Шпигель
Тиражи бульварных газет падают уже много лет. Их издатели воюют с телевидением и Интернетом. Сфера сенсационной журналистики расширяется, дела у бульварной прессы идут все хуже.
Лучшим произведением развлекательного жанра последних лет, если верить обозревателю газеты Bild Францу Йозефу Вагнеру, стала книга - описание паломничества ко гробу апостола Иакова, - озаглавленная ее автором Хейпом Керкелингом "Приходите, меня как раз не будет". По содержанию этот бестселлер, скорее, простоват, да и написан он не безумно изысканно, рассказывает Вагнер и на секунду поднимает взор, чтобы убедиться в том, что с ним согласны. Причина успеха кроется вообще не в самой книге. Тем не менее почти 3 млн немцев ее уже купили. Вагнер, самый известный обозреватель в Германии, писал в жанре Boulevard - развлекательной и сенсационной литературы - еще в те годы, когда в ней все было позволено и все было возможно. Вагнеру сейчас 64, и он одновременно и enfant terrible, и патриарх цеха. "Керкелингу удалось то, что настоящей развлекательной журналистике должно удаваться каждый день, - рассказывает Вагнер, стряхивая пепел с сигареты. - Он точно отразил настроение окружающей жизни. Никто не может толком понять, почему все вдруг покупают эту книгу, но каждый чувствует, что она вписалась в наше время". То же бывает с удачными заголовками. В пять-шесть слов иногда удается втиснуть настроение и атмосферу дня, а иногда в три или в два. Одна из таких удач - заголовок газеты Bild к статье об избрании кардинала Ратцингера на папский престол: "Мы - Папа!" "Просто гениально", - вздыхает Вагнер. Все же немного странно, когда именно прошедший через огонь и воду журналист-бульварщик, один из тех, за кем закрепилась репутация акул, теряющих разум при одном запахе крови, разглагольствует о настроениях и чувствах. Вагнер без этого уже просто не может и шагу сделать. Он рассуждает о современном человеке без руля и ветрил, подразумевая и читателя Керкелинга, и покупателя Bild. Главный редактор Express Рудольф Крайц считает, что попытка играть на чувствах - последнее прибежище жанра. Кому нужна информация, тому место в Интернете, рассуждает он. Арно Маковски, недавно ставший главным редактором мюнхенской вечерней газеты Abendzeitung, хочет, чтобы на ее страницах чувствовались "настроение Мюнхена", "флюиды Английского сада" и "атмосфера премьерного представления". Однако сейчас на рынке сенсационно-развлекательной прессы доминирует только ощущение кризиса. Тиражи бульварных газет уже несколько лет летят вниз. В то время как газеты класса премиум, такие как Zeit или Suddeutsche Zeitung, повышают показатели продаж или, как Frankfurter Allgemeine, умудряются приостановить падение и снова выходят в плюс, чтиво жанра Boulevard продается все хуже и хуже. Только цифры продаж газеты Bild из года в год снижаются на 100 тыс. экземпляров каждого номера. В конце 2000 года продававшийся в киосках тираж еще составлял 4,3 млн. Теперь же он сократился до 3,3 млн. Воскресная Bild am Sonntag за то же время скатилась с 2,4 млн до 1,7 млн. Кельнской газете Express, мюнхенским Abendzeitung и tz, равно как и берлинским газетам B.Z. и Berliner Kurier, живется тоже не лучше. Бедный жанр бульварного чтива - неужели на его улице больше не будет праздника? - такого вопроса следовало бы ожидать от бульварной прессы в этой ситуации. Было бы, конечно, прекрасно, если бы во всем этом можно было усмотреть победу добра, просветительской журналистики над тупой страстью к сенсациям или, например, триумф интеллектуальной критики в адрес Bild. Эту газету Герхард Хеншель в романе "Репортаж из канавы" (2006) назвал "самой огромной и мерзкой клоакой сексуальных сплетен", а Макс Гольдт обругал "рупором гнусности". Но это было бы более чем наивно. На самом деле диагноз неоднозначен. Несмотря на то, что бульварным газетам живется трудно, развлекательная журналистика никогда не была столь вездесущей, как сейчас. Ее темы проникают как на