Citizen K на протяжении 13 лет успешно противостоит стереотипам массовой журнальной продукции. Его основатель и креативный директор Жерар Капофф - одна из знаковых фигур Парижа. Стилист, издатель, прославившийся феерическими рекламными фотосессиями. Citizen K - не только журнал о современных тенденциях моды. Это еще и журнал для интеллектуалов.

Он выходит четыре раза в год, привлекая к созданию новых номеров авторов и фотографов с мировым именем. Российский вариант Citizen K несколько отличается от французского прототипа. Его главный редактор Сергей Николаевич намерен сохранять абсолютную независимость, ни при каких обстоятельствах не следовать моде, но всегда определять ее.

- Сергей, помните, в скольких журналах в общей сложности вы работали?

- Можно начать сначала и вспомнить "Советский театр" (смеется)...Я там довольно долго трудился в качестве главного редактора. Потом был долгий период неглавного редакторства: "Огонек", "Домовой" - первая попытка русского глянца, ELLE... А потом возникла Madame Figaro. Но этот роман длился недолго.

- Не прошло и года, как вы уже...

- Главный редактор Citizen K!

- Причина, по которой вы оставили Madame Figaro и взялись делать Citizen K?

- Помните, как говорила Рина Зеленая: "Вот я умру, и никто не узнает, какой у меня был хороший вкус". Madame Figaro - это была попытка не просто побыть главным, но сделать что-то свое, не похожее на других. Скажем так, это была попытка "глянца с человеческим лицом". Плюс свобода (не надо ни с кем утверждать обложки), плюс хороший бюджет (я мог заказывать фотосъемки Беттине Реймс, Эллен фон Унверт, Франсуа Руссо - а это стоит больших денег). Полтора года кайфа и дикой пахоты. А дальше произошло то, что сейчас происходит довольно часто. Журнал, который только начал набирать тираж и рекламодателей, был перепродан новым владельцам - издательскому дому Burda. Но в этот момент я уже получил предложение возглавить Citizen K и подумал: а почему бы и нет? Издательский дом "Коммерсант" я хорошо знал еще по временам "Домового". Есть возможность собрать отличную команду. А главное - это совершенно другая территория современного, актуального гламура. Конечно, это был риск. В нынешнем море глянца легко и потонуть, особенно журналу с периодичностью четыре раза в год. Но с другой стороны, в этом отсутствии суеты есть залог нового качества. Ты каждый раз снимаешь новое кино, находишь новые лица. Конечно, Citizen K - прежде всего fashion, но fashion, лишенный конфетной приторности... от которой тошнит! По своей сути Citizen K - журнал мультикультурный и в хорошем смысле провокативный. Он провоцирует мысль. Такова французская модель - и нам предстояло ее повторить, но уже на русском материале. Конечно, во Франции есть Капофф - совершенно потрясающий человек, создатель Citizen К, последний черный романтик глянца. Феерическое, инопланетное существо. Он сам режиссирует большинство фотосъемок, выбирает и зажигает новые звезды. И французский Citizen K - это во многом он сам.

- Гламур и глянец - вещи неразделимые?

- Это понятия очень близкие. Глянец - glossy - это то, что блестит, сверкает, сияет. А гламур - glamour... - никто толком не знает, что это такое. Воплощение мечты о чем-то несбыточно прекрасном. Голливудские мюзиклы, Катрин Денев в "Дневной красавице", королевский выезд в золотой карете на открытие очередной сессии английского парламента. Гламур - это порода, класс, гордая спина. Вершинным образцом русского гламура для меня является Майя Михайловна Плисецкая. Таких женщин больше уже нет ни в балете, ни в жизни.

- Большая часть гламурных журналов - калька с их западных "родителей". Может быть, имеет смысл адаптировать гламур к нашей ментальности?

- Можно сказать, что Citizen K - это постгламурный глянец. Изначально была установка: сделать что-то другое, то, что принципиально не делают другие. Citizen K должен быть более "русским": русская обложка и лицо, которое представляет интерес для русской аудитории. К слову - с этим большая проблема; у нас не так много по-настоящему интересных лиц. Их тиражируют, они переходят по кругу, с одной обложки на другую. От частых мельканий они быстро исчерпывают лимиты зрительских симпатий. Поэтому самый острый вопрос: увидеть и открыть эти лица заново. Найти новый имидж или какой-то неожиданный ракурс. Что-то подобное мы попытались проделать с Земфирой. Она первый раз в своей жизни надела на себя бриллианты и Chanel. И чувствовала себя в этом, наверное, не слишком уютно. После целого дня, проведенного на высоких каблуках, она еле держалась на ногах, а от туши и косметики у нее дико разболелись глаза. Но, настоящий профессионал и борец, она не подавала никаких признаков усталости и держалась перед камерой, как пионер-герой на фашистском допросе. Кстати, "сердитая" Земфира помогла нам избежать многих штампов и хорошо продать первый номер. Журнал заметили все, даже те, кто никогда глянец не читает.

