Интервью владельца сайта «Одноклассники. ру» Альберта Попкова радиостанции Business FM.
— …Зафиксируем последние цифры.
— Сейчас регистрируется практически 100 тыс. пользователей в день.
— Теперь о других цифрах: все знают, что сайт «Одноклассники. ру» за прошедший год добился феноменальных успехов, мы знаем, что вы не открытая компания, поэтому не обязаны сообщать данные о своих доходах и расходах, но, тем не менее, хотя бы некоторые параметры доходов сайта могли бы Вы нам привести?
— Тут важно сказать, что мы до сих пор находимся на инвестиционной стадии, то есть весь наш дополнительный доход — это деньги, которые мы пускаем в первую очередь на развитие проекта, на приобретение дополнительного оборудования, на развитие компании, на дополнительную рекламу самого проекта. Можно сказать, что мы идем с заметным опережением плана и, если сравнивать декабрьские показатели 2006 года и 2007, то фактически рост рекламы соответствует росту самого проекта.
— То есть число пользователей?
— Да. Примерно, в восемь раз увеличились объемы продаж.
— Итак, Вы говорите, что продолжаете вкладывать в развитие технической базы. Скажите, что каждый новый пользователь на «одноклассниках. ру» с технической стороны это в том числе для Вас и дополнительные расходы?
— С технической стороны — да. Новые пользователи требуют больше ресурсов, больше серверов, каналов связи, больше электричества, сотрудников, налогов на сотрудников, в конце концов, офисного места и так можно продолжать до бесконечности. Сейчас у нас на 10 млн. пользователей работает 20 человек в Москве и около 10 работают удаленно.
— Немного получается: на 10 млн. — 30 работников.
— Да, но тут важно не забывать, что по мере роста проекта, по мере превращения его в более профессиональный проект многие вещи становятся важнее и более очевидными.
— То есть теперь любой сбой на «Одноклассниках. ру» это фактически событие национального масштаба?
— Буквально так и происходит. У нас был сбой на каналах связи, абсолютно от нас независящий, но, так или иначе, вечером, примерно месяц назад, мы были недоступны несколько часов и уже последовали звонки от корреспондентов, спрашивающих комментарии.
— Приятно, наверно, с одной стороны, с другой, ответственность давит. Насколько я знаю, основные инвестиции в Вашем проекте, это инвестиции технические?
— Это все — это и люди, и оборудование, и маркетинг — три основных направления. Все эти вещи в равной степени важны. Важен баланс специфичный для данного проекта, но важно, чтобы они все присутствовали в той или иной мере. Очень много хороших идей, которые недостаточно развились из-за того, что не было маркетинга, также очень много проектов, у которых не сложилось с командой и которая в дальнейшем распалась, потому что люди не смогли работать вместе. Есть наоборот, когда собирается команда настоящих профессионалов, вкладывается много денег, а в итоге проект не оправдывает себя.
— На старте у Вас было какое-то точное решение, как раскручивать проект, потому что фишка «одноклассники. ру», чем больше людей зашло, тем больше людей зайдет еще, но начиналось все с одного. Был ли какой-то алгоритм, как это все должно расти?
— В нашем случае все приходилось изучать на собственном опыте, то есть мы брали много рекламы. К сожалению, мы были ограничены, многие ресурсы достаточно рано поняли, что мы являемся их конкурентами и не продавали рекламу, но мы, наверно, перепробовали все виды популярной рекламы, за исключением рекламы на Первом канале, так как просто физически не могли потянуть.
— Именно реклама обеспечивает приток первых сотен тысяч пользователей?
— Тут важно, чтобы человек заходил и действительно все его друзья были уже на «одноклассниках. ру» — это для нас принципиальный момент, поэтому мы используем все доступные способы, то есть сейчас мы не останавливаемся на достигнутом. Мы очень активно работаем над набором новой аудитории, это касается и PR, и рекламы. Также у нас меняются масштабы, меняются критерии оценки, эффективности той или иной рекламы.
— Вот это как раз очень интересно, потому что по наблюдениям, мне лично кажется, что сейчас Ваши новые пользователи приходят не из рекламы, а из «сарафанного радио», то есть из уст в уста. Поэтому с вашей оценки, какой вид рекламы оказался для Вас наиболее эффективным?
