Многие его проекты воспринимаются властями в штыки. Проект строительства доступного индивидуального жилья - коттеджных поселков - москов-ское правительство называет непригодным для проживания.
Минтранс противится началу регулярных доступных авиаперевозок на Ту-204 авиакомпании Red Wings. Созданные на базе медиахолдинга печатные издания не находят своего читателя из-за трудностей с распространением. В отличие от большинства коллег по клубу миллиардеров хозяин НРК, оставивший руководящие посты в бизнесе, чтобы стать депутатом Госдумы, Александр Лебедев чувствует себя в современной России вне мейн-стрима. О бизнесе и жизни "некарманного" олигарха Александр Лебедев рассказал журналистам газеты РБК daily СЕРГЕЮ КОЛОБКОВУ и ОЛЬГЕ СИЧКАРЬ:
- Вас долго пытались вытеснить из авиации, но вы не уходите и пытаетесь сопротивляться чиновникам. Поэтому первый вопрос из области авиации: как вы относитесь к процессу создания ОАК?
- Это правильное решение президента, которому четыре года сопротивлялась бюрократия.
И сейчас она вставляет палки в колеса - например, завалила мои поправки в бюджет о госгарантиях и поручительствах для производства гражданских самолетов. Сфабрикованное уголовное дело против частных акционеров ИФК провалилось, но перешло в проверку контрольного управления администрации президента, результаты которой засекретили. Заказчики все те же, они известны. Как основателю самого большого и самого эффективного частно-государственного партнерства, спасшего авиапромышленные заводы, мне грустно на это смотреть. Нам говорят: государство должно было купить акции ИФК по номиналу. Это значит, что наши внесенные в капитал почти 200 млн долл. и многолетний труд должны обнулиться. Но заказчики рано радуются. Полученная мною на прошлой неделе госнаграда, именно за спасение авиапрома, - это факт.
Жаль, что в ОАК практически нет частного сектора. Опытный предприниматель Алексей Федоров в основном вынужден слушать менее компетентных госчиновников. Главный вопрос: смогут ли эти чиновники реально возродить отрасль, едва не погубив ее? Хорошо, что президент целиком "в теме", но у него хватает и других дел, поэтому менеджеров отрасли он не подменит. А у чиновников одна нога не знает, что делает другая. Возьмем историю покупки акций EADS в 2006 году. Будь я членом совета директоров ВТБ, категорически возражал бы против этой сделки. Россия получила ненужные акции, ВТБ - не менее 150 млн евро убытков. И как этот банк, сделавший IPO, объяснит это 130 тыс. россиян, которые стали акционерами? А теперь появилась мысль еще "мудрее" - заставить (я не оговорился) ОАК купить эти акции у ВТБ, причем чтобы у последнего: не было зафиксировано убытков! А деньги взять в другом госбанке. Не лучше ли 1 млрд евро вложить в модернизацию российских авиазаводов?
- Вы останетесь в капитале ИФК?
- Две новые допэмиссии нами оплачены. Надеюсь, никаких размываний капитала не будет. Мы ставили и ставим вопрос о состоянии второй авиализинговой компании - ФЛК. В нашем распоряжении есть неопровержимые доказательства того, что оттуда выведено много денег, но соответствующие ведомства - ноль внимания. Вероятно, есть сильное лобби. Наша новая линия на поддержку авиапрома - заказы наших авиаперевозчиков Blue Wings (Германия) и Red Wings (Россия) на пятнадцать Ту-204. Кто-то еще заказал столько?
- Вы будете участвовать в допэмиссии акций "Аэрофлота" в случае присоединения дальневосточных компаний?
