Агентство стало партнером выставки до официального объявления о партнерстве — когда генеральный директор Межрегионального агентства подписки Андрей Шишлин еще в мае откликнулся на инициативу Дирекции выставки «ПРЕССА» по организации социально ориентированного распространения периодических изданий, отмеченных Знаком отличия «Золотой фонд прессы». Сегодня Межрегиональное агентство подписки готовится к активному участию в работе XV Юбилейной Международной профессиональной выставки «ПРЕССА-2008». На вопросы о целях участия в выставке, своем видении ситуации на рынке печатной периодики, путях решении проблем распространения отвечает генеральный директор Межрегионального агентства подписки Андрей Шишлин.
- Межрегиональное агентство подписки долгое время избегало активной работы на выставках. Что стало причиной того, что МАП решил стать Генеральным партнером выставки «ПРЕССА-2008»?
- Быстрый выставочный старт обычно происходит у компаний, образованных в качестве дочерних от крупных коммерческих структур. Особую активность в этом направлении проявляют компании-производители. Они показывают на выставках преимущества своих продуктов. Что касается дистрибьюторов, то единственное, что они могут продемонстрировать, так это - качество услуги. Но услугу трудно показать в формате выставочного образца. Сначала необходимо оказать ее кому-то, получить первый опыт работы, создать деловую репутацию, а уже потом идти на выставку и рассказывать о своих достижениях. Справедливости ради надо отметить, что МАП принимал участие в выставке почтовых достижений, проходившей в рамках Международного форума «Почтовая Тройка-2007» в июне 2007 года в Санкт-Петербурге. Разумеется, масштаб этой выставки не шел ни в какое сравнение с масштабом выставки «Пресса», крупнейшего медиафорума страны, но, тем не менее, для нас это было значимое участие.
- Какие цели ставит перед собой «Межрегиональное агентство подписки» как Генеральный партнер выставки «Пресса-2008»?
- Наше Агентство смогло за шесть лет занять более трети рынка подписки, выйдя на вторую позицию после Агентства «Роспечать», унаследовавшего мощности советской империи распространения прессы, знаменитого Агентства «Союзпечать». Этого удалось добиться исключительно потому, что мы были постоянно на шаг впереди остальных игроков рынка. Мы первые заявили, что цена издания по подписке должна быть меньше розничной. И первые реализовали этот принцип в Каталоге российской прессы «Почта России». За что, кстати говоря, нас обвиняли в недобросовестной конкуренции. Мы первые декларировали необходимость в подписном каталоге конечных подписных цен.
Первые начали издавать отдельные выпуски каталога для каждого региона. Это наше ноу-хау до сих пор не смогли повторить конкуренты.
МАП стал первым и на сегодняшний день пока что единственным национальным оператором распространения печатной прессы, качество услуг которого сертифицировано в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и международной системой аккредитации DAR/TGA ISO 9001:2000. Наши конкурентные преимущества позволили сделать быстрый старт на рынке. Но сегодня мы убеждены, что этого недостаточно для возрождения подписки как массовой услуги. Слишком специфичен подписной бизнес, чтобы его можно было развивать только коммерческими методами. Пресса - важный социальный продукт. Чем больше ареал ее распространения, тем шире информационное пространство. Пропагандисты советских времен, стремясь доказать лживость демократических принципов «свободы слова» и «доступности информации», указывали на высокую цену зарубежной печатной прессы. В самом деле, о какой доступности информации может идти речь, если большинство потенциальных читателей не имеют возможности регулярно выписывать или покупать печатные СМИ. Но в развитых странах Европы и Северной Америки эта проблема сегодня решена совместными усилиями государства, издателей и распространителей. Не так в России, где по-прежнему господствует стереотип «естественного рыночного отбора», а газетам и журналам предлагают конкурировать с продуктами первой необходимости.
Свободной прессе необходима поддержка со стороны государства.
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям в своих ежегодных отчетах прогнозирует будущее падение тиражей печатных СМИ. А сотрудники этой авторитетной структуры говорят о невозможности обеспечить прессе государственную поддержку и предлагают ей стать «более коммерческой». Многие издатели, слыша это, приходят к убеждению, что их проблемы никому не интересны и не важны.
- Какой вариант выхода из кризиса может предложить МАП?
- Заменить на рынке СМИ естественный отбор селекционным. Когда государство предлагает прессе коммерциализироваться, это означает, что спасение утопающих передается в руки самих утопающих. Тем самым узаконивается естественный отбор.