общественно-правовое, так и на частное телевидение, а заодно и в Suddeutsche Zeitung, в Stern, в Zeit и в Spiegel. Не говоря уже о региональных газетах и информационных порталах в Интернете. Бульваризация журналистики охватывает все СМИ и становится настолько неотъемлемой их частью, что однажды в не очень далеком будущем отдельной рубрики "сенсации и скандалы" во многих газетах и журналах, может быть, уже и не потребуется. Главный редактор Berliner Kurier Ханс-Петер Бушхойер уверен, что бульварным газетам все сложнее сохранять свое лицо, поскольку любая добропорядочная локальная газетка теперь вынуждена принять обличье бульварного листка. "Границы того гетто, в котором прежде существовал бульварный жанр, давно рухнули, - рассуждает Бушхойер. - И получается, что именно мы, жители этого гетто, получили от этого меньше всех выгод". От самых мелких провинциальных газетенок вплоть до общенациональных газет класса премиум все научились пробуждать любопытство читателя фотографиями известных людей и кричащими заголовками на первой полосе. Кроме того, сегодня не найти ни сенсации, ни людей, которые бы интересовали сразу всю нацию. Как и партии, бульварные газеты несут ущерб от размежевания в обществе. Увлечь множество людей одной общей темой, да еще в одном средстве массовой информации, да еще объединить всех одним отражающим настроение дня чувством становится все труднее. Это видно по тому, как отчаянно, например, та же Bild пытается оседлать любую, самую мелкую тему - например, коллективный ужас зрителей реалити-шоу, где известные люди выживают в джунглях, борются с полчищами тараканов и крыс. Может быть, утрата всеобщего единства стала той причиной, из-за которой Bild исступленно продолжает вещать якобы от имени всего народа, не замечая, что этим она еще больше загоняет себя в положение "вне игры". На своей шкуре это почувствовал немец ливанского происхождения Халед аль-Масри, которого ЦРУ похитило, вывезло в Афганистан, где, вероятно, подвергло пыткам. Bild охаяла этого человека, назвав его "сумасшедшим", "безбашенным киллером" и "буйным скандалистом" после того, как он, явно утратив самообладание, поджег здание рынка. Когда совет СМИ попытался ее урезонить, Bild ответила негодующей отповедью: "Не позволим, чтобы кто-то влиял на то, как мы освещаем жизнь - будь то сектанты, нацисты или какое-нибудь иное очумевшее отребье". То, что газета Bild принялась распалять эмоции совершенно не по делу, не признак силы, а, скорее, симптом кризиса. Душа народа в движение не пришла. Не в то русло пошла и кампания, которую Bild раскрутила в первые недели нынешнего года. Она развязала дебаты о преступности среди молодых иностранцев и предоставила тем самым большое поле деятельности для премьер-министра земли Гессен Роланда Коха (ХДС) в ожидании земельных выборов. Но избиратели толпами бросились врассыпную от Коха - несмотря на то, что Bild оказывала ему все мыслимое содействие. Может быть, нельзя утверждать, что поражение Коха стало и поражением Bild. Дело в том, что круг ее читателей тоже перестал быть однородным, и под одну гребенку всех стричь нельзя. Не утешает и то, что падение тиража, по крайней мере, не приносит финансового ущерба. В концерне Шпрингера уже несколько лет применяется модель "рентабельного тиража": учитывается не количество проданных экземпляров, а сумма денег, которая при этом зарабатывается. В прошедшие годы таким образом удалось, повышая цены, компенсировать снижение прибыли, вызванное падением тиражей. Если они продолжали сокращаться, росла цена. Возник эффект пылесоса, бороться с которым трудно. Главным врагом бульварной прессы, как и всех газет и вообще печатных изданий, стал Интернет. Главный редактор Bild am Sonntag Клаус Штрунц сетует, что "не успеют похитить какого-нибудь известного человека, как тут же в Интернете вывешиваются подробности, а по телевидению уже передают интервью с его женой, которая в прямом эфире ревет в камеру". Появление частного ТВ стало