Добро пожаловать в пустыню реальности

"ПО" открывает новую рубрику "Информационное пространство". Беспринципно и методично мы будем следить, каким путем идут печатные и электронные СМИ в Пермском крае.

К какому будущему они шагают стройными рядами? Как развивается рынок печатных СМИ? Подписной рынок? На эти и многие другие вопросы найдутся ответы в новой рубрике.

Открывает рубрику материал, основанный на реальных событиях, имевших место 3-4 октября в Москве на форуме представителей региональной прессы.

Вместо слова пустота...

За последнее десятилетие в России наблюдалась устойчивая тенденция падения подписных тиражей печатных СМИ. Появилось множество изданий с анекдотами, сканвордами и прочим, которые можно назвать только газетной бумагой. Новые издания растут как грибы после дождя, но их качество очень сильно оставляет желать лучшего. Перед читателем, который испытывает информационный голод и завален бессмысленной, неинтересной прессой (хотя подобные издания лучше всего нарекать именем знаменитого консервированного мяса - "SPAM"), встает проблема выбора и качества информационного продукта.

"Консервированный" тираж

На состоявшемся в Москве форуме, организованном Межрегиональным агент-ством подписки (МАП) при поддержке Совета Федерации, представители региональной журналистики обсудили проблему качества печатной продукции в России, а также ее доступность для читателей. Этот вопрос еще более приобретает актуальность, если посмотреть, кто и что читает. На сегодняшний день, по итогам подписки на второе полугодие 2007 года, подписной тираж федеральных изданий подрос на 2%. В то же время объем тиражей региональных изданий увеличился на 15% (общий подписной тираж по каталогу российской прессы "Почта России" составил 4,1%). Безусловно, рост тиражей - это хорошо: люди начинают читать больше. Но, с другой стороны, необходимо взглянуть, что происходит с информационным продуктом. Растет доля рекламных изданий, и, соответственно, значительная часть изданий теряет свою социальную ориентированность и значение. Свобода торговли вытесняет свободу слова. Пустые газетные страницы наполняются бесчисленным количеством рекламных сообщений. По словам Александра ОСЬКИНА, председателя правления ассоциации распространителей печатной продукции, сейчас нет баланса между интересами издателя, рекламодателя и подписчика. Естественно, что читательская аудитория уменьшается: кому интересно читать очередную безадресную порция рекламной шелухи?

[Здесь могла быть ваша реклама]

Из сложившейся ситуации выход есть: искать поддержку государства, власти. Иные газеты и журналы так и поступают. В ряде регионов прессу "опекает" власть. Например, в Екатеринбурге областную газету субсидирует губернатор. Это позволило ей выйти в лидеры подписки среди региональных газет за первое полугодие 2007 года.

Но такие пути, как правило, заканчиваются одним - прессе перестают верить. Потому что читать о том, что губернатор, встреченный хлебом и солью, открыл новую дорогу, им самим и построенную, неинтересно, когда под ногами грязь, на дорогах пробки, а сами "высокие чины" вовлечены в очередной коррупционный скандал.

Более того, уже не секрет, что СМИ, которые выходят на дорогу независимости, сталкиваются с барьерами пресловутого административного ресурса. Под надзором вездесущих пресс-секретарей материалы выходят основательно сокращенные, приправленные всеобщей эйфорией и радостью. А чиновникам наплевать на демократию, которая, если верить писателю Умберто ЭКО, нуждается в оппозиции и критике. Но это мнение писателя, а оно может быть спорно. Однако бесспорно то, что независимость, а тем более критическая позиция сегодня не в почете. Миром правит позитив и доброта.

Территория добрых дел

Газеты, имеющие прирост тиражей, с завидной регулярностью публикуют заметки "о добрых делах" интересных людей в "территориях". Помните, Пермский край - это "территория культуры" (Олег ОЩЕПКОВ), "территория конкурентного развития" (Олег ЧИРКУНОВ). А в свете последней акции Николая ЯШИНА наш регион стал не иначе как "территорией добрых дел". Действительно, "благие дела не опорочишь".

Есть и другая проблема - газеты-двойники. В Перми, например, выходит милое издание под именем "Известия Пермского края". Расчудесное издание: большой тираж, профессионалы пера. Оформление газеты выполнено тоже неплохо: как в старые добрые времена тех самых "Известий". И мало кто разберет - то ли это пермская вкладка известного федерального издания, то ли название просто приглянулось. Говорить о качестве прессы в плане информативности, увы, не приходится.

Слово из трех букв

Обратимся к еще одному аспекту "качественной прессы". Не отстают от газет (а порой и превышают тиражами), имеющих общественно-политическую направленность, издания кроссвордов, сканвордов и анекдотов. Простой читатель, по всей видимости, уставший от политической "чернухи" ("желтуха" уже отжила свое) перешел на нейтральное чтиво - газеты со сканвордами. Причем на издания подобного рода спрос по подписке растет. Как говорится, интересно, со вкусом и полезно.

Конечно, решать, кому и что читать, не дело журналиста, так как его труд имеет совершенно иную цель. Выбор всегда должен оставаться за читателем. Но тенденция не самая лучшая.

Так какой же должна быть качественная пресса? Популярность и высокие тиражи вовсе не означают качество. Что же остается? Вместо качественного информационного продукта - только серая газетная пустыня.

продолжение в следующем номере

Источник: Пермский обозреватель (Пермь)

25.10.07