Министр по национальной политике, информации и внешним связям Дагестана Эдуард Уразаев принял участие в семинаре-совещании руководителей министерств и ведомств, занятых в сфере печати и средств массовой информации.
Он был организован Российским союзом прессы, и вела семинар руководитель Союза Ольга Никулина. "Участники семинара-совещания обсуждали цели и задачи создания системы распространения качественной прессы, - рассказал в беседе с корреспондентом РИА "Дагестан" Эдуард Уразаев, - "но на самом деле в рамках семинара обсуждались вопросы состояния, тенденций и перспектив развития российского рынка периодической печати". Все выступавшие - представители Федерального Агентства по печати и массовым коммуникациям, Ассоциации распространителей периодической печати, ОАО "Медиапартнер", НИИ распространения печатной продукции при Российском Союзе прессы и Национального информационно-библиотечного центра - не понаслышке знают об обсуждаемых проблемах. "Все участники семинара непосредственно занимаются этими вопросами. И поэтому вышло такое сочетание науки и практики. Мы получили представление о том, в каком состоянии находится отрасль в целом и какие проблемы приходится преодолевать при распространении качественной и социально ориентированной прессы", - выразил свое отношение к мероприятию министр. Оценки ситуации, по его словам, были разные. Представители Федерального Агентства считают, что в России особых проблем нет. И, наоборот, то, что происходит сегодня на медиарынке, назвали "естественными процессами". Это было сказано к озвученному мнению, что в последние годы наметились тенденции, связанные с тем, что больше стало публиковаться так называемой желтой, гламурной прессы и материалов эротического характера. "Но представители Федерального Агентства считают, что все это естественные процессы, и не выразили по этому поводу особой тревоги. Другие же выступавшие озабочены тем, что зачастую СМИ играют на потребительских вкусах", - сообщил Эдуард Уразаев, заметив, что "мы уводим читателя от качественной прессы, происходит процесс вымывания социально ориентированных изданий с рынка, и коммерческие интересы ставятся над всем остальным". "И этот процесс идет в режиме расширенного воспроизводства. То есть люди видят, что все меньше и меньше качественной прессы, и постепенно отвыкают от нее. И гасится потребность в чтении серьезных газет и журналов", - высказал свое мнение министр. Вместе с тем в рамках семинара были высказаны пожелания и рекомендации, как исправить ситуацию и бороться за то, чтобы хорошие, серьезные издания доходили до читателя и расширялся их круг. "В рамках семинара рассматривали ситуацию в целом по России, хотя общая картина примерно одинаковая. Но никакие региональные особенности не обсуждались. И никаких рекомендаций регионам, кроме обещания, что они готовы приехать помочь организовать альтернативную сеть распространения периодической печати, не прозвучало", - рассказал Эдуард Уразаев. Также члены Союза обещали научить эффективнее сотрудничать издателям и распространителям. В Дагестане это большая проблема, поскольку "Роспечать" в кризисном состоянии, и советы опытных менеджеров и маркетологов очень бы пригодились. А в самой республике специалистов, способных просчитывать все возможные варианты и нюансы, я не вижу, заметил министр. В ходе обсуждения выяснилось, что механическое увеличение киосков - это еще не решение проблемы. Удачное их расположение - ближе к транспортным узлам и на автобусных остановках - тоже не помогает выйти из кризиса и увеличить продажу. "Тут нужен целый комплекс мер, и, в первую очередь, нужно начинать с культуры чтения. Мы должны развивать культ чтения", - высказал свое мнение министр. А второй аспект - это финансовая сторона. Участники семинара предложили регионам обратиться к некоторым издательствам, которые пытаются расширить свою сеть распространения и "идут" в регионы. Кроме того, все согласились с тем, что Федеральное Агентство и министерство практически не работают с региональными органами власти, которые на местах решают эти проблемы самостоятельно. "Нам нужен конкретный механизм, который вынуждал бы органы власти как минимум не игнорировать решения, принятые на аналогичных семинарах и конференциях, а, наоборот, прорабатывать их и находить практическое применение. Я не говорю, что однозначно мнение какого-либо участника конференции правильное, я считаю, что рекомендации должны быть пропущены через экспертные советы", - заметил Э.