- Наше согласие на допэмиссию дано в 2005 году, конечно, не на миллиард акций, как изначально предлагалось, а на такое количе-ство, которое позволит присоединить (после правильной оценки стоимости) нужные компании. Таких немного. Совет директоров прислушивается к менеджменту по этому вопросу. Понятны маршрутная сеть и состояние парка тех компаний, которые надо присоединять. Но процесс уже 2,5 года буксует в бюрократических согласованиях, и в итоге все сократилось до присоединения компании на Дальнем Востоке. Можно пойти и на некоторое снижение нашего пакета акций (не ниже блокирующего), если это в интересах компании.
- Кстати, вы как смотрите в качестве акционера на то, что "Аэрофлот" в ино-странных судах постоянно что-то проигрывает, ведь это деньги компании и акционеров?
- Когда-нибудь наступит время, все эти дела будут проанализированы, пока на это сил не хватает. Уверен, что дело Russo International Venture (в результате действий бывшего менеджмента с 1992 по 1997 год из "Аэрофлота" было похищено и переведено 2,34 млн долл. - РБК daily) имеет следственную перспективу, а платить деньги было не нужно. По нашим данным, подтверждаемым правоохранительными органами, часть уплаченных денег осела на частных счетах бывших высокопоставленных сотрудников "Аэро-флота". Что касается Турина (в 1996 году "Аэрофлот" арендовал у "Аякса" самолет Ан-124 "Руслан", выпустил его на маршрут Чкаловский - Бруней с просроченной страховкой, самолет упал при посадке в Турине. - РБК daily), надо эффективнее вести защиту. По моим данным, самолет был куплен на деньги, украденные у банка "Империал". Еще обнаружилось судебное разбирательство с налоговым ведомством, о нем акционеры случайно узнали из докладной записки. Интересна тема использования непрофильных активов. Какой менеджмент любит директорам и акционерам рассказывать о своих делах?
- Ваша позиция по делу ИФК, ведь судятся две компании, в которых вы являетесь крупным акционером?
- Да, наш конфликт интересов очевиден, но умный акционер найдет выход. "Аэрофлот", как выяснилось недавно, от МЭРТ дважды получил таможенные льготы, про одно освобождение все знали, про второе - нет. Менеджмент скрыл этот факт от совета директоров. Мы предложили вариант (его поддержало ведомство Эльвиры Набиуллиной), по которому пассажирские Ил-96-300, которые ежегодно будут приносить компании убытки в 90 млн долл. (это расчет менеджмента), заменятся на грузовые Ил-96-400. "Аэрофлот" же хочет через суд заставить компенсировать убытки третью сторону - в данном случае "Илюшин Финанс". Ну хорошо, тогда погубим другую госкомпанию - ИФК. Где же государственная политика? А ведь компромисс очевиден и прост.
- По low cost, нет ли планов по покупке третьего перевозчика - голубые, красные крылья, а теперь и белые?
- Зачем? Нет, мы же не дурачимся, это рискованные, серьезные, дорогостоящие и малоокупаемые вещи. Но на государственном уровне, увы, отсутствует концепция стимулирования низкобюджетных перевозчиков. Проникнуть на рынок регулярных перевозок трудно, мешает монополизм, поэтому пока будет специализация на регулярных чартерах. Но для успешного развития надо без задержек получать новые Ту-204.
- Кстати, будет ли создаваться в НРК туроператор, чтобы соединить гостиничный и авиационный бизнес?
- Гостиничный бизнес пока невелик, номерной фонд наших гостиниц - около 1000 номеров. Есть идея расширять гостиничные активы и объединять это направление с авиаперевозками и работой туроператора.
- Это будет туроператор только по Украине?
- Нет. Нужна более широкая сеть, закольцовывающая главные страны-"туристы" и страны, куда туристы едут. Есть компания-перевозчик в Дюссельдорфе, она ориентирована на маршрут Германия - Турция. Начал работу рейс Дюссельдорф - Санкт-Петербург. Следует объединять с помощью единого туроператора, перевозчика и владельца гостиниц Россию со странами Восточной Европы, бывшего СССР, Германией, Турцией, предоставлять большой объем услуг в этих сферах.