для бульварной прессы тяжелым ударом. Но лишь Интернет заставил телевизионщиков работать с сумасшедшей оперативностью. Гонку с телевидением газетам не выиграть. Тем не менее кельнский Express продолжает рекламировать себя слоганом "Быстро, быстрее, экспресс". В этих словах больше не звучит самоиронии, осталась лишь беспомощность, иллюстрирующая невыполнимость обещаний. Еще пару лет назад Express был воинственнее, жестче, кровожаднее. Был и лозунг: "Каждый день эксцесс в Express". Но и этот посул давно не выполняется. Главный редактор Express Крайц пожимает плечами: "Призыв добавить жару, прибавить пылу больше не срабатывает. На тираж уже ничто не влияет". Крайц, который вырос в локальной газете и не чувствует себя человеком бульварного жанра по призванию, находит в этом нечто успокоительное. Франц Йозеф Вагнер занялся бульварной журналистикой еще в то время, когда возможно было все, даже то, что считалось невозможным. Это он однажды написал в теперь уже разорившемся бульварном листке Super, выходившем в восточной части Германии, о смерти человека такой бодрый заголовок: "Хвастун с Запада убит пивной бутылкой. Весь Бернау ликует!" Сегодня этот человек горюет о том, что для бульварной прессы наступили мрачные времена и что даже он сегодня сбился с пути. Однажды, когда немецкие хулиганы до состояния комы забили французского полицейского Даниэля Нивеля, Вагнер опубликовал в B.Z. фотографию главного подозреваемого с заголовком "Самый кровожадный берлинец". На лицо его указывали стрелки, а рядом были поставлены вопросы: "Его глаза. Какими он видит нас? Его губы. Какие гадости он говорит о нас? Его лоб. Почему он нас ненавидит?" "Тогда мне казалось, что это круто, - говорит Вагнер. - Сегодня я бы этого делать не стал". Но сами эксцессы не исчезли. Скандальная журналистика, погоня за сенсациями, вуайеризм, травля знаменитостей и подстрекательство живы в бульварной прессе, есть им место и на бульварном ТВ, они же все больше завоевывают пространство в Интернете - как зловонная гниль. Впрочем, и тут бульварные газеты утратили монополию. Кто действительно ищет грязь, сексуальные сплетни, грязную клевету и насилие, тот в Google найдет для себя больше, чем в Bild. С другой стороны, именно соревнование с Интернетом в дисциплине "кто напишет бЧльшую мерзость" может открыть новые возможности. Нужно именно выйти на новый уровень. "Уже недостаточно подготовить тему так, чтобы напрашивался заголовок "Самая подлая мать Германии", - рассказывает бывший главный редактор Bild Клаус Ларасс. Люди хотят прочесть еще и материал под этим заголовком, над которым кто-то несколько дней напряженно работал. Если же бульварная пресса будет оставаться настолько поверхностной, что целый номер газеты можно прочесть между двумя фазами светофора, говорит Ларасс, то она окажется в одной весовой категории с информационными агентствами. Сейчас надежды особого рода возлагаются на нового главного редактора AZ Маковски, который пришел из Suddeutsche Zeitung. Он решил, что его газете нужно больше юмора и шуток. Иным путем пошел Штрунц, шеф Bild am Sonntag. Он пытается вернуть своей газете покупателей. "Посулы высокого качества, которые раздавала бульварная пресса, достигали таких высот, что читатели остались внизу", - анализирует он. Однажды воскресным утром, одевшись в красный комбинезон продавца газеты Bild am Sonntag, сам главный редактор принялся завоевывать читателей. "Мне встретились люди, которые просто не могут позволить себе воскресную газету за 1 евро 40 центов", - рассказывает он. И тогда Штрунц задумал параллельное издание. Его он назвал BamS kompakt и сделал намного дешевле, чем оригинал. Самым удачным заголовком газеты Bild за прошлый год стала, между прочим, не первополосная шапка к материалу о белом медвежонке "Дайте жить Кнуту!", и не заголовок "Вот он, жестокий убийца из метро", и не "Борис борется за свою Анну", и даже не "Майбрит Ильнер влюбилась в шефа Telekom!". Наибольший резонанс вызвал заголовок "100 медикаментов, которые действительно помогают!" Источник: Профиль12.02.08
