом, что стоимость распространения платных изданий увеличивается из года в год, издатели начинают активно рассматривать возможности запусков журналов бесплатного распространения", - цитирует "Media Guide" заместителя гендиректора издательства "Деловой мир", президента клуба менеджеров периодической печатной продукции Вячеслава Керова.
Еще один важный момент - рост числа каталогов и справочников ("Девять линий", "Что? Где? Почем?"). Наибольшее количество таких изданий в сегменте изданий о доме, ремонте, интерьере. По мнению некоторых экспертов, каталог, если и не составляет конкуренцию Интернету, то, как минимум, дополняет его. Бумажное издание дает возможность детально разобраться в преимуществах того или иного товара или услуги, в то время как Интернет ориентирован, в первую очередь, на поиск. Есть место для роста и в некоторых сегментах, которые уже достаточно наполнены. Например, автомобильный транспорт. "Считаю, что автомобильный сегмент глянцевых изданий имеет хороший потенциал. Категория "автотранспорт" в глянце уступает лишь категориям "одежда" и "мебель". За первые девять месяцев этого года бюджет рекламных инвестиций в глянец категории "автотранспорт" составил порядка 17 млн руб. В городе каждый четвертый - автомобилист, постоянно появляются автосалоны, а местных интересных автомобильных журналов недостаточно", - рассказал Накануне.RU Андрей Иванов.
Исходя из темпов развития екатеринбургского рынка журнальных изданий, можно смело предположить - дальнейшее развитие будет происходить не столько в количественном, сколько в качественном направлении. К тому же, крупные издательские дома заняты развитием своих сетей в других городах. С другой стороны, от появления новых серьезных игроков на данном рынке читатель, как и рекламодатель, только выиграет, особенно если издание будет качественным, а существование его продлится не один год.
Источник: Накануне.Ru
19.10.07