Условия работы при поставке периодической печати в розничные торговые сети


          
           7 февраля 2008 года в офисе ИД «АФС» прошло очередное заседание рабочей группы издателей по программе «Новые технологии распространения прессы в супермаркетах» (НТРП) на базе НП «Издательская инициатива».
          
           В ходе встречи обсуждались следующие вопросы:
          
           1. Согласование единых базовых принципов сотрудничества вышеперечисленных издательских домов с дистрибьюторами прессы в супермаркеты Москвы.
          
           2. Обсуждение проекта письма дистрибьюторам в супермаркеты с изложением основных принципов сотрудничества вышеперечисленных издательских домов поставщиками прессы в супермаркеты Москвы. 3. Обсуждение методов и средств взаимной поддержки издательских домов, входящих в состав группы НТРП, на рынке распространения прессы в супермаркетах.
          
           По итогам встречи было сформировано единое предложение ряда издателей по базовым условиям распространения прессы в супермаркетах Москвы (см. приложение).
          
           Участники проекта считают, что предложенные принципы сотрудничества позволят всем участникам процесса распространения прессы в супермаркетах — издателям, дистрибьюторам, ретейлу — сформировать устойчивую и взаимовыгодную систему сотрудничества, ориентированную на развитие рынка продаж прессы.
          
           «Курьер печати» обратился с просьбой прокомментировать данное предложение к участникам рынка. И здесь мнения разошлись.
          
           Виктор ЧИРЯТНИКОВ, вице-президент ГК «Логос»
          
           — К данному предложению отношусь с сожалением. Не такой документ ждали от издателей. Одним словом, «хотели как лучше, получилось как всегда….» В одном документе смешаны технологические процессы и коммерческие вопросы; отсутствует понимание зон ответственности в принятии решения сторон; нет дифференциации процесса продаж в розничных торговых точках и т. д. Только в супермаркетах Москвы применяется три модели продаж. Я уж не говорю про гипермаркеты, мелкие магазины у дома, павильоны, киоски... Ведь это все — розничные торговые точки! Что даст это рынку дистрибуции? Да ничего не даст. Если в документе нет конструктивной составляющей, как с ним работать? Более того, это еще может усугубить кризис отношений издатель — дистрибьютор, так как у другой группы издателей могут возникнуть условия и требования к дистрибьюторам иного характера. Дополнительно получится еще борьба издательских интересов. Зачем?
          
           Я год назад писал, что надо не систему под себя выстраивать, а самим под новые торговые условия рынка подстраиваться. В сегменте супермаркетов эти коммерческие условия уже сложились, это точно! Теперь не важно, кто будет поставщик – дистрибьютор действующий или совсем новый. Есть система — работай. Не можешь — свободен. И новый дистрибьютор будет вынужден решать те же вопросы с издателями, что и действующий.
          
           Вы спросили о взаимоотношениях издатель — распространитель. А их нет. Во всяком случае, судя по опубликованным документам, отношение к проблемам получается не взаимное, а одностороннее. Спросите у подписавших письма директоров издательств по распространению — почему?
          
           Александр ОСЬКИН, председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции: — Мы приветствуем желание обустроить рынок супермаркетов, принести новые элементы, которые бы улучшили распространение. И поддерживаем это начинание. Но мы хотим, чтобы это все было сделано разумно с точки зрения здравого смысла и, хотелось бы подчеркнуть, без нарушения действующего российского законодательства. Нельзя развивать и улучшать рынок, одновременно нарушая закон. Я призываю наших коллег из НП «Издательская инициатива» именно к этому — не нарушать законы. Есть такой классический принцип — не навреди. Поэтому, взявшись за улучшение рынка, не навредите этому рынку, иначе будет хуже.
          