Лучшим произведением развлекательного жанра последних лет, если верить обозревателю газеты Bild Францу Йозефу Вагнеру, стала книга - описание паломничества ко гробу апостола Иакова, - озаглавленная ее автором Хейпом Керкелингом "Приходите, меня как раз не будет". По содержанию этот бестселлер, скорее, простоват, да и написан он не безумно изысканно, рассказывает Вагнер и на секунду поднимает взор, чтобы убедиться в том, что с ним согласны. Причина успеха кроется вообще не в самой книге. Тем не менее почти 3 млн немцев ее уже купили. Вагнер, самый известный обозреватель в Германии, писал в жанре Boulevard - развлекательной и сенсационной литературы - еще в те годы, когда в ней все было позволено и все было возможно. Вагнеру сейчас 64, и он одновременно и enfant terrible, и патриарх цеха. "Керкелингу удалось то, что настоящей развлекательной журналистике должно удаваться каждый день, - рассказывает Вагнер, стряхивая пепел с сигареты. - Он точно отразил настроение окружающей жизни. Никто не может толком понять, почему все вдруг покупают эту книгу, но каждый чувствует, что она вписалась в наше время". То же бывает с удачными заголовками. В пять-шесть слов иногда удается втиснуть настроение и атмосферу дня, а иногда в три или в два. Одна из таких удач - заголовок газеты Bild к статье об избрании кардинала Ратцингера на папский престол: "Мы - Папа!" "Просто гениально", - вздыхает Вагнер. Все же немного странно, когда именно прошедший через огонь и воду журналист-бульварщик, один из тех, за кем закрепилась репутация акул, теряющих разум при одном запахе крови, разглагольствует о настроениях и чувствах. Вагнер без этого уже просто не может и шагу сделать. Он рассуждает о современном человеке без руля и ветрил, подразумевая и читателя Керкелинга, и покупателя Bild. Главный редактор Express Рудольф Крайц считает, что попытка играть на чувствах - последнее прибежище жанра. Кому нужна информация, тому место в Интернете, рассуждает он. Арно Маковски, недавно ставший главным редактором мюнхенской вечерней газеты Abendzeitung, хочет, чтобы на ее страницах чувствовались "настроение Мюнхена", "флюиды Английского сада" и "атмосфера премьерного представления". Однако сейчас на рынке сенсационно-развлекательной прессы доминирует только ощущение кризиса. Тиражи бульварных газет уже несколько лет летят вниз. В то время как газеты класса премиум, такие как Zeit или Suddeutsche Zeitung, повышают показатели продаж или, как Frankfurter Allgemeine, умудряются приостановить падение и снова выходят в плюс, чтиво жанра Boulevard продается все хуже и хуже. Только цифры продаж газеты Bild из года в год снижаются на 100 тыс. экземпляров каждого номера. В конце 2000 года продававшийся в киосках тираж еще составлял 4,3 млн. Теперь же он сократился до 3,3 млн. Воскресная Bild am Sonntag за то же время скатилась с 2,4 млн до 1,7 млн. Кельнской газете Express, мюнхенским Abendzeitung и tz, равно как и берлинским газетам B.Z. и Berliner Kurier, живется тоже не лучше. Бедный жанр бульварного чтива - неужели на его улице больше не будет праздника? - такого вопроса следовало бы ожидать от бульварной прессы в этой ситуации. Было бы, конечно, прекрасно, если бы во всем этом можно было усмотреть победу добра, просветительской журналистики над тупой страстью к сенсациям или, например, триумф интеллектуальной критики в адрес Bild. Эту газету Герхард Хеншель в романе "Репортаж из канавы" (2006) назвал "самой огромной и мерзкой клоакой сексуальных сплетен", а Макс Гольдт обругал "рупором гнусности". Но это было бы более чем наивно. На самом деле диагноз неоднозначен. Несмотря на то, что бульварным газетам живется трудно, развлекательная журналистика никогда не была столь вездесущей, как сейчас. Ее темы проникают как на общественно-правовое, так и на частное телевидение, а заодно и в Suddeutsche Zeitung, в Stern, в