Семейные издания исчезли с рынка печатной продукции?

В последнее время на рынке печатной продукции в сегменте "издания для всей семьи" можно наблюдать несколько интересных тенденций.

С одной стороны, семейные издания в понимании, привычном для большинства россиян, практически исчезли. С другой стороны, все большее количество печатных изданий используют для привлечения внимания слоган "журнал/газета для всей семьи", но, зачастую, издание является узкоспециализированным и ориентированным не на широкий круг читателей, а на вполне определенную аудиторию, например, женщин в возрасте от 25 до 45 лет.

Таким образом, появляется ложное позиционирование, к которому, тем не менее, рынок и, в первую очередь, рекламодатель, успешно приспособился. Но потребность в семейном контенте все равно есть, об этом можно судить по возрастающей популярности "родительских" сайтов. Так, например, по данным информационного порта

ла УралWeb в общем рейтинге УрФО сайт для родителей U-mama занимает 10-е место, опережая многие СМИ и популярные развлекательные сайты. Конечно, Интернет с каждым днем становится все более доступным носителем информации, дает больше возможностей для обратной связи и самовыражения, например, для обмена опытом между родителями. Кстати, на подобных родительских сайтах часто можно встретить пользователей-мужчин, которые активно включаются в обсуждение, казалось бы, чисто женских проблем и вопросов. С другой стороны, подобные сайты никогда не смогут полностью заменить печатные издания хотя бы потому, что последние подразумевают более глубокое включение в процесс чтения, тогда как на сайты люди часто заходят в обеденный перерыв, а то и вообще без отрыва от производства. Почему же все-таки семейные издания стали "исчезающим видом" и что их ждет в будущем – в обзоре Накануне.RU.

Для большинства россиян образцом семейного издания, такого, которое может почитать мама, папа, ребенок и при желании еще бабушки-дедушки, был знаменитый журнал "Семья и школа", издававшийся в СССР огромными тиражами. Одноименное издание существовало в дореволюционной России, в советские времена оно вновь начало выходить в свет сразу после войны – в 1946 году. Помимо того, что журнал помогал родителям сориентироваться в воспитательном процессе, он также являлся настольным изданием учителей, воспитателей детских садов. Были здесь и женские советы, и рецепты приготовления блюд (причем весьма жизненные, что было немаловажным во времена дефицита), рассказы для детей и даже выкройки. Были здесь и интервью с известными личностями – таким образом журнал заполнял и очень популярную ныне нишу журналов о звездах.

Другой пример семейного издания с многомиллионными тиражами, которые могут только сниться сегодняшнему модному глянцу, журнал "Крестьянка". Тут как раз некоторая противоположность нынешней ситуации – изначально журнал задумывался как женский (по аналогии с капиталистическим "Vogue"), однако из-за широкого охвата тем и почти довольно скудного ассортимента журналов вообще, довольно быстро стал читаем не только женщинами, но и их семьями в полном составе. Впрочем, качество материалов и разнообразие рубрик не делало это чем-то зазорным, в то время как сейчас мужчина, читающий женский журнал, воспринимается как -то, мягко говоря, не очень нормальным. Однако приход на российский рынок западных изданий, появление специализированных журналов для детей и мужчин сделали свое дело – оба журнала теряли аудиторию на глазах. В итоге, дороги этих двух журналов кардинально разошлись – первый не изменил себе, но слишком уж сильно поменялось общество и экономическая ситуация, второй, наоборот, вернулся к тому, каким он изначально задумывался, и стал женским журналом в чистом виде. Кстати, и то, и другое издание выходит в свет и по нынешний день. "Крестьянку" издает вполне успешный ИД Родионова, а вот у "Семьи и школы" такой поддержки нет.

Нынешняя ситуация с семейными журналами обусловлена, в первую очередь, общими тенденциями развития печатных изданий в России. Во-первых, рынок сильно сегментирован и идет по пути дальнейшей, еще более узкой специализации. Например, есть журналы не просто для представительниц прекрасного пола, но отдельно для девочек, для девушек, для будущих мам, для молодых мам и так далее. То же самое и по темам – гороскопы, красота, здоровье, мода, дом, быт, кухня – все разделено. Множество изданий появилось специально для детей, для подростков. <…>

Источник: Накануне.ru

01.11.07