Средства массовой информации понимаются как средства распространения информации, характеризующиеся обращенностью к массовой аудитории, общедоступностью, корпоративным характером производства и распространения информации. Мы привыкли к ним относить прессу, радио, телевидение. Но в качестве СМИ также выступают кинематограф, звуко- и видеозаписи; видео- и телетекст, рекламные щиты и панели и другое.

В данной статье мы рассмотрим рынок печатных изданий России и Астраханской области.

Как отмечают аналитики компании РБК, рынок периодических изданий и печатной рекламы в нашей стране активно развивается. Это обусловлено либеральным законодательством о печати, быстрым ростом рынка рекламы в прессе и директ-маркетинга, отсутствием ограничений для иностранных компаний на владение российскими печатными СМИ и медиаактивами. Следствием развития рынка печатных изданий и печатной рекламы является и стабильное повышение спроса на качественную печать и вместе с ним рост рынка полиграфии и полиграфического оборудования.

По данным компании "АМИКО", за последние несколько лет отечественная печатная индустрия серьезно продвинулась в своем качественном развитии. С 2003 по 2006 год было введено 18 новых газетно-журнальных предприятий. Вступили в строй несколько сверхсовременных предприятий в сфере производства газет, журналов и упаковки. Сотни действующих типографий подверглись комплексной модернизации, техническое перевооружение производства приняло системный характер. Организованы производства цветной печати газет на 27 федеральных и 9 республиканских издательско-полиграфических комплексах. Благодаря этому объём выпуска в стране цветных газет (красочностью 4+1 и 4+4) вырос в 2,7 раза, и в настоящее время свыше 30% общероссийских и региональных газет выпускается в цветном исполнении (данные "РБК. Исследования рынков" - http://marketing.rbc.ru/).

Рост количества печатных изданий напрямую влияет на усиление конкуренции на данном рынке, поэтому между изданиями разворачивается серьезная борьба за читателя. При этом встает вопрос о том, какие компании удачно действуют на таком высококонкурентном рынке, а какие - менее успешно? Вот здесь и начинают различные рекламные, маркетинговые и консалтинговые агентства составлять рейтинги популярности СМИ. Один из последних рейтингов печатных изданий составила компания "КОМКОН". Рейтинг Российского индекса целевых групп TGI-Russia был составлен за II квартал 2007 года и дается по величине AIR (средней аудитории одного номера) в тыс. человек и в процентах от населения России в возрасте от 10 лет и старше. В статье мы приведем первую десятку рейтинга (таблица 1).

По данным рейтинга "КОМКОН", самым популярным у российского читателя является издание "Аргументы и факты". Второе место по средней аудитории одного номера занимает газета "Из рук в руки". На третьем месте - "Комсомольская правда".

Каким образом распределяются предпочтения астраханских читателей? На протяжении нескольких лет с определенной периодичностью компания "Консалтинг АБВ" проводит мониторинги популярности различных СМИ у жителей г. Астрахани и Астраханской области. В статье мы приведем данные об изменении рейтинга печатных изданий с 2004 по 2007 год. Одним из основных источников информации для многих астраханцев являются печатные СМИ, и, как правило, это газеты. На рынке газет, чаще на рынках остальных СМИ, происходят различные изменения - появляются новые издания, уходят или полностью меняются старые. Но, несмотря на все события, произошедшие в нашей области за последние три года, состав рейтинга наиболее популярных газет у жителей Астраханской области практически неизменен (см. график 4).

За прошедшие три года рейтинг трех наиболее популярных газет сильно изменился. Так, по данным 2007 года, на первом месте по популярности стоит газета "Волга" - доля жителей области, читающих данную газету, составляет 24,5% (в 2004 году ее рейтинг был 18,4%). Второе место в рейтинге наиболее популярных газет занимают "Аргументы и Факты" - в 2007 году их рейтинг составил 16,9% (по сравнению с 10,9% в 2004 год). В текущем году третье место рейтинга заняла газета "Комсомолец Каспия" - 15,8% (доля астраханцев, читающих данную газету, снизилась по сравнению с 2004 годом на 5,4%). Кроме того, увеличились доли читательской аудитории у газет "Жизнь" (на 2,8%), "Хронометр" (на 1,4%), "Комсомольская правда" (на 3,5%), "Телесемь" (на 1,1%), "Российская газета" (на 5,3%), а также "Рек-Тайм" (на 3,7%). Уменьшением рейтинга характеризуются газеты "Горожанин" (1,8%) и "Ахтубинская правда" (0,1%). В заключение стоит отметить, что роль масс-медиа в настоящее время очень высока. Некоторые называют СМИ "четвертой ветвью власти". В целом можно выделить следующие основные задачи этой "власти": информировать о событиях, происходящих в мире и регионе, просвещать и развлекать свою аудиторию. Таким образом, основной характеристикой успешности средств массовой информации и конечной целью их деятельности является достижение высокой популярности у целевой аудитории. Чего мы и желаем нашим СМИ.

Источник: Волга (Астрахань)

06.12.07