"Эксмо" образовано в 1991 году, принадлежит в равных долях Олегу Новикову и Андрею Гредасову. Выпускает в год более 8 тыс. наименований книг общим тиражом около 80 млн экз. По собственным оценкам, занимает 14% российского книжного рынка. Владеет контрольными пакетами сетей "Новый книжный" и "Буквоед". Оборот компании в 2007 году - 200 млн долл., ежегодный рост - 20%.
О том, что издательство "Эксмо" намерено в 2010 году провести IPO, РБК daily рассказал гендиректор и совладелец издательства Олег Новиков. Уже в первой половине 2008 года компания планирует разместить облигационный заем на 1 млрд руб. для создания кредитной истории. "IPO для нас не самоцель, а возможность привлечения средств для развития новых направлений бизнеса: продажи цифрового контента через Интернет и мобильных операторов", - говорит г-н Новиков. По его словам, хотя IPO - "наиболее удобный способ привлечения инвестиций", компания также рассматривает возможность продажи доли финансовому инвестору. При этом г-н Новиков отмечает, что традиционный книжный бизнес выводить на IPO бессмысленно: "соотношение цены к прибыли для такого консервативного бизнеса минимально". "Со следующего года мы планируем становиться медийной компанией, начав продажи оцифрованного контента. Возможность привлекать средства увеличится, а расчет стоимости повысится. Кроме того, в дальнейшем это принципиально изменит позиционирование компании на рынке", - рассуждает г-н Новиков.
По оценке iKS-Consulting, легальный рынок электронных книг в Интернете составил в прошлом году 1 млн 300 долл. Участники рынка ожидают, что в ближайшие несколько лет рынок будет расти на 100-200% в год. При этом, отмечают они, российский рынок отстает от европейского в 200-300 раз.
Выход "Эксмо" на IPO станет первым случаем на издательском рынке. Гендиректор "Олма Медиа Групп" Дмитрий Иванов признается, что их компания рассматривала такую возможность, но это произойдет "намного позже". Он обращает внимание на то, что в мировой практике уже не существует чисто книгоиздательских компаний, поэтому ориентироваться на опыт западных компаний невозможно: "Большинство издательств стали частью медийных холдингов. В России пока такая схема не осуществилась, так как издательский бизнес очень закрыт". Г-н Иванов, однако, сомневается, что "Эксмо" успеет подготовиться к IPO к 2010 году:
"Бизнес должен соответствовать международным стандартам, а у издателей это большая проблема. Кроме того, по стандартам МСФО, компанией не могут руководить владельцы, как это происходит в "Эксмо". Г-н Иванов также напоминает, что книжный рынок стагнирует, и даже "Эксмо", лидер рынка, не соответствует размерам компании, выходящей на IPO. "Это имеет смысл при обороте свыше 500 млн долл.", - считает г-н Иванов.
Исполнительный директор управления инвестиционно-банковской деятельности ИК "Тройка Диалог" Владислав Рябюк считает, что IPO "Эксмо" будет успешным: "Первым быть всегда хорошо: предложение одно, а спрос на него может быть высок. Нормально, когда рынок растет на 10%. В других странах этот рост ниже, просто в нашей стране избалованы ростом рынка в 30% в других отраслях", - говорит г-н Рябюк. А аналитик ИБ "Траст" Алексей Демкин считает, что оборот компании в 200 млн долл. достаточен, чтобы выходить на IPO. "А выход компании в такие быстро развивающиеся сегменты, как Интернет, позволит "Эксмо" за три года увеличить оборот компании на десятки миллионов долларов", - говорит г-н Демкин. Впрочем, по его словам, "Эксмо" еще до IPO может привлечь инвестора. "Долей в 14% на таком разрозненном рынке, как издательский, "Эксмо" может рассчитывать на привлечение финансовых инвесторов, которые готовы давать деньги именно лидерам рынка", - считает Алексей Демкин. Он напоминает, что холдинг "Проф-Медиа" приобрел телеканал ТВ3 в тот момент, когда тот уже практически был готов к размещению.
Источник: РБК daily
24.10.07