Суверенный Интернет

Стратегических отраслей, доступ к которым иностранцам придется согласовывать, все больше. Источник в органе исполнительной власти сообщил "Ведомостям", что список может пополниться издательскими и полиграфическими компаниями и интернет-провайдерами - вслед за телевидением и радиовещанием. Это подтвердили в Госдуме. Новации могут появиться в законопроекте ко второму чтению.
          
           В комитете Госдумы по строительству и земельным отношениям (отвечает за прохождение этого законопроекта) от комментариев отказались, но сообщили, что второе чтение намечено на 19 марта. Новые отрасли - идея замглавы администрации Владислава Суркова, рассказывает один из чиновников, решение принято после совещания у руководителя администрации президента Сергея Собянина на прошлой неделе, новый вариант не вызвал нареканий у президента Путина.
          
           Издательства (производство книг, журналов, газет) и полиграфистов (тиражирование печатных изданий) новые правила затронут лишь в том случае, если ФАС признает их положение на рынке доминирующим, а интернет-провайдеры подпадают под нововведения без оговорок.
          
           По законопроекту иностранная компания, пожелавшая приобрести более 50% акций предприятия, относящегося к стратегической отрасли, должна будет обратиться за разрешением на сделку в "уполномоченный орган", окончательное решение через 3-6 месяцев примет комиссия во главе с премьером. Если в компании-инвесторе есть доля иностранного государства, согласовывать придется покупку более 25% акций. На уже совершенные сделки закон не распространится, однако о владении более чем 5% акций стратегической компании придется уведомить российское правительство
          
           "Мы занимаемся издательским делом меньше года, - признается начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев. - Пока доли доминирования на этом рынке не подсчитывались - не было необходимости". Если будет принят такой закон, то интерес службы к СМИ, книгоиздателям, полиграфистам явно возрастет, считает партнер DLA Piper Игорь Паншенский.
          
           Доминирование определяется на двух рынках: географическом и "продуктовом". Географическая доступность определяется не административными границами, а расположением продавцов относительно потребителей, объясняет начальник аналитического управления ФАС Алексей Сушкевич. География СМИ, по мнению Нижегородцева, - это вся Россия или даже СНГ. При определении доминирования на "продуктовом" рынке ведется исследование продаж (влияет ли увеличение продаж одного продукта на снижение продаж другого) и исследуется взаимозаменяемость товаров (готов ли читатель поменять одно издание на другое), знает Сушкевич, для газетного рынка, например, "Комсомольская правда" ("КП") и "Ведомости" не будут взаимозаменяемыми.
          
           Если хотя бы одно издание медиахолдинга будет признано доминирующим, определение коснется и всего издательского дома, предупреждает партнер "Нерр Штифенхофер Лутц" Илья Рачков.
          
           По исследованию TNS Gallup, доминирование - это аудитория более 50%, таких изданий сейчас в России нет, говорит управляющий директор компании Руслан Тагиев. У лидера печатного рынка, еженедельника "Аргументы и факты", рейтинг по стране - всего 12,4%, у ежедневного номера "КП" - 3,4%. Для иностранных компаний, особенно крупных, такие ограничения создадут сложности, обещает предправления Hachette Filipacchi Shkulev Виктор Шкулев: им будет тяжело консолидировать приобретенные активы в отчетности.
          
           Схожие ограничения на доступ иностранцев к интернет-провайдерам есть в том числе в США и Европе, признает гендиректор "Корбины телеком" Александр Малис, но такие ограничения снизят капитализацию российских интернет-провайдеров.
          
           В подготовке статьи участвовали Дмитрий Казьмин, Роман Дорохов, Анастасия Голицына, Тимофей Дзядко Сложный процент
          
           Статья 5 закона "О защите конкуренции" гласит, что доминирующей признается одна компания, контролирующая более 50% рынка определенного товара. Впрочем, для отдельных случаев ФАС может делать исключения, равно как и признать доминирующей компанию с долей от 35% до 50%. А специальным законом могут быть установлены случаи, при которых доминирующим признается участник рынка с долей менее 35%. Кроме того, доминирующим может быть признано положение группы компаний, в случае если два или три крупнейших игрока контролируют свыше 50% рынка, а четыре или пять компаний - более 70%. Но такой вердикт ФАС может вынести лишь в том случае, если доли этих компаний существенно не изменяются, а доступ на рынок новых производителей затруднен.
          
           Источник: Ведомости
          
           05.03.08