Уразаев. Конечно, меры, предпринимаемые в Москве, регионами перенимаются, потому что представители бизнес - сообщества учатся друг у друга. И в целом та информация, которую он получил в рамках семинара, по словам министра, была очень интересной и полезной для него и обязательно будет использована. "К сожалению, сегодня образовался разрыв между федеральными органами власти, общественными организациями и научно-исследовательскими институтами и региональными структурами. Между ними не было взаимодействия. Оно налаживается только сейчас. Основная проблема - это тенденция к чистой коммерциализации даже содержательной стороны издания. Так что складывание социально ориентированной прессы - это наша главная задача", - считает Э.Уразаев. В Москве есть серьезные финансовые структуры, которые вкладывают деньги в рынок прессы, хотят активно работать и считают, что на нем можно неплохо заработать. То есть процесс идет, но только скоординированная работа позволяет соблюсти интересы всех сторон и оптимизировать процесс. Поэтому и крайностей хотят избежать. Потому как монополизация в этой области тоже чревата. В принципе, ситуация в Дагестане не сильно отличается от российской. Она тяжелая в плане того, что у нас происходят те же негативные процессы, что и в целом по России. Это снижение тиражей газет, смещение приоритетов в сторону развлекательной продукции, количество читателей качественной прессы уменьшается. Хотя у нас все же не такая плачевная ситуация, считает Эдуард Уразаев. Наверное, в какой-то мере этому способствует то, что рынок распространения прессы в республике находится в тени. Проблема в том, что от нехватки печатной продукции больше страдает сельское население, а это ни много ни мало 60% дагестанцев. Еще одна тенденция - телевидение вытесняет с рынка газеты. Поэтому конкурировать печатным СМИ все более трудно.источник: РИА "Дагестан"22.02.08
Он был организован Российским союзом прессы, и вела семинар руководитель Союза Ольга Никулина. "Участники семинара-совещания обсуждали цели и задачи создания системы распространения качественной прессы, - рассказал в беседе с корреспондентом РИА "Дагестан" Эдуард Уразаев, - "но на самом деле в рамках семинара обсуждались вопросы состояния, тенденций и перспектив развития российского рынка периодической печати". Все выступавшие - представители Федерального Агентства по печати и массовым коммуникациям, Ассоциации распространителей периодической печати, ОАО "Медиапартнер", НИИ распространения печатной продукции при Российском Союзе прессы и Национального информационно-библиотечного центра - не понаслышке знают об обсуждаемых проблемах. "Все участники семинара непосредственно занимаются этими вопросами. И поэтому вышло такое сочетание науки и практики. Мы получили представление о том, в каком состоянии находится отрасль в целом и какие проблемы приходится преодолевать при распространении качественной и социально ориентированной прессы", - выразил свое отношение к мероприятию министр. Оценки ситуации, по его словам, были разные. Представители Федерального Агентства считают, что в России особых проблем нет. И, наоборот, то, что происходит сегодня на медиарынке, назвали "естественными процессами". Это было сказано к озвученному мнению, что в последние годы наметились тенденции, связанные с тем, что больше стало публиковаться так называемой желтой, гламурной прессы и материалов эротического характера. "Но представители Федерального Агентства считают, что все это естественные процессы, и не выразили по этому поводу особой тревоги. Другие же выступавшие озабочены тем, что зачастую СМИ играют на потребительских вкусах", - сообщил Эдуард Уразаев, заметив, что "мы уводим читателя от качественной прессы, происходит процесс вымывания социально ориентированных изданий с рынка, и коммерческие интересы ставятся над всем остальным". "И этот процесс