Что хорошо «Российской газете», то плохо банковским журналам?

Законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон о банках и банковской деятельности», авторами которого являются депутаты Государственной думы Владислав Резник и Анатолий Аксаков, в первых числах июля благополучно прошел предварительное рассмотрение совета думы.

Ответственным комитетом был назначен Комитет Государственной думы по кредитным организациям и финансовым рынкам, комитетом-соисполнителем назначен Комитет Государственной думы по собственности. На данном этапе законопроект с учетом представленных отзывов, предложений и замечаний готовится к рассмотрению Думой. Решением Госдумы законопроект включен в примерную программу на октябрь 2007 и будет рассмотрен 19 октября текущего года.

Между тем поправки в Федеральный закон от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года № 17-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, № 27, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 6, ст. 492; 1998, № 31, ст. 3829; 2001, № 26, ст. 2586; № 33, ст. 3424; 2002, № 12, ст. 1093; 2003, № 27, ст. 2700; № 50, ст. 4855; 2004, № 27, ст. 2711; № 45, ст. 4377; 2005, № 1, ст. 18, ст. 45; № 30, ст. 3117; 2006, № 31, ст. 3439), а точнее его дополнение новой статьей 23.5 «Особенности реорганизации кредитной организации в форме слияния, присоединения и преобразования», породили настоящую суматоху среди издателей. Как известно, все коммерческие структуры по закону обязаны не позднее 30 дней, начиная от даты принятия решения, уведомить другие кредитные организации, участвующие в слиянии или присоединении.

В соответствии с поправками, все обязательные сведения коммерческая структура по закону должна разместить на своем сайте в Интернете и уведомить о принятом решении своих кредиторов, следующими, предложенными законопроектом, способами: направив каждому из них письменные уведомления и опубликовав сообщение с необходимой информацией о принятом решении в «Российской газете», в печатном издании, предназначенном для публикации данных о государственной регистрации юридических лиц, а также в одном из изданий для опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен филиал кредитной организации. Что же так взволновало издателей? Все дело в том, что если ранее выбор печатного издания для размещения информации был, как правило, за самой организацией, то дополнение в закон о банках и банковской деятельности, указывает конкретное издание – «Российскую газету». Ряд издателей расценили данную поправку как способ «Российской газеты», используя статус государственного учреждения, попросту поправить финансовое состояние издания за счет коммерческих организаций.

Сергей КОРЕПАНОВ,

главный редактор газеты «Бизнес и банки»

— У телевизионной программы «Взгляд» был замечательный слоган: «Ваша реклама — наша независимость!»

Но реклама идет от прибыли, а вот обязательная информация – отчеты, списки аффилированных лиц, сообщения о существенных фактах, эмиссии ценных бумаг – это включается в себестоимость. Это большой денежный рынок и по мере усиления прозрачности бизнеса он будет расти.

По сей день коммерческие структуры обязаны давать эту информацию в государственные органы, размещать на своих сайтах и плюс обязательная публикация в СМИ (на выбор организации). А поправки в закон о банках и банковской деятельности указывают конкретное СМИ для такой публикации – «Российскую газету»

Как известно, «Российская газета» обязана публиковать законы, указы президента, после чего те обретают силу закона. Так вот, прослеживается желание с помощью закона принудить все коммерческие структуры России публиковать их обязательную информацию в правительственном органе — «Российской газете»

Эта идея, с моей точки зрения, не что иное, как попытка осуществить с помощью закона дополнительное финансирование издания за счет коммерческих организаций. Для «Российской газеты» эти поправки неплохой, а главное, постоянный источник дохода, ведь цена не лимитируется; а также навязывается, по сути, подписка на издание для коммерческих структур.

Если законы и указы имеют отношение ко всем субъектам (предназначены для неопределенного круга лиц), то эта поправка относится к деятельности отдельных юридических лиц (то есть носит не публичный характер, а касается прежде всего технической стороны частной предпринимательской деятельности). По сути это и попытка вторгнуться в частную предпринимательскую деятельность, используя статус государственного органа!

Кроме того, этой поправкой общенациональную «Российскую газету» включают в узкоспециализированные издания (см. статья 23.5 пункт 2). Но согласуется ли эта поправка с правоустанавливающими положениями ФГУ «Российская газета» — ее уставом или положением?

Создается прецедент. И своего рода монополия на такого рода информацию. Уверен, что это только начало перевода обязательной для публикации информации коммерческих структур через «Российскую газету».

Кроме того, данная инициатива лишь подтверждает данные Всемирного банка о снижении рейтинга благоприятности делового законодательства за 2006 год, где Россия сместилась с 96 на 106 место из 178 стран участвовавших в рейтинге.

Андрей МИРОШНИЧЕНКО,

главный редактор журнала «Банковское обозрение»:

— Такое решение, если оно будет принято, может затронуть интересы трех сторон – самого банка, «Российской газеты» и остальных участников рынка СМИ.

Мне представляется, что возможен такой выход, учитывающий интересы всех трех сторон. Если уже «Российская газета» является официальным публикатором властей, имея с властями определенные отношения, то было бы логично и обязательные публикации компаний, предписанные законом, делать в счет тех же отношений. То есть бесплатно для банков. Тогда все будут довольны.

В противном случае получается, что государство одной рукой, называемой ФАС, борется с душителями конкуренции, а другой рукой конкуренцию душит. Ведь очевидно же, что законодательное указание нести деньги к одному из участников рынка нарушает логику конкуренции как минимум дважды. Во-первых, банк получает от государства предписание тратить деньги только определенным образом (и, получается, невзирая на цену этой слуги). Во-вторых, другие участники рынка СМИ лишаются возможности конкурировать за эти деньги банка. Не то чтобы там уж очень большие деньги, но ведь важен сам принцип свободной конкуренции. А если эта норма станет родоначальницей расширенного толкования?

Поэтому выход такой. Либо «Российская газета» публикует обязательные сообщения банков бесплатно, в счет своих отношений с государством, как оговоренную законом официальную информацию. Либо банки публикуют свои обязательные сообщения на свой выбор в любых зарегистрированных российским государством СМИ. Каковая практика и существует для акционерных обществ. Ведь государство для чего-то же регистрирует СМИ.

Анатолий АКСАКОВ, депутат Государственной думы, президент Ассоциации региональных банков «Ассоциация Россия» и соавтор законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон о банках и банковской деятельности», в свою очередь прокомментировал сложившуюся ситуацию журналу «Курьер печати» достаточно спокойно. По его словам, никакого принуждения в отношении к кредитным организациям в этом вопросе нет, для желающих по-прежнему существует выбор. Если организации не считают нужным публиковать обязательную информацию именно в «Российской газете», они могут, как и прежде, рассылать официальные уведомления кредиторам в виде писем. «Никто не навязывает кредитным организациям публикацию в “Российской газете”, хотя, на наш взгляд, это наиболее эффективный способ реорганизации банка», — добавил Анатолий Аксаков.

«Российская газета» не смогла прокомментировать сложившуюся ситуацию журналу «Курьер печати»

Источник: «Курьер печати» №37-38/2007

24.10.07