           Те положения, которые сформулировали и опубликовали коллеги, вызывают очень много вопросов. Есть просто невыполнимые требования. Эта группа издателей от дистрибьюторов требует таких действий, в которых дистрибьютор сам зависит от супермаркетов, пытаются повлиять на ассортимент, на ценовую политику, на сроки платежей и т. д. Надо понимать, что дистрибьютор не самостоятелен в этих вопросах, он только выступает посредником между издателем и сетями и транслирует в отношении издателей те условия, которые ретейл определяет. Ретейл работает со всеми группами товаров на одних условиях, и для прессы он не будет делать исключения, у него пресса — всего лишь один из видов товара. Если оценить объем прессы в крупных супермаркетах, по отношению с другими товарами, то она составит лишь 0,5% от всего оборота. И супермаркетам легче и выгоднее заменить прессу другим товаром, чем предоставить ей какие-либо привилегии.
          
           Подводя итог, хочется отметить, что мы в целом поддерживаем желание издателей сделать рынок более цивилизованным. И поэтому мы разделяем их предложения на две части: реализуемые и нереализуемые. И именно поэтому мы создали в рамках АРПП совместную рабочую комиссию для решения такого рода вопросов, чтобы наша деятельность в этом сегменте рынка не вызывала искр, из которых может возгореться пламя. В целом мы оптимистически смотрим в будущее и надеемся, что удастся выработать консенсус в этой части на ближайшем семинаре АРПП в Египте. Мы хотим провести трехсторонний диалог между издателями, дистрибьюторами и ретейлом. Только на балансе всех интересов можно обеспечить развитие отрасли.
          
           Сергей КЛОКОВ, генеральный директор ООО «Издательство “Планета здоровья”»:
          
           — Наше издание не представлено в супермаркетах, поэтому давать оценки действиям моих коллег-издателей, реально работающих с сетевым ретейлом, некорректно. С другой стороны, документ, по-моему, носит односторонний характер.
          
           Если посмотреть на существующую практику отношений в более простом сегменте — киосках, то даже там реализовать многие принципы не всегда получается, а в сегменте супермаркетов, предполагающем трехстороннее партнерство «издатель-дистрибьютор-сеть супермаркетов», все значительно сложнее. Учитывая, что рынок живет «по прайсу», а не по декларируемым принципам, любые действия становятся эффективными только тогда, когда они синхронизированы со всеми участниками процесса.
          
           Алексей МАТИЗЕН, директор департамента периодики ООО «Топ-Книга»:
          
           — К данным предложениям мы относимся положительно, поскольку изначально работаем так, как того хотят издатели. И это не случайность, а корпоративный принцип: зарабатывая сам, дай заработать партнеру. Вместе с тем хочется, чтобы эта инициатива издателей не осталась лишь пустой декларацией пожеланий, поскольку одним письмом проблему не решить. Необходимо постепенно, без кавалерийских наскоков, отстроить цивилизованную систему взаимоотношений и тем самым в полной мере учесть особенности и интересы всех звеньев цепи: и издателей, и дистрибьюторов, и ретейла.
          
           Было бы глубоким заблуждением ожидать быстрой реакции рынка, а тем более его соответствующей перестройки. Да это и неплохо, поскольку пока не все ясно, а из того, что декларируется, далеко не все можно принять безоговорочно. Только один пример того, что предлагаемые издателями «фундаментальные условия работы» не учитывают некоторых важных аспектов деятельности и дистрибьюторов, и розничных сетей — региональные поставки. В условиях необъятных российских просторов они, безусловно, сопровождаются повышенными логистическими затратами. Есть и другое. Вот когда стороны станут хотя бы воспринимать это, что будет означать их готовность к конструктивному диалогу и стремление учесть все нюансы, тогда естественным образом отношения между издателями и дистрибьюторами приобретут большую прозрачность и… исчезнет, к сожалению, еще встречающееся недопонимание позиций. Тогда он и наступит рынок, полный гармонии интересов…
          
           Источник: журнал «Курьер печати»
          
           19.03.08