- Сколько времени может занять создание собственного туроператора?
- На организацию перевозок требуются годы. Приобретение (не строительство) гостиниц попроще, но трудно наладить управление. Продают нередко те, кто управлять толком не может. Горизонты планирования по таким проектам должны составлять 5-7 лет, не меньше, а окупаемость - 10 лет. Объемы инвестиций - не один миллиард долларов (самолеты, гостиницы, туроператоры).
- Вы говорили о желании создать гостиничную сеть, взяв за основу уже приобретенные активы. Известно, что у вас очень разноформатные отели - бутиковые в Европе, а также ряд гостиниц на территории Украины.
- Концепция европейских гостиниц - Chateau Gutsch, Chateau des Forgets, Palazzo Terranova, Stud House - это в первую очередь сеть культурных центров, где проводятся концерты, в том числе благотворительные, студенческие конференции, выставки, научные семинары. Например, под Парижем за четыре года мы провели десятки концертов, выставок, конференций и семинаров. Под Лондоном - два благотворительных приема, собрав более 8 млн долл. для детской онкологии в России. Завершили детский Онкоцентр им. Р. Горбачевой в Санкт-Петербурге, помогли оборудованием Онкоцентру им. Блохина в Москве. Гостиничная деятельность второстепенна, но вести ее необходимо, потому что на ремонт и содержание объектов уходит не один миллион евро. Речь не идет о прибылях, выйти "в ноль" - хорошо, а сами инвестиции вряд ли окупишь. Объединить несколько "очаговых", пусть замечательных гостиниц и превратить это в единый бизнес - сложно. Посмотрим, вдруг найдется гений. Но вот что интересно: эта сеть идеально подходит для работы предложенного президентом Путиным россий-ско-европейского института проблем свободы и демократии, и я с удовольствием поддерживаю этот проект.
- Как вы оцениваете вложения в эти проекты?
- В проект "культурной экспансии" вложено около 80 млн долл. Но это, еще раз подчеркну, не бизнес.
Наши объекты недвижимости на Украине стоят 200-250 млн долл., в номерной фонд надо вложить еще минимум столько же. Точную сумму пока назвать невозможно, идет работа с консультантами. Но когда я сказал "миллиарды долларов", с учетом покупки десятков самолетов и гостиниц, я не преувеличил. Наш контракт с Airbus на самолеты А320 - более 1 млрд долл., а на Ту-204 - сотни миллионов долларов.
- Что сейчас с ситуацией на Украине, где власти оспаривают ваше владение гостиницей "Украина"?
- Против НРК судятся все органы власти. Но инициатор - президент Ющенко. Либо отдайте отель, либо пожалуйте "откаты", но мы в виде "отката" предпочли восстановить для граждан наших стран Театр Чехова в Ялте и возвести храм в Крыму. Прошу Ющенко принять это в зачет. Тем более что за все десять лет нашей деятельности на Украине, как и в России, мы ничего не приватизировали. Все здесь мы создали с нуля - и ни гривны прибыли также не репатриировали. Затраты на Театр Чехова и храм-маяк в Большой Алуште - более 20 млн долл. - несопоставимы с небольшой прибылью, которая вся реинвестирована. Сейчас вокруг храма разбиваем парк - и то местные власти начали ставить ларьки с водкой.
Было два проекта по рекон-струкции гостиницы "Украина" - один из них на 500 млн долл., он сделал бы "Украину" другой, похожей на развевающийся (ночью) украинский флаг. Второй скромнее - на 150 млн долл. Давно бы все закончили, а так три года судов. Выиграли очередную кассационную инстанцию.
- В каких-то еще союзных странах у НРК есть проекты?
- В Азербайджане НРК пытается заняться строительством и приобрела офисное здание. По-моему, напрасно... Вообще страны СНГ должны понять, что российский капитал умеет работать не только у себя дома, но и в Европе, и так к нам относиться, как в Киеве, непозволительно. Смотрите, что делают со Сбербанком - возмутительно.
