Елена Зелинская: "Гражданское общество может и должно влиять на власть"

В предвыборной кампании, которая идет в нашей стране, активно задействованы средства массовой информации: они информируют избирателей о их правах и обязанностях, публикуют, согласно закону, агитационные материалы партий и движений. В процессе этой работы возникает немало проблем.

На прошедшей на этой неделе пресс-конференции председатель Центральной избирательной комиссии РФ Владимир Чуров, вице-президент МедиаСоюза Елена Зелинская и член ЦИК Майя Гришина обсудили с журналистами вопросы, касающиеся взаимодействия медиасообщества и Центризбиркома в период подготовки к выборам депутатов Государственной думы.

Мы попросили вице-президента МедиаСоюза и члена Общественной палаты РФ Елену Зелинскую рассказать о том, какие проблемы поднимались на встрече, какие решения приняты по ее итогам.

- Елена Константиновна, на ваш взгляд, насколько эффективно взаимодействие Центральной избирательной комиссии и журналистского сообщества?

- На примере этого взаимодействия ярко видно, что гражданское общество способно реально влиять на решения и действия власти. Дело в том, что еще в ходе выборов в региональные органы государственной власти МедиаСоюз провел большую работу по созданию общественных центров "Пресса и выборы". Эти общественные площадки объединили всех участников выборного процесса - журналистов, политические партии и избиркомы. Объединили для того, чтобы обсуждать самые острые, насущные вопросы. На заседаниях этих центров выяснялись правовые аспекты ответственности руководителей СМИ при публикации рекламных политических материалов, принципы бесплатного предоставления эфира и проведения теледебатов, жеребьевки по размещению агитационных материалов. Шли совместные поиски противодействия тем, кто применяет "грязные информационные технологии" (распространение незаконно изданных агитационных тиражей, выпуск дополнительных тиражей). Выносились на обсуждение и многие другие острые темы. Центры работали во многих регионах России, таких как Нижегородская область, Приморский край, Еврейская автономная область, Республика Чувашия, Карелия, Тыва, Новгородская, Липецкая, Свердловская, Астраханская области, Санкт-Петербург, Ленинградская, Псковская, Томская, Самарская область, Ставропольский край и другие.

- И к каким результатам это привело?

- По итогам работы этих центров МедиаСоюз совместно с Общественной палатой РФ провел всероссийскую конференцию, где были выработаны рекомендации по совершенствованию механизмов взаимодействия со СМИ в ходе выборов. В ЦИК и Государственную думу были представлены проекты законодательных поправок в данной сфере. Надо сказать, что Центризбирком с должным вниманием отнесся к предложениям медиасообщества, и сегодня мы имеем реальные результаты такого партнерства.

- Если судить по нынешней предвыборной кампании, учли ли ЦИК и другие органы власти ваши рекомендации?

- По словам Владимира Чурова, рекомендации общественных центров МедиаСоюза оказались действительно полезны. Практически все они были учтены ЦИКом и нашли свое отражение в различных документах и действиях. Так, например, было выдвинуто предложение предусмотреть четкий механизм отказов партий и кандидатов от бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади, с тем чтобы исключить появление в газетах и на ТВ "белых пятен". Оно уже реализовано. ЦИК России разработал и утвердил образцы договоров, которые партиям и кандидатам рекомендовано заключать со СМИ.

- Немало неприятностей и хлопот причинили печатным изданиям газеты-двойники, которые пускались во все тяжкие, нарушали законы. Нашли ли на них управу?

- Медиасообществом было предложено отделять законно издаваемые печатные СМИ от газет-"двойников" и наказывать за издание таких газет, в том числе в связи с их контрафактным характером. И это требование нашло отражение в рекомендациях ЦИК для избирательных комиссий субъектов Федерации по предупреждению и пресечению нарушений в сфере изготовления и распространения агитационных материалов в период избирательных кампаний, иных нарушений в сфере информационного обеспечения выборов. Удовлетворена и просьба предусмотреть освобождение редакций СМИ от ответственности за распространение в агитационных материалах кандидатов и партий, размещаемых в средствах массовой информации, сведений, порочащих честь, достоинство, деловую репутацию иных кандидатов и партий. ЦИК России принял образцы договоров и рекомендовал партиям и кандидатам заключать их со СМИ.

Внимательно отнеслись и к другому предложению общественных центров - создать третейский информационный суд. Центризбирком активизировал деятельность рабочей группы по информационным спорам, состав которой значительно обновился по сравнению с предыдущими федеральными выборами и пополнился за счет представителей СМИ и медиаорганизаций.

- Много споров сегодня вызывает процедура проведения телевизионных дебатов. Какие шаги предприняты для их разрешения?

- Во время прошлой региональной предвыборной кампании особенно активно эту проблему обсуждали журналисты Ставрополья. Они подготовили определенные рекомендации. Однако, судя по всему, выработать процедуру, которая бы всех устраивала, пока не удалось. Очевидно, по прошествии предстоящих парламентских выборов необходимо, с учетом свежего опыта, вернуться к этой проблеме и представить в ЦИК и в другие органы власти рекомендации по телевизионным дебатам. Мы не должны ждать, пока кто-то решит этот вопрос без участия журналистского сообщества.

Источник: Уральский рабочий (Екатеринбург)

22.11.07