Интернет в России остается бесконтрольным

Минувшая неделя ознаменовалась тихой истерикой общественности, прошедшей под общим лозунгом "В Интернете вводят цензуру".

Поводом для беспокойства послужило обсуждение в Совете Федерации модельного законопроекта "Об Интернете", подготовленного региональной общественной организацией "Центр интернет-технологий" и Институтом развития информационного общества по согласованию с Комиссией Совета Федерации по информационной политике и Межпарламентской ассамблеей СНГ. Как заявил "Нашей Версии" один из разработчиков законопроекта, Юрий Храмов, опасения насчет цензуры - чистой воды кликушество. "У нас в стране сложилась ненормальная ситуация, которая связана с двумя абсолютно крайними позициями, - говорит Храмов. - Есть позиция людей, которые считают, что регулировать надо вообще все, и есть те, кто считает, что Интернет - это нечто виртуальное и регулироваться не может в принципе. На самом деле и те и другие далеки от истины. Не говоря о том, что в трактовках того проекта, который давали мы, Интернет рассматривается исключительно как транспорт. Мы не касались контента, но, говоря о том, что нарушаются авторские права или еще что-то, мы говорили о том, как эти деяния соотносятся с использованием собственно транспорта".

В тексте документа нет даже намеков на возможное введение некоего регулирования наполнения сайтов, не говоря о наличии каких бы то ни было механизмов его осуществления. Вообще, законопроект - модельный, и в этом слове заключена вся его суть. То есть он не устанавливает определенные правила, а лишь позволяет разработать некий свод нормативных актов, отталкиваясь от определенных норм и понятий. Он дает определения простейших, казалось бы, вещей, таких, как доменный адрес, собственно сайт и прочих терминов, которые давно вошли в обиход, но не имеют юридически точных определений. Тот же Храмов вполне обоснованно считает такое положение абсурдным. Если проводить аналогию с дорожным движением, существующее положение - примерно то же самое, как если бы в ПДД не существовало определения "механическое транспортное средство" и в каждом конкретном случае приходилось бы решать, автомобиль это или гужевой транспорт. Проект закона "Об Интернете" мог бы в значительной мере упростить ситуацию, поскольку дал бы возможность не только России, но и другим странам - участникам СНГ разрабатывать на его основе профильную нормативную базу, но пока даже этот, модельный документ далек от принятия.

Обсуждение в Совете Федерации прошло в виде обмена мнениями, которые не позволили выработать какое бы то ни было конкретное решение о судьбе законопроекта. Теперь, возможно, он будет рассматриваться на Межпарламентской ассамблее СНГ, но и в этом случае не стоит рассчитывать на скорые результаты. Так что не то что цензуры - судебных решений по совершенно явным, казалось бы, правонарушениям, совершенным с помощью Интернета, придется подождать. Хотя, как показывает практика, в исключительных случаях и то и другое возможно даже в рамках нынешнего "дырявого" законодательства.

Источник: Версия

05.02.08