- У вас ряд малоэтажных проектов в Московской области и в регионах. Насколько они успешны, как идут продажи?
- Не без проблем. Задача этого проекта - дать возможность среднему россиянину купить свой дом, рентабельность вторична.
В Ленинградской области (Янино) все идет хорошо, в Батайске (Ростов-на-Дону) - неплохо. В Московской области (Благово) в связи с высокими затратами, обусловленными ценами на землю и сети, это пока эксперимент. Посмотрим, как пойдет проект в Домодедове. Работаем в Волгограде, Брянске, Туле, Ханты-Мансийске, Воронеже, Новосибирске. Занимаемся серийным производством из дерева панельных или каркасно-модульных индивидуальных домов и таунхаусов. Это то, что можно строить быстро, недорого, качественно и в большом количестве. Ставишь небольшой завод, производишь составные части домов и собираешь их. Правда, в московском правительстве эти дома называют вагончиками и бытовками и говорят, что там нельзя жить. Это неправда. Они говорят так потому, что нам удалось за счет себестоимости снизить цену продаж минимум в два-три раза по сравнению со средней ценой на рынке в Москве.
В целом помощи от властей - ноль, но, если не мешают, мы благодарны. Нацпроект нам не помогает - там есть клиенты помощнее - на рублево-успенском направлении.
- В начале осени вы запустили собственную газету "Московский корреспондент". Есть ли у вас сейчас планы объединить все ваши издания в единый холдинг?
- Есть, но они пока очень предварительные. Надо узнать мнение коллектива "Новой газеты", оценить развитие "Московского корреспондента" (МК). Подать в суд на распространителей в Москве, которые выкинули тираж "Москора" из сети. Судиться со всеми владельцами наружной рекламы, отказывающими нам (повсемест-но). Создать собственную сеть распространения, ведь система дистрибуции в Москве такова, что все площадки под киоски монополизированы. Кроме того, с удовольствием запустил бы в Москве "Радио рассерженного горожанина". Такой тип радиостанции существует в Нью-Йорке, когда ведущий разговаривает со слушателями о решении городских проблем. И радио их решает через юристов и суд. Но сейчас на рынке практически не осталось свободных частот.
- Почему сорвались переговоры о покупке сети "Метрополитеновец"?
- Фактически не было никаких переговоров. "Метрополитеновец" организовал утечку информации, чтобы привлечь внимание и, видимо, финансовую поддержку московских властей. Когда они слышат, что я что-то хочу купить, то сразу вмешиваются. Рад, что облагодетельствовал ряд компаний таким образом. Кстати, сейчас интересуюсь "Московскими новостями" и медийным холдингом партии "Патриотов России":
- Планируете ли вы запускать телевизионные проекты?
- По слухам, НРК вела переговоры о приобретении крупной и известной компании по производству контента. Пока они не завершены. Но кроме средств на приобретение проект требует немалых инвестиций, и совет директоров это изучает. Но я знаю об этом лишь понаслышке.
Национальная резервная корпорация - финансово-промышленная группа, объединяющая около 100 компаний. В числе активов НРК находится 97% акций Национального резервного банка, 25% акций "Ильюшин Финанс Ко" (ИФК), более 30% акций "Аэрофлота". Основным владельцем НРК является депутат Госдумы Александр Лебедев.
Лебедев Александр Евгеньевич родился 16 декабря 1959 года. В 1982 году окончил экономический факультет Московского государственного института международных отношений (МГИМО), в 2003 году защитил докторскую диссертацию по теме "Финансовая глобализация в контексте проблем общемирового, регионального и национального (российского) развития". До 1992 года работал в Службе внешней разведки. В 1995 году создал Национальный резервный банк. Впоследствии основал Национальную резервную корпорацию. Женат, имеет сына.
Источник: РБК daily
20.11.07