Государство оставляет за бортом социально активные СМИ

В рыночных условиях выживает сильнейший. Медиарынок - не исключение, борьба на нем идет нешуточная. Однако в последнее время все чаще звучат призывы о необходимости государственной поддержки СМИ как особого, социального товара. Все ли издания достойны такой поддержки? Наш вопрос адресован Ольге НИКУЛИНОЙ, президенту Российского союза прессы.

- Для того чтобы понять, какие СМИ надо поддерживать, мы обратились к зарубежному опыту. В 2000 году Союз журналистов Москвы провел исследование, в ходе которого были выделены цели политики стран - членов Совета Европы в данном направлении: "Обеспечить необходимый плюрализм информационной продукции; сделать доступным для граждан максимум оперативной информации о деятельности центральных и местных органов власти, общественно-политической, социально-экономической, духовной жизни страны, зарубежной жизни; препятствовать монополизации прессы". На это сегодня должна ориентироваться и Россия.

Надо учитывать, что во всем мире информационный рынок в значительной степени стал превращаться в средство продвижения товаров и услуг, СМИ сегодня ориентируются скорее на рекламодателя, а не на читателя.

- В России все процессы происходят с некоторым опозданием...

- Да, у нас трансформация печатных СМИ в "каталогизированную" продукцию, то есть несущую прежде всего предложения товаров и услуг, началась позже, примерно с 2000 года. До определенного времени дотации раздавались без особого разбора, но "каталогизация" заставила внести коррективы. В частности, в 2001 году были отменены закон о поддержке СМИ и льготный НДС. Я считаю это решение абсолютно Правильным. Тем не менее сегодня в системах распространения представлены в основном "каталогизированные" СМИ. Социальные издания, научно-популярные, детские вытесняются. Они изначально не являются рекламными носителями, ориентированы на читателя, поэтому заведомо проигрывают коммерческим СМИ, Тем более что рекламный рынок постоянно растет, а читательский год от года сокращается. Отсюда вывод: государство должно поддерживать только социальную прессу И никакую другую. Все остальное само себя прокормит.

К сожалению, до сих пор ни одна из наших общественных организаций этим вопросом не занималась. Профессиональное сообщество даже не может внятно объяснить, какие СМИ необходимо поддерживать, хотя подобные нормы существуют за рубежом уже сорок лет. - Не потеряет ли пресса независимость при господдержке?

- Мы можем сказать, что в Европе пресса независима? Можем. Но ведь она субсидируется. В современных условиях качественная пресса никогда не будет самоокупаемой и всегда будет зависима, Однако если финансирование идет по единым правилам, то не может быть никаких ущемлений свободы слова. Надо просто признать, что пресса - социальный проект. А любой социальный проект, полезный для общества, финансируется государством во всем мире.

- Как же вычленить из огромного массива сегодняшней российской прессы ту самую качественную, о которой вы говорите?

- Наш союз сделал это в 2005 году, учредив знак отличия "Золотой фонд прессы". Мы создали Общественный экспертный совет, состоящий из сотни лучших библиотекарей страны, деятелей культуры и науки. Они анализируют газеты и журналы, подающие заявки на соискание знака. А сам знак призван стать ориентиром в определении качественного уровня того или иного издания.

- Предположим, удалось определить лучших. Как о них узнает читатель?

- Для качественной прессы необходима особая система распространения, полностью дотационная, через социально ориентированную сеть. Ее прообразом, на мой взгляд, может стать структура, созданная столичным правительством совместно с ОАО "Московский союз печати".

- Однако правительство Москвы неоднократно подчеркивало, что эта сеть будет исключительно коммерческой...

- Если столичное руководство сегодня не рассматривает вариант социальной сети распространения, это говорит только о том, что ему предоставили искаженную информацию и что организацией этого дела в данный момент занимаются непрофессионалы, смотрящие на проблему узко, сквозь призму собственных коммерческих интересов.

- На рынке СМИ кто-нибудь с вами солидарен?

- В мае прошлого года мы предложили всем подписным агентствам поддержать знак отличия "Золотой фонд прессы", проявить свою социальную ответственность. Откликнулись только две структуры из двенадцати - ОАО "Межрегиональное агентство подписки" и АРСМИ. В то же время нас поддерживают издатели социально ориентированной периодики, Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ и лично министр Александр Сергеевич Соколов.

- Насколько действенным инструментом распространения социальной прессы являются библиотеки?

- Когда мы создавали свой фонд, нашей главной задачей было добиться, чтобы библиотеки ежегодно выписывали качественные издания. Семьдесят процентов тиражей такой прессы во всем мире заказывают именно библиотеки и подобным образом финансируют ее. В нашей стране библиотек сотни тысяч. До сих пор почему-то считается, что они находятся в бедственном положении. Да, до богатства, может быть, и далеко. Но давайте посмотрим, сколько они выписывают газет и журналов. Как вы думаете, сколько наименований периодической печати выписывает ежегодно Рязанская научная областная библиотека?

Когда я задаю этот вопрос издателям и распространителям, они обычно отвечают: десять-пятнадцать, некоторые говорят - пятьдесят. А на самом деле - более тысячи!

Одна только Рязанская библиотека!

Могу привести еще примеры. Иркутская государственная библиотека в 2006 году получила подписных изданий на сумму более миллиона рублей. Ярославская областная ежегодно выписывает около 800 наименований газет и журналов, Волгоградская - около 1200. Для качественной прессы это очень серьезный ресурс, с которым надо целенаправленно работать.

- Почему крупные издательские дома не спешат подавать заявки на соискание знака отличия "Золотой фонд прессы"?

- Это очевидно: они не уверены, что смогут его получить. По той же причине некоторые не принимают участие в выставке "Пресса". Сейчас мы проводим с регионами большую работу для того, чтобы представить на "Прессе" максимальное количество СМИ. Выявилась определенная закономерность: редакции в основном адекватно оценивают свой уровень, поэтому из каждых десяти изданий, которым мы предлагаем принять участие в соискании знака отличия, откликаются только пять. Но я считаю, заявку надо подавать всем, потому что ее обязательным результатом будет авторитетное экспертное заключение с практическими рекомендациями по повышению профессионального уровня газеты или журнала. P.S По итогам пятнадцатой международной профессиональной выставки "Пресса", прошедшей в ноябре минувшего года в Москве с участием более чем трех тысяч СМИ из всех регионов РФ, знака отличия "Золотой фонд Прессы-2008" была удостоена газета "Россия". Решение об этом принял Общественный экспертный совет под председательством генерального директора Российской национальной библиотеки Владимира Зайцева и генерального директора Российской государственной библиотеки, президента Библиотечной ассамблеи Евразии Виктора Федорова.

Источник: Россiя

29.01.08