Между тем, всем известно со школьных уроков биологии, что в мире людей, в отличие от мира животных, естественный отбор не работает. Люди вводят правила, благодаря которым наверх по социальной лестнице выдвигаются обладатели важных и полезных для остальных людей качеств. Такие же правила необходимы и для рынка печатной прессы. Без них мы через пару десятков лет будем иметь вместо рынка СМИ рынок информации о товарах и услугах. Россия в этом смысле не исключение. По оценкам финских экономистов, например, если бы только рыночные силы регулировали финский газетный рынок, Финляндия недосчиталась бы половины выходящих сегодня газет. Между прочим, в этой стране большая часть тиража печатных СМИ, более 86%, распространяется по подписке. Там, где государство поддерживает общественные проекты, успех неизбежен.
- Как Вы представляете себе новые правила работы для рынка печатной прессы? На чем они могут быть основаны?
- Эти правила помогут сформировать пул качественной прессы, которая должна получать государственную поддержку. Не в силу ее ангажированности, готовности писать «правильно» и лишь о «правильных партиях» и «правильных чиновниках». Такая ситуация как раз существует сегодня. Потому что вместо единых правил, определяющих, что такое качественная пресса, которую необходимо поддерживать, существует «частное мнение» чиновника, к которому на поклон идут один за другим издатели. И нетрудно догадаться, кто при таком раскладе получает поддержку и как он за нее расплачивается. Совсем другая ситуация возникнет в случае единых правил. В качестве первого шага на пути к этой цели Межрегиональное агентство подписки поддержало «Золотой фонд прессы», созданный по инициативе Российского союза прессы. С подписной кампании на первое полугодие 2008 года издания, вошедшие в «Золотой фонд», можно без труда найти в каждом из 82 региональных выпусков издаваемого МАП Каталога российской прессы «Почта России». Графическое изображение знака «Золотого фонда» стоит рядом с каждым названием таких газет и журналов. Благодаря этому идея создания пула общественно-значимых печатных СМИ знакома теперь людям из всех регионов страны, вплоть до самых отдаленных «медвежьих углов». И это - первый шаг к организации массовой поддержки этой идеи.
- За рубежом существуют правила, обеспечивающие государственную поддержку социально-значимых СМИ?
- Конечно. В наиболее разработанном виде - в странах Европы. Думаю, России исторически ближе именно европейский опыт. Единых стандартов в Европе не существует. Но общие черты присутствуют. В первую очередь, происходит государственное субсидирование доставки. Величина субсидий зависит, чаще всего, от тиража издания. Также во многих странах социально значимые газеты и журналы освобождаются от налогов на добавленную стоимость. Специальные субсидии выделяются газетам с небольшим тиражом, исходя из предположения, что им труднее зарабатывать на рекламе. Есть также субсидии на коммунальные платежи, на телефонные переговоры и т.п.
- Почему Вы считаете, что именно Межрегиональное агентство подписки сможет решить проблему развития рынка совместно с издателями? «Почта России» заключает договора с 10 подписными агентствами. Но остальные, кроме МАП, пока что с такими инициативами не выступают...
- Хотя бы потому, что МАП уже решил однажды стоявшую перед рынком подписки проблему. Это произошло в 2001 году, когда МАП только образовался. Главная проблема рынка тогда заключалась в его монополизации. С появлением МАП и началом его быстрого роста эта проблема была решена. Сегодня же вопрос состоит в том, каким путем рынок пойдет дальше. Путем жесткой конкуренции между его основными игроками, или же - путем поступательного роста, при котором всем найдется место под солнцем.
- Что бы Вы хотели пожелать участникам выставки «Пресса-2008»?
- Выставка в этом году проходит в измененном формате, максимально приближенном к европейскому представлению о том, что такое выставка печатных СМИ. Выставка в этой версии превращается в медиафорум, место общения профессионалов, место демонстрации достижений. Выходит из употребления практика массовой продажи изданий на стендах. И даже продажи билетов на выставку как таковой не будет. Эти нововведения перекликаются с идеологией «Межрегионального агентства подписки», сориентированной на международные стандарты качества и делового поведения. Уверен, участники выставки правильно оценят происходящие изменения. И эти изменения станут знаковыми для рынка распространения печатных СМИ. А участникам выставки я хочу пожелать понимания того, что лишь вместе, только с помощью общих усилий возможно обеспечить успешное развитие медиаиндустрии. И усилия эти должны быть направлены на совместную работу по созданию успешного будущего.
Источник: Выставка "ПРЕССА"
15.11.07