Два события на рынке СМИ - в широком смысле этого слова - в последние дни привлекают внимание наблюдателей. Ясен Засурский, декан журфака МГУ, покинул пост, став президентом того же факультета. А Виталий Третьяков решением акционеров и администрации холдинга "Объединенные медиа" отстранен от должности главного редактора еженедельника "Московские новости".
Думается, новое пристанище ему уже определено. Напомним: с 13 сентября Третьяков является деканом факультета тележурналистики МГУ. С большой долей вероятности можно предсказать, что именно он займет место Засурского. А со временем, возможно, родственные факультеты и вовсе объединятся - на почве идеологического родства. Замена Засурского на Третьякова, если она состоится, любопытна по многим аспектам. Во-первых, формально она выглядит как идеологический шаг власти: либерального Засурского меняют на консервативного Третьякова. Во-вторых, возможное назначение Третьякова совпадет с его освобождением от должности главного редактора "Московских новостей", некогда флагмана либеральной российской журналистики. Вероятно, решение акционеров "Объединенных медиа" зафиксировало существенную особенность: сила бренда "МН" сильнее силы бренда Третьякова. Иными словами, невозможно изменить фундаментальную сущность издания, не погубив его. В-третьих, решение акционеров мотивировано тем, что редактор не смог превратить "МН" в прибыльное издание. Что подтверждает предыдущий тезис. Нишевый продукт потому и называется нишевым, что базируется на так называемой лояльности клиентов-потребителей, в нашем случае - читателей. В-четвертых, в этих условиях не совсем понятно, как Третьяков сможет модернизировать учебные курсы на факультете журналистики, имея в виду потребности рынка. Или потребности не рынка? А чьи? Власти? Тогда риски невелики. Но в этом случае возникают те же проблемы у клиентов - заказчиков образования в стенах знаменитого журфака. Скорее всего представление о производстве рыночного информационного продукта входит в их ожидание от образования. И если журфак не сможет дать систему современных знаний о рыночной организации СМИ, то могут возникнуть проблемы с падающей востребованностью выпускников журфака на российском рынке прессы. Кстати, ни в одной из развитых стран журналистика не является профессией, которой обучают на полноценных университетских кафедрах. Потому что журналистика - не наука. Открытия в этой области не вырастают из научных исследований, они случаются в долгой практике талантливого профессионала. В Японии, к примеру, при Токийском университете существует школа журналистики, где осваивают приемы ремесла - не более. При всей слабости рынка и неустойчивости его институтов все-таки игнорировать его потребности, оставаясь успешным, невозможно. Подготовка журналистов, по существу, такой же рыночный процесс. И любые попытки регулировать этот процесс так, как он регулировался в советское время, чреваты кризисом на этом рынке, поскольку главная его характеристика - спрос на качество. Источник: Независимая газета27.11.07
Думается, новое пристанище ему уже определено. Напомним: с 13 сентября Третьяков является деканом факультета тележурналистики МГУ. С большой долей вероятности можно предсказать, что именно он займет место Засурского. А со временем, возможно, родственные факультеты и вовсе объединятся - на почве идеологического родства. Замена Засурского на Третьякова, если она состоится, любопытна по многим аспектам. Во-первых, формально она выглядит как идеологический шаг власти: либерального Засурского меняют на консервативного Третьякова. Во-вторых, возможное назначение Третьякова совпадет с его освобождением от должности главного редактора "Московских новостей", некогда флагмана либеральной российской журналистики. Вероятно, решение акционеров "Объединенных медиа" зафиксировало существенную особенность: сила бренда "МН" сильнее силы бренда Третьякова. Иными словами, невозможно изменить фундаментальную сущность издания, не погубив его. В-третьих, решение акционеров мотивировано тем, что редактор не смог превратить "МН" в прибыльное издание. Что подтверждает предыдущий тезис. Нишевый продукт потому и называется нишевым, что базируется на так называемой лояльности клиентов-потребителей, в нашем случае - читателей. В-четвертых, в этих условиях не совсем понятно, как Третьяков сможет модернизировать учебные курсы на факультете журналистики, имея в виду потребности рынка. Или потребности не рынка? А чьи? Власти? Тогда риски невелики. Но в этом случае возникают те же проблемы у клиентов - заказчиков образования в стенах знаменитого журфака. Скорее всего представление о производстве рыночного информационного продукта входит в их ожидание от образования. И если журфак не сможет дать систему современных знаний о рыночной организации СМИ, то могут возникнуть проблемы с падающей востребованностью выпускников журфака на российском рынке прессы. Кстати, ни в одной из развитых стран журналистика не является профессией, которой обучают на полноценных университетских кафедрах. Потому что журналистика - не наука. Открытия в этой области не вырастают из научных исследований, они случаются в долгой практике талантливого профессионала. В Японии, к примеру, при Токийском университете существует школа журналистики, где осваивают приемы ремесла - не более. При всей слабости рынка и неустойчивости его институтов все-таки игнорировать его потребности, оставаясь успешным, невозможно. Подготовка журналистов, по существу, такой же рыночный процесс. И любые попытки регулировать этот процесс так, как он регулировался в советское время, чреваты кризисом на этом рынке, поскольку главная его характеристика - спрос на качество. Источник: Независимая газета27.11.07