По традиции, конференция собирает участников рынка распространения прессы с тем, чтобы обсудить проблемы отрасли и сформулировать возможные пути их решения в резолюции, которая будет направлена в Правительство Москвы. Открыл пленарное заседание заместитель председателя комитета по телекоммуникациям и СМИ Правительства Москвы, Ткач И.П.
С докладом на тему «Экономические аспекты системы распространения печатных СМИ в г. Москве» выступил Председатель Координационного совета ГК «Логос» Д.В. Мартынов. Он затронул причины снижения рентабельности распространения, а именно рост затрат, опережающий рост доходов.
Рентабельность бизнеса распространения печати в России снижается ежегодно. Относительно высокая рентабельность в минимаркетах прессы и магазинах обусловлена тем, что основной оборот приходится на другие группы товаров, а также тем, что основу оборота периодики составляют издания средней и высокой ценовой категории, т.к. потребитель при свободном доступе имеет возможность ознакомиться со всем представленным ассортиментом и содержанием любого издания и выбрать то, что его интересует.
В киосковых сетях, при отсутствии свободного доступа к изданиям, и оптовых магазинах, клиентами которых являются преимущественно ручники и лоточники, основной оборот приходится на издания низкой ценовой категории. Отсюда низкий, а в оптовых продажах и вовсе отрицательный, уровень рентабельности. Также на ситуацию сильно влияют ограничения на ассортимент и запрет на продажи табачной продукции в киосках прессы.
В сетях супермаркетов низкая рентабельность обусловлена деструктивными действиями ритейлоров, которые стремятся получить максимальную прибыль от продаж периодики, включая рекламные доходы.
Были приведены сравнительные статистические данные о рентабельности продаж прессы в Европе и в России, которые наглядно иллюстрируют показатели российского рынка значительно ниже европейских норм, а зачастую и вообще отрицательны.
Подробно Д.В. Мартынов остановился на проблемах в системе распространения печатных СМИ в Москве. Он перечислил основные из них:
• Невысокая и постоянно снижающаяся рентабельность в опте и в рознице;
• Рост арендной платы, платежей за электроэнергию и увеличение затрат на логистику;
• Рост бонусных выплат сетям супермаркетов;
• Низкие розничные цены на периодические печатные издания по сравнению с европейскими, а также с другими товарами на российском рынке. Издатели часто отпускают продукцию ниже себестоимости;
• Присутствие значительного числа изданий в сетях с нулевой или отрицательной рентабельностью по продажам;
• Снижение рентабельности киосков прессы в связи с ограничениями на ассортимент;
• Снижение количества функционирующих киосков из-за нехватки торгового персонала;
• Неравномерное распределение торговых точек по продаже прессы, большая концентрация в одних районах, создающая ненужную конкуренцию, когда оборот каждой торговой точки снижается, и отсутствие в других.
В рамках круглого стола «Повышение эффективности рынка распространения периодической печати столичного региона» выступил А.В. Попов, генеральный директор ЗАО «Центропечать».
Тема расширения ассортимента, поднятая Поповым вызвала оживленную дискуссию. На мероприятии была представлена экспозиция ГК «Логос», которая рассказала об основных направлениях бизнеса: дистрибуция (ООО «Центр дистрибуции прессы»), розница и киоски (ЗАО «Центропечать»), сеть минимаркетов прессы (ООО «Пресс-Хаус», магазины «Хорошие новости»), подписка (ООО «Межрегиональное агентство подписки») и логистика (ООО ЛК «Медиа-Экспресс»).
Пресс-служба ГК «Логос»