Альтернативные формы подписки на прессу в России

30 октября с.г. в помещении конференц-центра Extropolis, состоялся «круглый стол» по теме «Альтернативные формы подписки на прессу в России», который стал первым общественным мероприятием, на котором были подняты вопросы, касающиеся этой тематики. Организатором мероприятия выступила Ассоциация распространителей печатной продукции при поддержке Федерального агентства печати и массовых коммуникаций.

В работе круглого стола приняло участие более 50 представителей издательского сообщества, альтернативных и общефедеральных подписных агентств, почтового ведомства и правительственных структур.

Открыл мероприятие Председатель Правления АРПП А.В. Оськин. В своем докладе он обобщил опыт работы подписного рынка, обозначил роль и место альтернативных структур на рынке распространения печатной продукции, а также обозначил некоторые перспективы альтернативного направления в подписке. Рассказав о тенденциях подписного сегмента в целом, он положительно оценил роль альтернативных подписных агентств в развитии подписки в России. На сегодняшний день в России действует порядка 150 альтернативных агентств по подписке, которые занимают примерно 10% общего рынка подписки. Однако четкой статистики по этому показателю, на сегодняшний день, не существует, что является серьезной проблемой для учета общих подписных показателей по стране. Деятельность альтернативных подписных агентств, по мнению А.В. Оськина, с организационной точки зрения, создает необходимые условия для цивилизованной конкуренции, что, несомненно, отвечает интересам развития рынка и запросам потребителей. Подписчик может выбрать ту форму подписки и доставки периодических изданий, которая ему наиболее подходит, а также того исполнителя, который предлагает лучшее качество услуг.

Помимо этого докладчик коснулся вопроса НДС на подписку, который в России составляет 18%, что в совокупности с отпускной ценой издателя, затратами и вознаграждением агентства, а также стоимостью услуг по доставке делает подписку сервисом, более дорогим, чем розница. А.В. Оськин обратил внимание присутствующих на передовой опыт иностранных рынков, где подписка является основным способом распространения периодической печати, причем услуги по доставке издания часто оплачивает издатель, а почта придерживается при этом жестких государственных тарифов.

Подписной тираж на западе является своего рода визитной карточкой издания для рекламодателей, и понимание этого заставляет издателей в прямом смысле бороться за своего подписчика, вкладывая в это весомые финансовые и организационные ресурсы. В своем выступлении А.В. Оськин также коснулся темы редакционной подписки, которая практикуется сегодня практически всеми издательскими домами. Рассказав о перспективах и проблемах данного направления, он отметил, что высокий уровень редакционной подписки обеспечивает стабильность издания. Чем больше процент подписки, тем более независим издатель от внешних факторов (в первую очередь от системы розничного распространения). Кроме того, редакционная подписка открывает большие возможности для применения программ лояльности и налаживания прямых коммуникаций с каждым читателем, что в условиях жёсткой конкуренции является решающим фактором успешности издания.

В завершение Председатель Правления АРПП подчеркнул особую важность подписки на общефедеральном уровне. Обеспечивая конституционное право граждан на свободный доступ к информации, институт подписки обеспечивает целостность информационного пространства Российской Федерации. При этом он отметил необходимость интенсивного внутриотраслевого диалога по данной тематике, с целью нахождения отраслевого консенсуса. Только с помощью общих усилий всех заинтересованных сторон возможно динамичное и стабильное развитие института подписки.

О проблемах подписки высказался генеральный директор ООО «Издательство «Планета ЗДОРОВЬЯ» С.И. Клоков. В своем выступлении он затронул демографический аспект подписки, подчеркнув, что в то время как основные пользователи подписных услуг стареют, потенциальные клиенты, в лице молодежи, в основном используют другие механизмы получения прессы. По мнению С.И. Клокова такое положение вещей связано с неправильным имиджевым позиционированием подписки, а также с качеством услуг, предоставляемых «Почтой России» при оформлении подписки на издания. В связи с этим он предложил, с одной стороны, активно работать в части стимуляции почтовых работников, а с другой – создать услугу, при которой подписчик, с помощью компьютерных программ мог бы сам оформить подписку на интересующие его издания, тем самым позволив почте сконцентрироваться на профильной деятельности по доставке.

По окончании выступления руководитель Издательства «Планета ЗДОРОВЬЯ» был награжден дипломом АРПП за рекордные подписные тиражи в 2007.

В дискуссии активно принимали участие представители альтернативных подписных агентств. Директор калининградской ООО «Пресса-Подписка» В.Н. Макаров выступил с предложением о совместной работе «Почты России» и альтернативщиков в части оформления и доставки подписки, закрепленной договорными обязательствами. Кроме того, он подчеркнул необходимость введения одинаковых сроков доставки розничных и подписных тиражей, а также создания единой системы индексации на периодические издания. Собравшиеся с интересом выслушали выступление заместителя генерального директора ЗАО «Коммерсантъ-Пресс» Н.А. Копытиной. Рассказав о принципах редакционной подписки в своей компании, она отметила, что сегодня назрела серьезная необходимость выработки норм взаимодействия между игроками рынка.

Кроме того, она выступила с интересным предложением о государственной дотации в части «последней мили» альтернативных подписных агентств, работающих по принципу сетевых организаций и обсуживающих не только корпоративных клиентов (основная целевая аудитория «альтернативщиков»), но и физических лиц.

Одной из главных тем дискуссии стал вопрос добросовестной конкуренции и прозрачности работы альтернативных подписных агентств и всего рынка подписки в целом.

Начальник отдела закупок ООО «Интер-Почта 2003» О.В. Бужинская отметила, что закрытость и финансовая непрозрачность подписного рынка являются основными проблемами подписного сегмента, ставящий перед издателями серьезный вопрос доверия к операторам рынка. В этой части генеральный директор ЗАО «МДП «Маарт» А.В. Малинкин выступил с предложением сертификации подписных агентств издателями с целью ограничить доступ на рынок недобросовестных игроков. Со стороны руководителя департамента IT-компании ОАО «Комплексные решения» Шагжина Б.С. поступило предложение о создании тендерной комиссии АРПП, которая стала бы независимой экспертизой при проведении подписных тендеров и выявляла бы процессуальные и конкурентные нарушения.

Важность данной проблемы подтвердила руководитель департамента подписки ФГУП «Почта России» Виноградова Ю.Р., которая заявила, что непрозрачность рынка альтернативной подписки представляет серьезную опасность, как для каждого игрока, так и для всей отрасли. При этом г-жа Виноградова отметила, что «Почта России» готова предоставлять информацию издателю о движении его продукта на всех этапах доставки. Кроме того, она заявила, что «Почта России» заинтересована в открытом рабочем диалоге с альтернативными подписными агентствами.

Активное участие в дискуссии приняли также директор департамета по подписке «Моспочтампт» А.А.Максимова, директор по развития ГК «Урал-Пресс» Е.Ю. Фатеев и генеральный директор ОАО «Тюменское агентство «Роспечать» Н.В. Топорков. По итогам работы круглого стола, участниками единогласно были приняты Рекомендации по развитию сегмента альтернативной подписки в России.

Пресс-служба АРПП

31.10.07