Перед издателями стоят задачи выживания и развития, а их невозможно решить без использования активных маркетинговых мероприятий. Однако, несмотря на то, что тема налогообложения расходов на рекламу неоднократно рассматривалась, не все знают, какова степень влияния рекламных расходов на финансовый результат предприятия. «Курьер печати» рассматривает вопрос налогообложения рекламных кампаний в организации и правовую основу сделок, направленных на стимулирование продаж печатной продукции.
Оксана ТИМОФЕЕВА,
главный бухгалтер ООО «МАП»
Понятие рекламы и рекламных расходов
В соответствии с Федеральным законом «О рекламе» под рекламой понимается распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация (о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим лицам, товарам, идеям и начинаниям и способствовать их реализации. Реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств, именно как реклама, непосредственно в момент ее представления независимо от формы или от используемого средства распространения.
Анализ данного понятия не позволяет определить конкретные виды расходов, которые можно назвать рекламными. Следовательно, в случае если организация хочет доказать рекламный характер тех или иных расходов, то в первую очередь необходимо подтвердить, что распространяемая информация предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к определенному виду товаров.
Доказывание рекламного характера понесенных расходов нередко вызывает споры с налоговыми органами.
В Налоговом кодексе расходы на рекламу производимых и реализуемых товаров относят к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Законодательством определен неполный перечень рекламных расходов, которые организация может отнести к рекламным расходам с учетом их нормирования.
О том, как отразится на финансовых результатах организации соблюдение этих норм, рассмотрим на конкретном виде рекламных расходов.
Прежде всего, необходимо учесть, что рекламные мероприятия с финансовой точки зрения связаны либо с возникновением дополнительных (рекламных) расходов, либо с уменьшением ожидаемого дохода от реализации товаров (предоставление скидки).
Дополнительные расходы компании
1. Нормирование рекламных расходов
Затраты на рекламу в некоторых случаях нормируются, а в некоторых — нет. Все зависит от способа рекламы. Поэтому, прежде чем выбрать тот или иной подход к рекламе, руководство компании должно определить, какой из них будет наиболее оптимальным для предприятия с точки зрения налогов. Принцип их различия прост: те виды рекламных расходов, которые указаны в НК РФ, не нормируются. К ненормируемым, в частности, относятся рекламные мероприятия через средства массовой информации и телекоммуникационные сети, световая и наружная рекламы, оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов и т. д. (Полный перечень представлен на схеме 3.) Компания учтет эти расходы в сумме фактических затрат, а все остальные затраты нужно признать в размере 1% от выручки.
2. Нормирование расходов на рекламные мероприятия
Адресная рассылка рекламных материалов. Рассмотрим пример с адресной рассылкой рекламных материалов. Затраты на адресную рассылку рекламных материалов нельзя учесть ни в составе расходов на рекламу, ни в составе других прочих расходов. Логика такая: раз есть адрес, значит, это не реклама, поскольку информация направлена определенным людям, в то время как реклама предполагает обращение к «неопределенному кругу лиц». Кроме того, раз буклет и каталог отосланы бесплатно, то произведены расходы на безвозмездную передачу имущества, а такие расходы не учитываются при налогообложении прибыли.
Уменьшить налогооблагаемую прибыль на подобные рекламные расходы позволит договор на распространение рекламных материалов с агентством. Если есть такой договор, то выбор адресов отдается на откуп распространителю рекламы. То есть для компании он будет произвольным. Таким образом, условия отнесения информации к рекламной будут соблюдены.
Расходы на рекламу через Интернет. Интернет в законодательстве определен как телекоммуникационный канал, а, как известно, расходы на рекламу через такие каналы не нормируются. Значит, оплату баннера компании на разных сайтах можно признавать в полном объеме. То же самое касается и затрат на собственный сайт, но только если на него нет исключительных прав.
Расходы на буклеты, лифлеты и флайерсы. Лифлеты (более привычное название — буклеты) — разновидность рекламных брошюр, затраты на которые не нормируются. Самый простой путь учесть все расходы без конфликтов — использовать в договорах не модные и непонятные термины, а привычное название «брошюра». Правда, флайерсы представляют собой листовки, а не брошюры. Но нигде не сказано, что компания обязана сохранять образцы рекламной продукции.
