Количество подписных тиражей в России с 2006 года начинает показывать положительную динамику. На первое января 2007 года общий подписной оборот вырос на 8,9% и составил 30 млн 552 тыс. экземпляров периодических газет и журналов. В денежном выражении - 7,1 млрд рублей.
За первое полугодие 2007 го-да в Пермском крае выписали 564,8 тысячи экземпляров газет и журналов. В 2007 году (1 полугодие) - 579,7 тысячи экз. Соответственно, рост подписки в нашем регионе составил 2,6%. Много это или мало? Если судить в общероссийском масштабе, то Пермский край занимает 45 место в рейтинге российских регионов. Соседняя Свердловская область показала рост 8% за этот же период (22 место). Более двух процентов - это, безусловно, хорошо - выписывать стали больше. Например, в Республике Коми подписные тиражи падают (-12%). Но посмотрим на ситуацию с точки зрения региональной прессы. Спрос на местные газеты и журналы в общероссийском масштабе повышается. Подписной тираж федеральных изданий подрос лишь на 2%, объем тиражей региональных изданий увеличился на 15%. Однако в Пермском крае нет собственных изданий, которые увеличивали бы тиражи. В том же Екатеринбурге "Областная газета" увеличила свой тираж на 188%. У самарской "Социальной газеты" прирост подписного тиража - 69%. Прикамским газетам и журналам хвастать нечем. По всей видимости, пермякам читать местную прессу не очень интересно, так как большинство предпочитает подписываться на федеральные издания. Хотя общероссийская тенденция обратная. С чем это связано? Специалисты подписного рынка связывают это с качеством регионального информационного продукта. О качестве местных газет см. предыдущий номер "ПО" от 22 октября (публикация "Добро пожаловать в пустыню реальности"). "С толстой сумкой на ремне" На общероссийском рынке подписки представлено 11 федеральных подписных агентств. Однако большая часть рынка распределена между тремя основными: ОАО "Агентство "Роспечать" и АПР (доля более 50%), "Межрегиональное агентство подписки" (доля более 30%). Общая доля трех гигантов составляет 82,1% всего рынка, оставшуюся часть разделяют прочие агентства (например, "Книга-Сервис", "Агентство распространения средств массовой информации", издательские дома "АиФ" и "Комсомольская правда" и другие). Все указанные компании работают в настоящее время с монопольным оператором подписки - ФГУП "Почта России". Почта осуществляет прием подписки и занимается непосредственной доставкой газет и журналов. К сожалению, именно на почте завязывается узел проблем российской подписки. Для почты осуществление подписки становится невыносимым бременем. Несмотря на то, что в 2006 году на подписке почта получила свыше 3,8 млрд рублей, это по-прежнему остается делом убыточным, так как сама почта в настоящее время работает в убыток. Сотрудники очень многих почтовых отделений в глаза не видели компьютера. Работа почтальона не престижная и низкооплачиваемая. А в итоге страдают конечные потребители - подписчики. Зачем подписываться на ежедневную газету, которая приходит с опозданием в три-четыре дня? Для решения данной проблемы участники подписного рынка направляли в адрес правительства РФ предложения о государственной поддержке. По мнению АРПП, сумма бюджетных субсидий, необходимая для нормального развития подписного рынка с участием почты, оценивается в 3-4 млрд рублей. Однако ответа из правительства не поступило до сих пор. Купи - продай Большая часть населения считает, что подписываться дорого. Если рассмотреть цепочку "издатель - подписное агентство - доставка - подписчик", то самым дорогим оказывается доставка, которая "тянет" 70% от общей подписной цены. Львиная доля затрат связана с транспортными расходами. Основной оператор по доставке - опять же почта. Но почтальоны получают низкую зарплату, у них нет мотивации на качественный труд. Итог - газеты теряются, а подписчиков становится меньше. Именно по этой причине большинство читателей предпочитают не подписываться, а покупать в розницу интересующую прессу. Розничный рынок печатных изданий показывает устойчивый рост - 15-20% ежегодно. Доля подписных тиражей постоянно сокращается, хотя преимущества подписки перед розничной продажей очевидны и для подписчика, и для издателя. Для читателя - это гарантированный доступ к нужной газете, для издателя - распространение и кредитование собственного бизнеса. Отметим, что без кардинального изменения технологии подписки рынок подписных изданий долго не протянет, несмотря на небольшой прирост в последнее время. Источник: Пермский обозреватель (Пермь) 01.11.07
