Рекомендации по развитию рынка альтернативной подписки

(приняты участниками заседания круглого стола «Альтернативные формы подписки на прессу в России», организованного АРПП при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям)

Распространение периодической печатной продукции по подписке играет важную роль в обеспечении конституционного права граждан на получение достоверной информации.

В последний период приостановлено падение и наметились позитивные сдвиги в сторону увеличения подписных тиражей. В подписной сфере активно внедряются рыночные механизмы, осуществляются меры по совершенствованию системы ценообразования, созданию равных условий для свободного доступа на рынок без какой-либо дискриминации всего ассортимента изданий, если они востребованы читателем.

Дальнейшее поступательное развитие данного сегмента системы распространения прессы невозможно без предоставления равных возможностей всем участникам рынка подписки, повышения качества услуг, снижения сроков доставки подписных изданий потребителям за счёт оптимизации логистических схем, применения современных методов по привлечению и удержанию подписчиков.

Свой вклад в решение данных задач должны внести и альтернативные операторы рынка подписки. Эти разнообразные по форме и осуществляемым функциям предприятия действуют параллельно с общефедеральными структурами, в том числе ФГУП «Почта России» и подписными агентствами. Альтернативные фирмы выполняют значительный объём работ по приёму заказов на подписку от физических и юридических лиц, обработке заказов, доставке печатной продукции подписчикам, обслуживанию издателей по продвижению тиражей на рынке. Позитивную роль в развитии рынка подписки играют различные формы редакционной подписки, организация подписки через Интернет, Сбербанк, иные финансово-кредитные учреждения и другие.

В целях создания условий для здоровой конкуренции, дальнейшего совершенствования института подписки, увеличения подписных тиражей, удовлетворения в полном объёме запросов населения участники круглого стола считают необходимым, развивать все формы альтернативной подписки, добиваться насыщения данного сегмента рынка распространения прессы разнообразными качественными услугами по оптимальным ценам.

В качестве практических шагов по достижению указанных целей участники круглого стола полагают целесообразным осуществить следующее.

С участием издателей, распространителей, почтового ведомства, всех подписных агентств, в том числе и альтернативных, а также подразделений издательских домов, занимающихся редакционной подпиской, разработать и внедрить отраслевой "Кодекс операторов рынка распространения периодической печатной продукции по подписке", регламентирующий и регулирующий отношения всех участников данного сегмента рынка.

Участники заседания круглого считают также необходимым:

1. Создать условия для усиления ответственности всех участников рынка подписки за развитие института подписки в стране и выполнение своих обязательств перед партнёрами по бизнесу и подписчиками.

2. Способствовать развитию цивилизованной конкуренции в сфере подписки, созданию благоприятного климата для развития и совершенствования действующих на рынке структур, которые оказывают услугу по доставке подписных тиражей в различных формах: почтовой - силами УФПС ФГУП "Почта России", курьерской - силами альтернативных операторов, редакционной - силами издателей.

3. Признать недопустимым применение приёмов недобросовестной конкуренции на рынке подписки, а именно демпинговую политику в области ценообразования, использование при обслуживании заказов по подписке ремиссионных и розничных тиражей, приобретённых на любых условиях без согласования с издателем.

4. Ввести в практику правило, согласно которому участники тендеров по размещению заказов по подписке обязаны предоставлять договоры с издательствами или распространителями. Структуры, не имеющие договорных отношений с издательством (подписным агентством) к тендеру не допускаются.

5. Обратиться в органы государственной власти с предложениями по следующим вопросам:

5.1. О корректировке документации по закупкам прессы посредством тендеров. В частности, предложить внести изменения в котировочные заявки и иные возможные формы с обязательным разделением (распределением) в части номенклатуры и стоимости товара и отдельно услуги.

5.2. Ввести в перспективе единую льготную ставку НДС (10 %) для периодических печатных изданий и книг, связанных с образованием, наукой и культурой, на все виды работ и услуг по их производству и распространению (включая подписку).

5.3. Оказать бюджетную поддержку институту подписки путём бюджетного финансирования доставки печатной подписной продукции («последняя миля»). Дотация должна распространяться на всех операторов рынка, занимающиеся этим видом деятельности, вне зависимости от их формы собственности, и оказывающих услуги в полном объеме как по территориальному признаку (доставка по городу и области), так и по юридическим признакам (обслуживание физических и юридических лиц).

5.4. Наладить статистический учёт всех операторов рынка подписки, в том числе и «альтернативщиков».

6. Рекомендовать издателям установить для всех участников подписного рынка одинаковые каталожные цены на конкретное издание. Это позволит предлагать подписчикам разные подписные цены только за счёт надбавки за доставку.

7. Продолжить диалог распространителей подписных изданий с издателями о необходимости ведения сбалансированной ценовой политики, учитывающей необходимость поддержки и развития института подписки, установления, с учётом международного опыта, каталожных цен на издания ниже розничных.

8. Всем участникам подписного рынка способствовать дальнейшей компьютеризации института подписки, внедрению новых современных технологий, позволяющих осуществлять прием подписки с любого выпуска издания и без ограничения сроков, широкому использованию адресной системы.

9. Обратиться к Федеральному агентству по печати и массовым коммуникациям с просьбой продолжить практику выделения грантов АРПП на проведение исследований рынка прессы в России.

Москва,

30 октября 2007 года