В России распространители прессы также экспериментируют с расширением ассортимента продуктами. Однако они утверждают, что пока такой формат в России возможен только в торговых и бизнес-центрах; при аренде городских помещений небольшие магазины с ограниченным ассортиментом не окупаются.
Rautakirja намерена расширить ассортимент своих мини-маркетов прессы "Р-Киоск" за счет продуктов питания. Как рассказал Ъ президент Rautakirja Эркки Ярвинен, в Европе "Р-Киоски" часто существуют в формате convenience store, то есть "сопутствующий магазин" - помимо базовой прессы они продают основной набор продуктов, включая молочные и мясные. "Думаю, такое расширение ассортимента мы начнем весной в некоторых наших мини-маркетах прессы",- рассказал господин Ярвинен. Речь идет о мини-маркетах площадью от 10 кв. м.
Rautakirja владеет в России двумя компаниями - "Пресс-Экспо", купленной SanomaWSOY в 2005 году в составе ИД Independent Media, и созданной в марте этого года компанией "Р-Киоск" (на данный момент открыто 16 мини-маркетов прессы). Сейчас она завершает сделку по приобретению у группы Lagardere компании HDS CIS, владеющей 25 магазинами прессы в торговых центрах (они присутствуют во всех ТЦ "Мега") и крупнейшего дистрибутора иностранной прессы в России Press Point International. Общая выручка Rautakirja в 2006 году составила Є684,4 млн.
Участники отечественного рынка распространения уже экспериментируют с расширением ассортимента за счет пищевых продуктов. "Расширять наш ассортимент за счет продовольственной группы мы начали года три назад, ориентируясь на европейский опыт, в том числе и "Р-Киоска"",- рассказывает Владимир Пригодин, заместитель гендиректора компании "Пресс-хаус" (входит в ГК "Логос"), которая развивает мини-маркеты прессы "Хорошие новости". По его словам, открывать мини-маркеты с таким расширенным ассортиментом в городских помещениях и на городских территориях сложно: "Мы тут же лишаемся социальных льгот по аренде, которые имеют продавцы прессы".
Поэтому российские продавцы периодики вводят в свой ассортимент продукты питания в точках, расположенных в торговых и бизнес-центрах. Помимо "Пресс-Экспо" свою сеть "Новости дня" развивает ГК "Кардос". "В части наших точек (от 8 до 20 кв. м) пресса дополнена мультимедийной продукцией, мы развиваем и продуктовый ассортимент, хотя и очень ограниченный - жвачка, снеки,- рассказывает председатель совета директоров "Кардоса" Александр Костюченко.- Такой подход к расширению ассортимента классических продавцов прессы можно уже считать тенденцией". Она стала возможной с появлением оптовиков, которые в состоянии обслуживать точки малого формата. "Первой тут была "Кока-Кола", чьи холодильники сейчас стоят рядом с газетными киосками",- говорит господин Костюченко.
Гендиректор сети магазинов у дома "Дейли Фудс" Евгений Лукьяненко говорит, что, расширяя ассортимент точек продаж, распространители прессы стремятся повысить доходность своего бизнеса. "Издержки по содержанию магазина - аренда, зарплаты, коммунальные расходы - растут на 10-15% в год, а правильно подобранный ассортимент - одна из главных возможностей повысить прибыль",- говорит господин Лукьяненко. По оценке Александра Костюченко, при расширении ассортимента за счет мультимедиа и продуктов питания на сопутствующие товары приходится 80% оборота. "Но пресса в данном формате служит некоей приманкой для потребителей",- добавляет он.
Источник: Коммерсантъ
25.10.07