— Наибольшую отдачу в абсолютном выражении в Интернете, например, ни для кого не секрет, это контекстная и другая узко ориентированная реклама.
— Термин «контекстной рекламы», могу сказать, что понимают далеко не многие, хотя, как я слышал, и Ваш доход строится на контекстной рекламе, поясните, как это работает?
— С контекстной все достаточно просто: человек заходит на поисковик, ищет «одноклассники. ру». Хорошо, если мы выскакиваем первыми в результатах поиска, но и одновременно выскакивает определенные рекламные блоки, которые кто-то купил и мы вначале нашего пути, в том числе очень активно покупали эти блоки и до сих пор это делаем. Важно, что люди, которые реагируют на эти рекламные блоки, они уже ищут то, что им необходимо и поэтому человек уже приходит с определенной целью. Если мы брали рекламный блок по поиску «старые друзья», «средняя школа», условно говоря, то, соответственно, человек, которые попадал к нам на сайт по этому поиску, он уже искал старых друзей своей средней школы. Этот человек и является для нас самым лояльным, потенциальным и активным посетителем.
— То есть контекстная реклама касается всего того, что можно найти именно в Интернете, а за рамки Интернета этот вид рекламы может вывести потребителя?
— Она немного дальше уходит и тут начинает то, что называется «постконтекстной рекламой». У нас точно также дают рекламу два из трех ведущих игроков, в нашем случае: это google и yandex direct /3:00/. Основной недостаток контекстной реклама в том, что она ограничена. Допустим, если взять рекламу по более популярным маркам автомобилей, то там очень высокая конкуренция, цены высокие, и проблема, с которой сталкивается рекламодатель, пусть это будет 100 тыс. в месяц, заплатив 200 тыс., больше людей искать этот автомобиль не будут. Она ограничена по объему тем количеством людей, которые делают поисковые запросы.
— Мы говорим в основном об экономике интернет-порталов. Есть разные слухи: «одноклассники. ру» не публикуют информацию, не являются открытой компанией, но на рынке говорят, что уже сейчас «одноклассники. ру» собирают на рекламе миллион долларов. Вы можете хотя бы подтвердить или опровергнуть эту цифру?
— Не могу. Могу только сказать, что не десятки и даже больше, чем 100, 200, 300 тысяч и т. д. Хочу сказать, что мы работаем на перспективу, мы не гонимся за сию минутной прибылью. Важно сказать, что наши рекламные перспективы немного дальше, то есть мы можем себе позволить не давать рекламу тем рекламодателям, которые не соответствуют нашей гражданской позиции. Мы, например, не даем рекламу производителям сигарет, также алкоголя, в том числе пивных напитков, или отклоняем определенную часть рекламодателей по моральным критериям, какую-то агрессивную рекламу. Мы очень много делаем, чтобы реклама не раздражала пользователей. Наша заслуга в том, что пользователи часто вполне позитивно относятся к нашей рекламе, то есть нет каких-то особых претензий по поводу того, что ее слишком много, что она слишком раздражающая. Люди вполне естественно воспринимают нашу рекламу.
— Да, сейчас Вы не раскрываете никакой информации о финансовых показателях «Одноклассников.ру», Вы говорите, что продолжается инвестиционная стадия, но все-таки мы знаем, что Интернет ресурсы, подобные Вашим, сейчас на рынке стоят очень дорого. Даже на российском рынке подобные социальные сети, подобные Интернет порталы, их рыночная стоимость переваливает уже за 10 миллиардов долларов. Вопрос поставлю так: на какой стадии, когда Вы почувствуете, каких результатов Вы добились, какой капитализации Вы можете добиться, если откроете свою финансовую информацию, когда Вы это сделаете? На какой финансовой планке?
— Раскрыться — это, наверно, уже выход на IPO.
— Любая форма финансовой отчетности позволит рынку оценить стоимость Вашей компании.
— На данном этапе я бы сказал, что стоимость компании формируется конкретными сделками, а так как сделок, в общем-то, нет, по крайней мере, в нашей компании. Сейчас у нас нет особой потребности привлекать дополнительные инвестиции, ни как-то диверсифицировать нашу собственную долю или выходить из проекта и т. д.