В новом номере мы снова берем принципиально негламурного героя - это Сергей Шнуров. Он грандиозный артист, шармер, настоящий петербургский интеллигент. "Шнур" - это лишь маска, за которой скрывается умный, тонкий, деликатный человек. В прошлой жизни он мог бы стать актером класса Михаила Ульянова или Высоцкого, играл бы Шекспира и Чехова, а сегодня он поет в ночных клубах, где воняет пивом и пьяные люди лезут на сцену, чтобы сфотографироваться на память. Но Шнуров, похоже, не очень по этому поводу рефлексирует. Он делает свое дело, проживает свою жизнь. Достойно, талантливо и захватывающе интересно. Об этом его интервью - лучшее, что есть в новом номере Сitizen K.

- Капофф контролирует содержание журнала?

- Да. Каждая полоса должна быть согласована с ним. Но Капофф сказал мне то, что я даже не мечтал услышать от любого издателя: "Не думай, что твой читатель - идиот, которому надо что-то растолковывать, внушать, объяснять. Тебе должно быть интересно самому. Ты должен получать удовольствие от своей работы, и все, кто рядом с тобой, - тоже! Придумывай, открывай, рискуй. Только в этом случае может получиться интересный журнал!"

- Нет желания посоревноваться с Капоффом и сделать русский Citizen K лучше французского?

- Какой смысл? Я хочу учиться у него. И не надо этого стесняться. Мы в России очень многого не умеем, а еще больше делаем плохо. Но при этом постоянно придумываем какую-то свою телегу, которая, по нашему разумению, должна всех опередить. Старомодное заблуждение! Заполучив западный бренд, вы не можете начать мастерить под его названием свою машину. У вас есть лекала, точные инструкции и т.д. Ваша задача - им соответствовать. Мне доверена большая драгоценность - журнал, который делался 13 лет до меня. Он принадлежит серьезной издательской группе. Я не имею права не оправдать ожиданий этих людей.

- Материальные? Простите за грубость, вы должны "отбить" вложенные деньги?

- И это тоже.

- Помимо этой цели, есть ли другие?

- Если главная цель в жизни - зарабатывать деньги, то не стоит заниматься изданием глянцевых журналов. Мне всегда было интересно делать что-то новое. Смотрите, какой сегодня взрыв интереса к современному искусству. Какой интерес вызывают выставки на Винзаводе. Полные залы на спектаклях театральных фестивалей NET и "Территория"... На наших глазах возникла новая реальность, которую нельзя игнорировать. Мир меняется, люди меняются.

- Должен ли умный глянец обращаться к социальной реальности, к ее проблемам и воспитывать в читателе некую гражданскую позицию?

- Глянцевый журнал - это всегда сон золотой. Давайте исходить из этого. И мы его навеваем всеми доступными способами. Социальные и прочие реалии - это не территория Citizen K. Это не значит, что мы должны их намеренно избегать. Но есть законы жанра, определенная эстетика, стиль наконец. О каких-то сложных, болевых проблемах можно и следует говорить, но не "шершавым языком плаката", а иначе. Мы должны быть интересными, а не пафосными и ура- (или анти-) патриотичными.

- Почему вы решили первый номер Citizen K тематически выстроить вокруг двух дам: Литвиновой и Рамазановой? Может быть, стоило ограничиться одной из них?

- Есть конструкция журнала. Citizen K - всегда "строится" вокруг некой Персоны. Иногда их может быть две. Скажем, мужчина и женщина. В данном случае пара Литвинова-Рамазанова и стала главными героинями номера. К тому же у Земфиры выходил в этот момент новый альбом "Спасибо". Рената снимала свой фильм "Зеленый театр в Земфире". Одним словом, тут было много завязок. Осенью 2007 года Литвинова-Рамазанова были самыми востребованными звездами сезона. Кроме того, Земфира - совершено уникальное явление, которое объединяет людей самых разных уровней и возможностей. На ее концерты ходят и олигархи, и дети бедных окраин.