За первое полугодие 2007 го-да в Пермском крае выписали 564,8 тысячи экземпляров газет и журналов. В 2007 году (1 полугодие) - 579,7 тысячи экз. Соответственно, рост подписки в нашем регионе составил 2,6%. Много это или мало? Если судить в общероссийском масштабе, то Пермский край занимает 45 место в рейтинге российских регионов. Соседняя Свердловская область показала рост 8% за этот же период (22 место). Более двух процентов - это, безусловно, хорошо - выписывать стали больше. Например, в Республике Коми подписные тиражи падают (-12%). Но посмотрим на ситуацию с точки зрения региональной прессы. Спрос на местные газеты и журналы в общероссийском масштабе повышается. Подписной тираж федеральных изданий подрос лишь на 2%, объем тиражей региональных изданий увеличился на 15%. Однако в Пермском крае нет собственных изданий, которые увеличивали бы тиражи. В том же Екатеринбурге "Областная газета" увеличила свой тираж на 188%. У самарской "Социальной газеты" прирост подписного тиража - 69%. Прикамским газетам и журналам хвастать нечем. По всей видимости, пермякам читать местную прессу не очень интересно, так как большинство предпочитает подписываться на федеральные издания. Хотя общероссийская тенденция обратная. С чем это связано? Специалисты подписного рынка связывают это с качеством регионального информационного продукта. О качестве местных газет см. предыдущий номер "ПО" от 22 октября (публикация "Добро пожаловать в пустыню реальности"). "С толстой сумкой на ремне" На общероссийском рынке подписки представлено 11 федеральных подписных агентств. Однако большая часть рынка распределена между тремя основными: ОАО "Агентство "Роспечать" и АПР (доля более 50%), "Межрегиональное агентство подписки" (доля более 30%). Общая доля трех гигантов составляет 82,1% всего рынка, оставшуюся часть разделяют прочие агентства (например, "Книга-Сервис", "Агентство распространения средств массовой информации", издательские дома "АиФ" и "Комсомольская правда" и другие). Все указанные компании работают в настоящее время с монопольным оператором подписки - ФГУП "Почта России". Почта осуществляет прием подписки и занимается непосредственной доставкой газет и журналов. К сожалению, именно на почте завязывается узел проблем российской подписки. Для почты осуществление подписки становится невыносимым бременем. Несмотря на то, что в 2006 году на подписке почта получила свыше 3,8 млрд рублей, это по-прежнему остается делом убыточным, так как сама почта в настоящее время работает в убыток. Сотрудники очень многих почтовых отделений в глаза не видели компьютера. Работа почтальона не престижная и низкооплачиваемая. А в итоге страдают конечные потребители - подписчики. Зачем подписываться на ежедневную газету, которая приходит с опозданием в три-четыре дня? Для решения данной проблемы участники подписного рынка направляли в адрес правительства РФ предложения о государственной поддержке. По мнению АРПП, сумма бюджетных субсидий, необходимая для нормального развития подписного рынка с участием почты, оценивается в 3-4 млрд рублей. Однако ответа из правительства не поступило до сих пор. Купи - продай Большая часть населения считает, что подписываться дорого. Если рассмотреть цепочку "издатель - подписное агентство - доставка - подписчик", то самым дорогим оказывается доставка, которая "тянет" 70% от общей подписной цены. Львиная доля затрат связана с транспортными расходами. Основной оператор по доставке - опять же почта. Но почтальоны получают низкую зарплату, у них нет мотивации на качественный труд. Итог - газеты теряются, а подписчиков становится меньше. Именно по этой причине большинство читателей предпочитают не подписываться, а покупать в розницу интересующую прессу. Розничный рынок печатных изданий показывает устойчивый рост - 15-20% ежегодно. Доля подписных тиражей постоянно сокращается, хотя преимущества подписки перед розничной продажей очевидны и для подписчика, и для издателя. Для читателя - это гарантированный доступ к нужной газете, для издателя - распространение и кредитование собственного бизнеса. Отметим, что без кардинального изменения технологии подписки рынок подписных изданий долго не протянет, несмотря на небольшой прирост в последнее время. Источник: Пермский обозреватель (Пермь) 01.11.07