— Но ведь все равно хочется понять, сколько стоит то, что Вы создали с нуля своими руками. Я понимаю, что пока Вы этот «дом» строите, недостроенный дом действительно не продают, его надо сначала доделать. Но, когда вы считаете, что Ваш «дом» будет доделан, каков ваш финансовый ориентир при построении этого Интернет портала?
— Я не готов назвать что-то конкретное. Сейчас, будучи соинвестором в компании, все, что я могу сказать, это стремительно растущий актив, который растет быстрее рынка. Конечно, существует такой фактор, как недостаток хороших, качественных и быстро развивающихся ресурсов, то есть все, что показывает более или менее хороший результат, оно буквально нарасхват среди инвесторов. Я считаю, что сейчас было бы неразумно расставаться с таким привлекательным активом, что будет дальше — покажет время. Для себя я думаю, что тут важно не просто какая-то финансовая часть, а важно понимание инвестора в своей роли в этом проекте и того, что инвестор способен принести помимо денег.
— Альберт, известно, что Вы работали в западных интернет-компаниях и хорошо знаете их методы, но, тем не менее, идея создания «одноклассники. ру» достаточно оригинальная, не заимствованная. Эта идея у Вас была давно? Или как только Вам она пришла в голову, Вам тут же удалось ее реализовать как бизнес-проект?
— У меня, во-первых, не было возможности реализовать и я даже как-то не задумывался до определенной степени, то есть то, что я начал ее делать, это вопрос случая.
— Идея долго лежала в голове, да?
— Не то, чтобы она долго лежала, я не ходил и не думал, когда же она реализуется. Думал, хорошо было бы, когда-нибудь, будет время прочитаю любимую книгу, которую 10 лет не могу прочитать, сдам экзамен в бизнес-школу, а может даже, сделаю сайт. Потом у меня был перерыв между работами, то есть я с одной работы ушел и не нашел ничего лучше предложения от конкурентов, не мог там какое-то время работать, согласно соглашениям, которые я старался соблюдать, но и в свободное время съездил отдохнуть, съездил на футбол, в бизнес-школу экзамен не сдал, начал писать диссертацию и решил попробовать, почему бы и нет?!
— На свои деньги или пошли сразу искать деньги партнеров?
— На свои личные деньги полностью.
— Партнеры пришли потом, когда проект заработал.
— Партнеров пришлось искать намного позже, когда я уже понял, что личных денег не хватает, а получить достаточный доход не так тривиально, то есть тут и сезонность продажи рекламы, и сложность выхода.
— Вы, кстати, снижаете рекламные расценки довольно таки снижаете, то есть сейчас у Вас аудитория практически как на mail.ru, но это слухи все, так как никто точно не знает. Но, говорят, что Вы немного подрываете конкурентов с достаточно низкими ценами.
— Нет, наши цены находятся в свободном доступе, с одной стороны, важно понимать, что с нашим приходом на рынок подобных проектов, рынок, несомненно, поменяется. То есть, условно, на определенный период времени было у 10-ти крупнейших игроков 100 миллиардов показов и вдруг их стало 50. Понятно, что, когда рынок настолько увеличивается, а речь идет именно о таких масштабах, то рынок все равно, так или иначе, меняется с приходом еще одного или двух амбициозных игроков.
— Мы отошли чуть в сторону. Вы сказали, что партнеров на определенной стадии пришлось искать, но о ваших партнерах, кстати, ничего неизвестно, почему это держится в тайне?
— Мы считаем, что это не настолько важно и нужно на данном этапе, когда мы договаривались о партнерстве, мы договорились в том числе об определенной политике неразглашения и считаем, что это был очень правильный шаг. Мы считаем, что важно, что и как у нас в итоге получается, а кто за этим стоит, я могу только уверить, что ничего такого нет. Есть определенные догадки. Когда мы поймем, что это действительно пойдет на пользу проекту, то все всё узнают. А сейчас это точно никак не сработает положительно, потому что начнутся какие-то дополнительные спекуляции, что, как, почему… То есть сейчас мне приходится держать удар от потенциальных инвесторов, которые чуть ли не продали нефтяную вышку, теперь хотят вложить в Интернет.
— То есть секретность здесь от недружественной, скажем так, покупки?
— Да.
Источник: ПРАЙМ-ТАСС
06.03.08