идет в режиме расширенного воспроизводства. То есть люди видят, что все меньше и меньше качественной прессы, и постепенно отвыкают от нее. И гасится потребность в чтении серьезных газет и журналов", - высказал свое мнение министр. Вместе с тем в рамках семинара были высказаны пожелания и рекомендации, как исправить ситуацию и бороться за то, чтобы хорошие, серьезные издания доходили до читателя и расширялся их круг. "В рамках семинара рассматривали ситуацию в целом по России, хотя общая картина примерно одинаковая. Но никакие региональные особенности не обсуждались. И никаких рекомендаций регионам, кроме обещания, что они готовы приехать помочь организовать альтернативную сеть распространения периодической печати, не прозвучало", - рассказал Эдуард Уразаев. Также члены Союза обещали научить эффективнее сотрудничать издателям и распространителям. В Дагестане это большая проблема, поскольку "Роспечать" в кризисном состоянии, и советы опытных менеджеров и маркетологов очень бы пригодились. А в самой республике специалистов, способных просчитывать все возможные варианты и нюансы, я не вижу, заметил министр. В ходе обсуждения выяснилось, что механическое увеличение киосков - это еще не решение проблемы. Удачное их расположение - ближе к транспортным узлам и на автобусных остановках - тоже не помогает выйти из кризиса и увеличить продажу. "Тут нужен целый комплекс мер, и, в первую очередь, нужно начинать с культуры чтения. Мы должны развивать культ чтения", - высказал свое мнение министр. А второй аспект - это финансовая сторона. Участники семинара предложили регионам обратиться к некоторым издательствам, которые пытаются расширить свою сеть распространения и "идут" в регионы. Кроме того, все согласились с тем, что Федеральное Агентство и министерство практически не работают с региональными органами власти, которые на местах решают эти проблемы самостоятельно. "Нам нужен конкретный механизм, который вынуждал бы органы власти как минимум не игнорировать решения, принятые на аналогичных семинарах и конференциях, а, наоборот, прорабатывать их и находить практическое применение. Я не говорю, что однозначно мнение какого-либо участника конференции правильное, я считаю, что рекомендации должны быть пропущены через экспертные советы", - заметил Э.Уразаев. Конечно, меры, предпринимаемые в Москве, регионами перенимаются, потому что представители бизнес - сообщества учатся друг у друга. И в целом та информация, которую он получил в рамках семинара, по словам министра, была очень интересной и полезной для него и обязательно будет использована. "К сожалению, сегодня образовался разрыв между федеральными органами власти, общественными организациями и научно-исследовательскими институтами и региональными структурами. Между ними не было взаимодействия. Оно налаживается только сейчас. Основная проблема - это тенденция к чистой коммерциализации даже содержательной стороны издания. Так что складывание социально ориентированной прессы - это наша главная задача", - считает Э.Уразаев. В Москве есть серьезные финансовые структуры, которые вкладывают деньги в рынок прессы, хотят активно работать и считают, что на нем можно неплохо заработать. То есть процесс идет, но только скоординированная работа позволяет соблюсти интересы всех сторон и оптимизировать процесс. Поэтому и крайностей хотят избежать. Потому как монополизация в этой области тоже чревата. В принципе, ситуация в Дагестане не сильно отличается от российской. Она тяжелая в плане того, что у нас происходят те же негативные процессы, что и в целом по России. Это снижение тиражей газет, смещение приоритетов в сторону развлекательной продукции, количество читателей качественной прессы уменьшается. Хотя у нас все же не такая плачевная ситуация, считает Эдуард Уразаев. Наверное, в какой-то мере этому способствует то, что рынок распространения прессы в республике находится в тени. Проблема в том, что от нехватки печатной продукции больше страдает сельское население, а это ни много ни мало 60% дагестанцев. Еще одна тенденция - телевидение вытесняет с рынка газеты. Поэтому конкурировать печатным СМИ все более трудно.источник: РИА "Дагестан"22.02.08