Расходы на PR-материалы о компании. Затраты на статьи и сюжеты в эфире, не обозначенные как реклама, но размещенные за плату именно для привлечения интереса к деятельности компании, можно учесть в полном объеме. Несмотря на то, что на странице печатного издания или в программе материал не обозначен как рекламный, все признаки рекламы налицо. А расходы на передачу рекламной информации в печатных средствах массовой информации, по телевидению и радио не нормируются.
Расходы на рекламу на транспорте. Расходы на рекламу на бортах и крышах автомобилей и общественного транспорта можно учесть только в пределах 1% выручки. Расходы на наружную рекламу не нормируются, но реклама на транспорте такой не является: по закону реклама на транспорте — это один из видов рекламы, а наружная реклама — другой. Транспорт не обладает «стабильным территориальным размещением» — главным признаком наружной рекламы.
Затраты на аудио- и видеоролики, транслируемые в торговых центрах и на транспорте. Такие трансляции нельзя приравнять к радио или телевидению, поэтому расходы на ролики приходится нормировать. К СМИ относятся только такие программы, которые имеют свидетельство о регистрации (сейчас его выдает Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия). А зарегистрировать можно только программу, которая имеет постоянное название, выходит в свет регулярно.
Расходы на рекламу в метро. Рекламные щиты вдоль эскалаторов и на станциях метро — это не наружная реклама. Напомню, что наружная реклама размещается на внешних элементах зданий. И замечу, что тот же закон прямо говорит о том, что наружная реклама может размещаться на остановочных пунктах общественного транспорта, а метро именно к нему относится. Однако этот довод вряд ли удастся использовать в суде, поэтому безопаснее расходы на рекламу в метро все же нормировать.
Расходы на переносные рекламные конструкции. Небольшие щиты, которые можно переставлять с места на место, нельзя отнести к наружной рекламе — отсутствует требуемая по Закону «О рекламе» стабильность размещения. Ну и, конечно, такие щиты не связаны с крышами, стенами и прочими внешними элементами зданий и сооружений. Поэтому расходы на изготовление легких щитов, которые устанавливают у входа в магазин, можно учесть только в пределах 1% выручки. То же самое относится к плакатам и щитам, для привлечения внимания к которым нанимают специальных людей.
Приоритетная выкладка товара в магазинах. Несомненно, удачная выкладка товаров в розничной сети способствует их продвижению. Не так давно этот факт наконец был отражен в законодательстве: расходы на подобные услуги все-таки признаются рекламными расходами, которые уменьшают налогооблагаемую прибыль в пределах 1% от выручки. Главное — нужно доказать их экономическую обоснованность. Что можно порекомендовать? Во-первых, из договора должно быть видно, какие именно услуги оказывает магазин (к примеру, привлечение внимания к наименованию и ассортименту продукции, которую представляет заказчик). Во-вторых, стоит попросить коллег из коммерческого подразделения компании составить служебную записку, в которой будет оценен ожидаемый экономический эффект от приоритетной выкладки.
Предоставление скидок
Итак, предоставляемые организациями скидки можно условно разделить на три группы.
1. Скидки, предоставляемые покупателям в момент реализации товара (продажа товара по более низкой цене некоторым категориям покупателей). Предоставление данных скидок, как правило, не вызывает сложностей, так как доход от реализации определяется на основании цен, указанных сторонами сделки. Необходимо учитывать, что при использовании данной скидки отклонения цены не возможны более чем на 20% в сторону повышения или понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным товарам.
2. Скидки, предоставляемые покупателям в результате пересмотра цены товара, отраженной в договоре купли-продажи. Право на изменение цены договора предусмотрено ГК РФ. В частности, договором может быть предусмотрено изменение цены единицы товара в случае возникновения обстоятельств, с которыми условия договора связывают возникновение скидок. В данном случае речь идет о так называемых «ретроскидках».
В случае изменения цены единицы товара, как покупатель, так и продавец на основании соответствующих изменений вносит исправления в первичные документы и передает налоговые декларации за те периоды, в которые внесены изменения.
