Рынок прессы в Петербурге достаточно стабилен - ларьки не пустуют

                      Ц.И.К.: Исследования, которые проводит компания "Гортис", в комментариях не нуждаются. Данные, которые приводит рекламный портал Adlife.spb.ru, говорят сами за себя - ситуация с прессой в Петербурге как на ладони.
          
           Существенных изменений в расстановке мест на рынке прессы в Петербурге в прошлом, 2007 году, не произошло, так как за этот период не появилось ни одного "большого игрока" (издания с большим тиражом), способного изменить ситуацию. Такой вывод сделал Дмитрий Канаев, директор МИК "Гортис", выступив на заседании Петербургского клуба рекламодателей.
          
           Еще один неутешительный для издателей вывод, который делают исследователи - за период с конца 2006 года по конец 2007 годов суммарная аудитория газет уменьшилась на 6%, а значит, читать газеты стали меньше.
          
           МИК "Гортис" приводит так называемый показатель "читательской активности" за последние четыре года на основе изменения совокупной годовой аудитории, из которого видно, что наибольший спад наблюдался в 2005 году, когда суммарная аудитория газет уменьшилась сразу на 11%. И если в 2006 году газетам удалось удержать аудиторию на уровне 2005 года, то в 2007 году спад продолжился.
          
           Наиболее востребованными среди читателей по-прежнему остаются телегиды, аудитория которых в октябре 2007 года составляла 39% от суммарной аудитории всех рассматриваемых изданий. Второе место по популярности удерживают бесплатные издания (30%), замыкают тройку лидеров с 27% общеинформационные издания. На долю же деловых газет и газет бесплатных объявлений остались лишь 2 и 1%, соответственно. Телегиды
          
           Спрос на издания с телевизионной программой традиционно высок, и на данный момент это - самый активно развивающийся сегмент печатной продукции. К тому же в последнее время каждое издание работает над улучшением своего внешнего вида (полиграфии) и увеличением содержательной части - количество страниц в телегидах растет с каждым полугодием.
          
           Безоговорочным лидером рынка в этом сегменте по-прежнему выступает "Панорама ТВ", что обусловлено, прежде всего, огромным тиражом в 1,2 млн экземпляров. Тиражи прочих ведущих изданий подобного формата значительно меньше - 130-350 тысяч экземпляров.
          
           В 2006 году в этом сегменте появился новый сильный игрок - Metro TV - бесплатный телегид с тиражом 300 тысяч экземпляров, который можно взять у метро по четвергам. "Без сомнения, это внесет определенные перемены в распределение сил, но, как представляется, позиции "Панорамы ТВ" новый телегид поколебать не сможет по причине ее "масштабности", - считает Дмитрий Канаев.
          
           За год с октября 2006 по октябрь 2007 года аудитория одного читательского номера у лидирующих в данном сегменте изданий выросла - у "Панорамы ТВ" на 8%, у "Телесемь" на 7%, у "Петербургского телезрителя" на 3%. А вот "Телевидение и радио", наоборот, потеряло 7% аудитории одного номера. Бесплатные газеты
          
           В данном сегменте бесспорным лидером года согласно исследованиям МИК "Гортис" была газета "Мой район". "Бесплатные издания рекламного характера - "Центр Плюс" и "Экстра Балт" уже более года с трудом сдерживают конкуренцию, только благодаря большим тиражам", - говорит Дмитрий Канаев. Отметим, что только по Петербургу (без учета ЛО и пригородов) тираж газеты "Мой район" составляет 430 тысяч экземпляров, "Центр Плюса" - 1,3 млн, а "Экстра Балта" - 1,1 млн, то есть, в 2,5-3 раза меньше. Среди бесплатных газет, большая часть тиража которых раздается у метро, отмечается такая же тенденция: аудитория информационного издания Metro - стабильно высокая, а рекламные "Асток" и прочие с каждым месяцем становятся все менее востребованными.
          
           Таким образом, в качестве основной тенденции в сегменте бесплатных газет специалисты МИК "Гортис" выделяют тот факт, что спрос все более ориентирован в сторону изданий с контентом. При этом у бесплатных изданий наблюдается отток аудитории одного номера. За год с октября 2006 года по октябрь 2007 года каждая из газет потеряла от 6% ("Центр Плюс") до 26% ("Асток пресс").
          
           спрос все более ориентирован в сторону изданий с контентом. При этом у бесплатных изданий наблюдается отток аудитории одного номера.
          
           Общеинформационные и развлекательные газеты
          
           На данный момент общеинформационные и развлекательные газеты находятся в самом сложном положении - средством оперативного информирования они уже быть перестали, а среди всевозможных способов развлечения они не стоят на первых позициях, проигрывая интернету и телевидению. Хотя, по-прежнему, высока их востребованность в дороге.
          
           "В такой ситуации выходом, как представляется, является переориентация содержания в сторону городских проблем и вопросов, подробному освещению различных аспектов жизни людей (открытие новых заведений культурно-развлекательного и торгового плана, описание новинок техники, тенденций моды, рецензии на книги, кино, музыку и т.п.), ответам на конкретные вопросы горожан", - считает Дмитрий Канаев. За 2007 год существенно пошатнулась позиция "Аргументов и фактов": из лидера этого сегмента газета опустилась на 2 строчку, потеряв 40% своих читателей, и теперь ее аудитория в 1,4 раза меньше, чем у "Толстушки КП".
          
           Уменьшились аудитории у большинства ведущих информационных городских газет - "СПб Ведомости", "Смена", "Невское время", "МК в Питере". Только позиции "Комсомольской правды" пока выглядят абсолютно незыблемыми.
          
           Деловые газеты
          
           Сегмент деловых газет стабилен как по составу изданий, так и по спросу на издания. Аудитория у лидеров - "Деловой Петербург" (+11%) и "Коммерсант" (-2%) в целом за год с октября 2006 по октябрь 2007 осталась прежней. "Ведомости" же добавили за этот год 36% читательской аудитории одного номера. Аудитория у лидеров - "Деловой Петербург" (+11%) и "Коммерсант" (-2%) в целом за год с октября 2006 по октябрь 2007 осталась прежней.
          
           Газеты рекламных объявлений
          
           По оценке Дмитрия Канаева, в сегменте газет рекламных объявлений также все стабильно. "Из рук в руки" и "Реклама Шанс" востребованы на рынке, динамика их аудиторий - синхронная.
          
           в сегменте газет рекламных объявлений также все стабильно
          
           Основываясь на данных МИК "Гортис", можно заметить, что средний возраст читателей по всем печатным изданиям составляют люди старше 30 лет. При этом самая молодая аудитория - у "Ведомостей" (35 лет), а самая возрастная - у "Российской газеты" (63).
          
           Источник: Православная книга России
          
           12.03.08