В ближайшую пятницу Госдума планирует рассмотреть во втором чтении законопроект "О порядке осуществления иностранных инвестиций в компании и организации, имеющие стратегическое значение для национальной безопасности". Среди прочего законопроект предусматривает и снижение роли иностранного капитала на отечественном медиарынке.
Депутаты посчитали необходимым отнести к стратегически важным объектам основные средства массовой информации - такие как телевидение и печать. Предполагалось, что ограничения коснутся также интернет-провайдеров, однако это предложение не прошло.
Современное общество характеризуется высокой степенью информатизации. Каналы, по которым распространяются сведения, можно уподобить транспортной сети. Но ведь очевидно, что коммуникации, необходимые для развития страны, могут быть использованы и противниками государства. С одной стороны, хорошая дорога позволяет проводить успешные маневры собственной армии, но, с другой стороны, что произойдет, если важные транспортные узлы будут захвачены противником?
Наша страна пока надежно защищена от военной агрессии ядерным щитом. Однако формы войны изменились - боевые действия стали содержать значительную информационную составляющую. Роль пропаганды была очень высокой уже во Второй мировой войне, но с тех пор появились куда более мощные средства распространения информации. Каждый понимает, что недопустимо передавать ключевые военные объекты в чужие руки, но, к сожалению, не все еще осознали, что в современном мире к таким объектам стали относиться и СМИ. Соответственно, доступ иностранцев к ним должен быть если и не перекрыт полностью, то, по крайней мере, сильно ограничен.
Государство намерено законодательно ограничить иностранный капитал в СМИ
Между прочим, иностранный инвестор, желающий работать на медиарынке Германии, должен получить на это согласие Бундестага. Серьезные препоны на пути иностранных медиаинвесторов ставит и американское законодательство. Между тем в зависимых и второстепенных странах наблюдается прямо противоположная картина - СМИ Чехии, Венгрии и Польши контролируются как раз немецкими и американскими корпорациями. К сожалению, в смутные 1990-е годы руководители нашей страны проводили так называемую политику "открытости миру". Плачевные результаты долго себя ждать не заставили - иностранцы укрепились во всех важнейших общественно-экономических и политических сферах. Правительство "консультировали" тогда западные советники, иностранцы стремились получить доступ к нашим военным технологиям, тогда же значительно понизилась продовольственная безопасность России. И, как нетрудно догадаться, иностранцы сумели поставить под свой контроль и заметную долю отечественных медиаресурсов.
Насколько благодатно было столь широкое участие в наших делах западных "доброжелателей", мы все имели возможность лицезреть собственными глазами. Во всех сферах ускоренными темпами начались процессы деградации, которые носили не только экономический, но и нравственный характер. О спаде производства и кризисе сельского хозяйства написаны тысячи статей и сотни книг, поэтому здесь повторяться нет смысла. Но гораздо меньше внимания уделялось нами вопросам информационной экспансии, которая также носила очевидно разрушительный характер.
Здесь достаточно вспомнить крупный скандал вокруг молодежных журналов Cool и Cool Girl, принадлежащих контролируемому немцами издательскому дому "Бурда" - де-факто дочернему предприятию немецкого медиаконцерна Hubert Burda Media.
Содержание этих журналов неоднократно вызывало возмущение общественности, в том числе православной. В 2006 году прокурорская проверка вскрыла факты нарушения издателями сразу нескольких федеральных законов - "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и "О наркотических средствах и психотропных веществах".
Мнение Генеральной прокуратуры о качестве этой печатной продукции, ориентированной на подростков, однозначно отрицательное: публикуемые материалы содержали запрещенную законом эротическую информацию. Проще говоря, упомянутые издания, по мнению прокуроров, развращали подростков, эксплуатируя их интерес к сексу. На этом основании Генпрокуратура настаивала на закрытии данных журналов. В результате один из журналов был спешно закрыт самими немцами, другой переименован, и скандал вроде как оказался замят. Думается, у себя в Германии шаловливые издатели в подобной ситуации так легко бы не отделались. В России же можно все.
И таких примеров сегодня немало: достаточно посмотреть, какие газеты и журналы лежат на лотках и в газетных киосках.
Поэтому сейчас совершенно необходимо навести порядок на медиарынке, и меры, обсуждаемые в Государственной Думе, никак нельзя назвать радикальными - они носят умеренный характер. Возвращение контроля государства над рынком СМИ - это явный признак восстановления полного суверенитета России.
Источник: КМ-News
20.03.08