Zeit и в Spiegel. Не говоря уже о региональных газетах и информационных порталах в Интернете. Бульваризация журналистики охватывает все СМИ и становится настолько неотъемлемой их частью, что однажды в не очень далеком будущем отдельной рубрики "сенсации и скандалы" во многих газетах и журналах, может быть, уже и не потребуется. Главный редактор Berliner Kurier Ханс-Петер Бушхойер уверен, что бульварным газетам все сложнее сохранять свое лицо, поскольку любая добропорядочная локальная газетка теперь вынуждена принять обличье бульварного листка. "Границы того гетто, в котором прежде существовал бульварный жанр, давно рухнули, - рассуждает Бушхойер. - И получается, что именно мы, жители этого гетто, получили от этого меньше всех выгод". От самых мелких провинциальных газетенок вплоть до общенациональных газет класса премиум все научились пробуждать любопытство читателя фотографиями известных людей и кричащими заголовками на первой полосе. Кроме того, сегодня не найти ни сенсации, ни людей, которые бы интересовали сразу всю нацию. Как и партии, бульварные газеты несут ущерб от размежевания в обществе. Увлечь множество людей одной общей темой, да еще в одном средстве массовой информации, да еще объединить всех одним отражающим настроение дня чувством становится все труднее. Это видно по тому, как отчаянно, например, та же Bild пытается оседлать любую, самую мелкую тему - например, коллективный ужас зрителей реалити-шоу, где известные люди выживают в джунглях, борются с полчищами тараканов и крыс. Может быть, утрата всеобщего единства стала той причиной, из-за которой Bild исступленно продолжает вещать якобы от имени всего народа, не замечая, что этим она еще больше загоняет себя в положение "вне игры". На своей шкуре это почувствовал немец ливанского происхождения Халед аль-Масри, которого ЦРУ похитило, вывезло в Афганистан, где, вероятно, подвергло пыткам. Bild охаяла этого человека, назвав его "сумасшедшим", "безбашенным киллером" и "буйным скандалистом" после того, как он, явно утратив самообладание, поджег здание рынка. Когда совет СМИ попытался ее урезонить, Bild ответила негодующей отповедью: "Не позволим, чтобы кто-то влиял на то, как мы освещаем жизнь - будь то сектанты, нацисты или какое-нибудь иное очумевшее отребье". То, что газета Bild принялась распалять эмоции совершенно не по делу, не признак силы, а, скорее, симптом кризиса. Душа народа в движение не пришла. Не в то русло пошла и кампания, которую Bild раскрутила в первые недели нынешнего года. Она развязала дебаты о преступности среди молодых иностранцев и предоставила тем самым большое поле деятельности для премьер-министра земли Гессен Роланда Коха (ХДС) в ожидании земельных выборов. Но избиратели толпами бросились врассыпную от Коха - несмотря на то, что Bild оказывала ему все мыслимое содействие. Может быть, нельзя утверждать, что поражение Коха стало и поражением Bild. Дело в том, что круг ее читателей тоже перестал быть однородным, и под одну гребенку всех стричь нельзя. Не утешает и то, что падение тиража, по крайней мере, не приносит финансового ущерба. В концерне Шпрингера уже несколько лет применяется модель "рентабельного тиража": учитывается не количество проданных экземпляров, а сумма денег, которая при этом зарабатывается. В прошедшие годы таким образом удалось, повышая цены, компенсировать снижение прибыли, вызванное падением тиражей. Если они продолжали сокращаться, росла цена. Возник эффект пылесоса, бороться с которым трудно. Главным врагом бульварной прессы, как и всех газет и вообще печатных изданий, стал Интернет. Главный редактор Bild am Sonntag Клаус Штрунц сетует, что "не успеют похитить какого-нибудь известного человека, как тут же в Интернете вывешиваются подробности, а по телевидению уже передают интервью с его женой, которая в прямом эфире ревет в камеру". Появление частного ТВ стало для бульварной прессы тяжелым ударом. Но лишь Интернет заставил телевизионщиков работать с