- А Рената?

- Она - в большей степени персонаж арт-хауса. Но опять же она любима самыми широкими слоями нашего населения.

- Многие ставят в вину Ренате самопиар, мелькание в гламурных тусовках...

- Не согласен. Она очень умный человек и все делает правильно. Тщательно выстраивает свой образ. Свою историю. Земфира в интервью Citizen K говорит о том, что Рената - автор собственного образа. Она его выстраивает, она его моделирует и развивает. Но этому образу тесно в рамках арт-хауса. На сегодняшний день у нас нет серьезных продюсеров и больших режиссеров, которые могли бы вложить деньги в актрису такого уровня, как Литвинова. Поэтому Рената сделала себя сама. И то, за что ее якобы кто-то не уважает - а именно за то, что она становится героиней обложки, - входит в ее легенду, в ее биографию.

- Идеологическая подоплека первого номера, его тема?

- Ничего не бойтесь. Не бойтесь быть такими, какие вы есть. Рискуйте!

- В тексте, который вы написали от лица главного редактора, буквально "висит" огромная "слеза" восторга перед обеими дамами, показавшаяся мне лестью, которая свела на нет ершистость Земфиры. И торжество гламурной приторности вашими же усилиями не исчезло.

- У каждого свой жанр. Я считаю, что в этой жизни мы не очень-то щедры на добрые слова. Мы сами себя ограничиваем, боясь показаться сентиментальными или недостаточно умными. Издержки советского воспитания. Никогда не скупитесь на похвалы. Лично я не боюсь лишний раз сказать "спасибо", не боюсь восхищаться талантом, и меня совершенно не страшит перспектива выглядеть пафосным. Послушайте новый диск Земфиры... Ну хотя бы "Я полюбила Вас" или "Мальчика" - это же Эдит Пиаф наших дней! И почему мы сидим и лишний раз боимся хлопнуть в ладоши?

- Но вы же хлопаете. И, как я понимаю, выступаете таким образом арбитром вкуса?

- Да. Но не потому, что участвую в скачках на приз. Нам не нужно участвовать в забегах вместе с другими монстрами глянца. И мы не бегаем по этому ипподрому...(смеется), мы пасемся где-то на соседнем лугу, и от нас ждут чего-то другого... Мы, слава богу, вне конкуренции.

- Поговорим о "проклятых" 90-х?

- Давайте.

- Вас не "сломали" эти годы? Не опьянила ельцинская свобода?

- Каким я был в пять лет, таким и остался. Ничего меня не сломало, не изменило. Не было у меня ни иллюзий, ни разочарований. В массовых мероприятиях я никогда не любил участвовать.

- Кто авторы вашего журнала?

- Сотрудники отдела культуры "Коммерсанта". Первоклассные профессионалы. Есть и приглашенные звезды.

- Какому читателю адресован Citizen K?

- Это человек с высшим образованием. Знающий цену культуре и к культуре стремящийся. Ему хватает инстинкта самосохранения не жить в вакууме, и он жаден до культурной информации, хотя, возможно, его интеллектуальный, культурный бэк-граунд оставляет желать лучшего. К слову, поколение людей, заработавших свои миллионы, идет на "Винзавод". Для них он и создан. На эту аудиторию, на ее тягу к культуре ориентируется и наш журнал. Это здоровый инстинкт самосохранения личности.

- Но сегодня роскошь доступна не всем...

- Роскошь роскоши рознь. Сегодня роскошь для огромного количества людей - уж в Москве-то точно - является реальностью. Например, возможность путешествовать, поездки за границу. Разве не роскошь? Новое поколение не просто знает бренды, они становятся частью их мира.

Россия становится страной потребления. Шопинг давным-давно не мечта, не гламурный сон, а рутинное занятие для миллионов людей. Мы живем в потрясающий период накопления талантов и капиталов. Россия сейчас центр мира, где все развивается и где люди чего-то хотят!

- Купить, увидеть...

- И то и другое! Уже никто в Европе ничего не хочет. А в России хотят: хотят страстно быть молодыми, сильными, ездить на новых машинах, менять жизнь и обстоятельства. У нас нет традиции копить деньги. Но есть абсолютный кайф их тратить. Поэтому такое количество глянцевых журналов. Модных бутиков... Россия сегодня - это Клондайк.

Источник: Независимая газета

07.12.07