Еще один недостаток: покупателю придется уплатить соответствующие пени в бюджет.
3. Премии (скидки), предоставляемые при выполнении определенных условий договора (по результатам продаж). Одним из способов привлечения дилеров и стимулирования коммерческих результатов продаж являются премии, предусматриваемые договорами купли-продажи и выплачиваемые продавцами при выполнении определенных условий со стороны организаций-покупателей. К таким условиям могут быть отнесены:
— значительный объем или ассортимент приобретаемой продукции;
— сокращенные сроки оплаты по сравнению с обычными;
— распространение продукции на определенной территории и иные аналогичные условия продаж.
При осуществлении отгрузки в рамках договоров предусматривают особые премии по результатам продаж, а в первичных документах указываются цены, изначально определенные сторонами сделки. По итогам деятельности, например за месяц, определяются премии, подлежащие выплате покупателям. С экономической точки зрения данные скидки логичнее расценивать как премии, выплачиваемые продавцами покупателям. До 1 января 2006 года продавцы не могли уменьшать налоговую базу по прибыли на величину выплаченной премии. С наступлением 2006 года ситуация поменялась. В законодательстве появилась специальная норма, которая предусматривает отнесение расходов в виде премии, выплаченной продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в состав внереализационных расходов. Учитывая, что с 1 января 2006 года премии по результатам продаж могут быть учтены при формировании налоговой базы по прибыли, данный вид скидок является наиболее экономически выгодным с точки зрения оптимизации налогообложения.
Особенности налогообложения рекламных расходов при расчете НДС
В соответствии с Налоговым кодексом РФ при реализации периодических печатных изданий и книжной продукции, связанных с образованием, наукой и культурой, налогообложение НДС производится по льготной ставке 10%. Перечень видов такой продукции определен постановлением правительства РФ. При этом соответствие видов продукции, производимой и реализуемой издательствами, и продукции, указанной в названном перечне, подтверждалось справками, выдаваемыми Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. В связи с упразднением названного министерства и возложением его функций в сфере печати и телерадиовещания на Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям РФ установлено, что указанные справки выдает ФАПМК РФ.
Хочу обратить внимание на особенность исчисления НДС при распространении печатных изданий по сети Интернет. Законодательством установлено, что к книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, не относится книжная продукция, распространяемая через Интернет. Таким образом, при доставке, скажем, бумажного учебника будет применяться ставка НДС 10%, а при пересылке того же учебника в форме файла посредством компьютерных сетей НДС составит уже 18%.
Особенности налогообложения рекламных расходов при расчете НДФЛ
Когда компания в рекламных целях раздает потенциальным клиентам недорогие — дешевле 4 тыс. руб. — сувениры, у рекламодателя возникает обязанность вести персонифицированный учет. Но если сумма таких подарков в адрес одного и того же лица за год составит более 4 тыс. руб., то она превратится в налогового агента со всеми вытекающими последствиями.
Хочу заметить: максимум, что грозит компании за невыполнение этого требования, — штраф в 5 тыс. руб. (15 тыс. руб. — если нарушение имело место в течение двух лет). Получается, что дешевле заплатить штраф, чем вести такой учет…
Действительно, организовать учет реалистично, только если по условиям рекламной акции сувенир дарят в обмен на заполнение анкеты. Если же анкетирование не предполагается, то попытка организовать персонифицированный учет потребует существенного изменения плана мероприятия. А это, скорее всего, обойдется компании дороже, чем штраф.
Если компания раздает листовки, буклеты, брошюры, каталоги и т. п., то беспокоиться о НДФЛ вообще не надо. Рекламная полиграфическая продукция не несет физическим лицам никакой выгоды, следовательно, не является их доходом.
В заключение необходимо отметить, что, выбирая тот или иной способ продвижения товара на рынке, должностные лица организации обязаны всесторонне оценить налоговые последствия проводимых мероприятий и лишь затем принимать решение о проведении рекламной акции. Так как экономический эффект может быть ничтожен по сравнению с суммами начисленных налогов и штрафов!
Источник: Курьер печати
03.12.07