сумасшедшей оперативностью. Гонку с телевидением газетам не выиграть. Тем не менее кельнский Express продолжает рекламировать себя слоганом "Быстро, быстрее, экспресс". В этих словах больше не звучит самоиронии, осталась лишь беспомощность, иллюстрирующая невыполнимость обещаний. Еще пару лет назад Express был воинственнее, жестче, кровожаднее. Был и лозунг: "Каждый день эксцесс в Express". Но и этот посул давно не выполняется. Главный редактор Express Крайц пожимает плечами: "Призыв добавить жару, прибавить пылу больше не срабатывает. На тираж уже ничто не влияет". Крайц, который вырос в локальной газете и не чувствует себя человеком бульварного жанра по призванию, находит в этом нечто успокоительное. Франц Йозеф Вагнер занялся бульварной журналистикой еще в то время, когда возможно было все, даже то, что считалось невозможным. Это он однажды написал в теперь уже разорившемся бульварном листке Super, выходившем в восточной части Германии, о смерти человека такой бодрый заголовок: "Хвастун с Запада убит пивной бутылкой. Весь Бернау ликует!" Сегодня этот человек горюет о том, что для бульварной прессы наступили мрачные времена и что даже он сегодня сбился с пути. Однажды, когда немецкие хулиганы до состояния комы забили французского полицейского Даниэля Нивеля, Вагнер опубликовал в B.Z. фотографию главного подозреваемого с заголовком "Самый кровожадный берлинец". На лицо его указывали стрелки, а рядом были поставлены вопросы: "Его глаза. Какими он видит нас? Его губы. Какие гадости он говорит о нас? Его лоб. Почему он нас ненавидит?" "Тогда мне казалось, что это круто, - говорит Вагнер. - Сегодня я бы этого делать не стал". Но сами эксцессы не исчезли. Скандальная журналистика, погоня за сенсациями, вуайеризм, травля знаменитостей и подстрекательство живы в бульварной прессе, есть им место и на бульварном ТВ, они же все больше завоевывают пространство в Интернете - как зловонная гниль. Впрочем, и тут бульварные газеты утратили монополию. Кто действительно ищет грязь, сексуальные сплетни, грязную клевету и насилие, тот в Google найдет для себя больше, чем в Bild. С другой стороны, именно соревнование с Интернетом в дисциплине "кто напишет бЧльшую мерзость" может открыть новые возможности. Нужно именно выйти на новый уровень. "Уже недостаточно подготовить тему так, чтобы напрашивался заголовок "Самая подлая мать Германии", - рассказывает бывший главный редактор Bild Клаус Ларасс. Люди хотят прочесть еще и материал под этим заголовком, над которым кто-то несколько дней напряженно работал. Если же бульварная пресса будет оставаться настолько поверхностной, что целый номер газеты можно прочесть между двумя фазами светофора, говорит Ларасс, то она окажется в одной весовой категории с информационными агентствами. Сейчас надежды особого рода возлагаются на нового главного редактора AZ Маковски, который пришел из Suddeutsche Zeitung. Он решил, что его газете нужно больше юмора и шуток. Иным путем пошел Штрунц, шеф Bild am Sonntag. Он пытается вернуть своей газете покупателей. "Посулы высокого качества, которые раздавала бульварная пресса, достигали таких высот, что читатели остались внизу", - анализирует он. Однажды воскресным утром, одевшись в красный комбинезон продавца газеты Bild am Sonntag, сам главный редактор принялся завоевывать читателей. "Мне встретились люди, которые просто не могут позволить себе воскресную газету за 1 евро 40 центов", - рассказывает он. И тогда Штрунц задумал параллельное издание. Его он назвал BamS kompakt и сделал намного дешевле, чем оригинал. Самым удачным заголовком газеты Bild за прошлый год стала, между прочим, не первополосная шапка к материалу о белом медвежонке "Дайте жить Кнуту!", и не заголовок "Вот он, жестокий убийца из метро", и не "Борис борется за свою Анну", и даже не "Майбрит Ильнер влюбилась в шефа Telekom!". Наибольший резонанс вызвал заголовок "100 медикаментов, которые действительно помогают!" Источник: Профиль12.02.08