Вчера в Центральном доме художника открылась книжная ярмарка Non/fiction. Пожалуй, ее главным вернисажным событием стало открытие выставки "Русская книжная графика XX века из частных собраний", которую подготовило Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям.

Мы попросили рассказать об экспозиции Михаила Сеславинского, руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Михаил Сеславинский

Сегодня в ЦДХ на Крымской набережной мы присутствуем сразу при трех грандиозных событиях. Это очередная выставка интеллектуальной литературы Non/fiction, 3-я Антикварно-букинистическая ярмарка и Выставка "Русская книжная графика XX века из частных собраний". Все эти три важных события можно объединить одним девизом - "Книжный пир на весь мир". Когда я днем входил в здание ЦДХ, то увидел отрадную, но давно забытую картину - гигантскую очередь за билетами. Что еще раз подтверждает, что тяга людей к серьезной литературе - не к бульварной литературе, а той, что согревает душу и дает пищу для ума, - очень велика. Что касается выставки книжной графики, то она получилась масштабной и весьма представительной: на ней показано более 250 работ примерно 100 художников, которые находятся в коллекциях двенадцати московских собирателей. Честно скажу, что вытянуть эти работы из заветных ящиков было не так просто, коллекционеры расставались с ними с большим трудом. Но тем ценнее экспозиция, которая теперь представлена.

Несколько десятков работ - это вещи, которые вернулись к нам из-за рубежа. Это произведения Добужинского, Кустодиева и некоторых других художников.

Российская газета

Вы имеете в виду те работы Добужинского, которые год назад были приобретены на парижской распродаже его наследства?

Сеславинский

Они поступили разными путями. Что-то пришло из антикварно-букинистических магазинов или от наследников художников, что-то с аукционов Christie"s и Sotheby"s. Глядя на представленные иллюстрации, мы видим, как с начала прошлого века в связи с новыми полиграфическими возможностями большое количество художников, которые и тогда уже считались "первыми именами", выказали громадный интерес к иллюстрированию книг. Как правило, это поначалу были книги для детей, потом оформление литературно-художественных журналов - "Мир искусства", "Аполлон", "Золотое руно", "Весы".

Заметим, что ни Бенуа, ни Добужинский, ни Кустодиев, ни Петров-Водкин не гнушались тогда иллюстрировать книжки для малышей. То есть это была серьезная работа для детей. Также художники придумывали разнообразные виньетки, буковицы и заставки для различных изданий. Что дало толчок для развития целой школы книжной графики на протяжении последующих десятилетий. Вспомнить хотя бы школу Фаворского.

РГ

Как видно, некоторые вещи вернулись не только из-за рубежа. Здесь, например, представлены рисунки Василия Елкина, сделанные в Дмитлаге НКВД...

Сеславинский

Это из моего собрания. Конечно, не бог весть какие рисунки, но поразительно, что это оригиналы, сделанные в заключении. О чем и говорит само название журнала, для которого они были сделаны: "Штурм трассы".

РГ

А как вы, историк, заразились болезнью коллекционирования?

Сеславинский

Собирание книжной графики - это высший пилотаж коллекционерства. Ведь вещей осталось немного - они хранились либо в издательствах, либо в семьях художников.

Собирая свою библиотеку, я столкнулся с рядом предложений купить такие рисунки. И это дело меня затянуло. Но давайте пока не будем обсуждать мое собрание, а посмотрите лучше всю выставку.

Источник: Российская газета (Москва)

29.11.07