18 марта с.г. в Ассоциации распространителей печатной продукции состоялось очередное заседание Экспертного совета издателей по распространению прессы под председательством И.И. Мосина, генерального директора ООО «Женское здоровье».
В нём приняли участие: Боголепов Р.Ю., заместитель генерального директора «Креатив Медиа», Глущенко Н.Д., директор по распространению ЗАО «Аксель Шпрингер Раша», Клоков С.И., генеральный директор ООО «Издательство «Планета здоровья», Магатаев А.В., директор по распространению ЗАО «Издательство «Семь дней», Малинкин А.В., генеральный директор ЗАО «МДП «Маарт», Морозов В.Е., исполнительный директор ЗАО «Группа Эксперт», Оськин А.В., председатель Правления АРПП, Соколов К.Б., корпоративный директор по распространению ООО «Издательский дом «АФС», Фалькевич М.И., генеральный директор ИД «Красивые дома», Чернышков И.А., генеральный директор ООО «Издательский дом «Ровесник», Чирятников В.А., вице-президент ГК «Логос», Шкурин В.А., директор по распространению ЗАО «Конде Наст».
Присутствующий на заседании председатель правления АРПП А.В. Оськин привлёк внимание собравшихся к проводимой в Государственной Думе работе над поправками в законодательство РФ об ограничении участия иностранного капитала в стратегических отраслях, в том числе в издательском бизнесе. А.В.Оськин заметил, что впервые эту тему затронул главный редактор «МК» Гусев П.Н. ещё в 2005 году. Подчеркнул, что в этом вопросе Россия начинает перенимать зарубежный опыт, поскольку во многих странах мира уже давно существуют механизмы, ограничивающие участие иностранного капитала в сферу СМИ. Так, например, в Казахстане его доля составляет не более 20%. По всей видимости, сказал А.В. Оськин, ограничения могут затронуть и отрасль распространения прессы как составляющую и обязательную часть издательского дела. Выступивший затем С.И. Клоков напомнил, что при обсуждении данного вопроса в 2001 году ряд зарубежных участников дискуссии, в частности из Австралии, сочли подобное ограничение оправданным. Обсуждая данную тему, участники заседания обменялись мнениями относительно возможных механизмов реализации нового закона.
С опытом анализа продаж и товародвижения изданий выступил А.В. Магатаев. В его информации прозвучала озабоченность отсутствием в отрасли корректной системы мониторинга рынка прессы. В этой связи сегодня каждый из издателей вынужден самостоятельно проводить исследования рынка дистрибуции. По мнению А.В. Малинкина, сегодня нет сформированной потребности в проведении мониторинга на регулярной основе. Это объясняет отсутствие предложений компаниям, специализирующимся на анализе продаж периодики. Участники заседания отмечали, что в настоящий период самостоятельный мониторинг можно успешно проводить лишь по параметрам присутствия издания и его среднерыночной цены.
В своём выступлении В.А. Чирятников представил структуру ассортимента супермаркетов по группам продовольственных («фуд») и непродовольственных («нон-фуд») товаров. Раскрыл проблему формирования категорийных планограмм выкладки изданий в различных магазинах и технологический процесс заведения новых изданий в ассортиментный перечень супермаркетов. Живую дискуссию вызвала тема унификации системы выкладки изданий на полочном пространстве торговых точек. В настоящий момент каждый из дистрибуторов решает этот вопрос по-своему. Члены Совета отмечали, что для удобства покупателя следовало бы привести выкладку к единому отраслевому стандарту. Это могло бы поспособствовать повышению продаваемости изданий за счет правильного позиционирования.
О методах продвижения изданий в местах продаж, а также о затратах издателей рассказал К.Б. Соколов. Он продемонстрировал подход Издательского дома «Hachette Filipacchi Shkulev» к инвестициям, которые издательство направляет на продвижение собственных изданий на местах продаж, а также фактические затраты на услуги дистрибутора по логистике, мерчендайзингу и информационной отчетности для издателя.
Докладчиком было отмечено, что существуют активные и пассивные инвестиции в продвижение товара на местах продаж. В связи с этим сообразно выделяется бюджет, в зависимости от формы инвестиций. Как заметил К.Б. Соколов, пассивные инвестиции обеспечивают только фактическое присутствие товара на точке продаж, что как раз компенсирует издержки дистрибутора по продвижению товара.
Участники заседания обсудили также ситуацию, связанную с письмом НП «Издательская инициатива», направленным дистрибуторским компаниям с изложением условий их дальнейшей совместной работы в розничных торговых сетях.
Члены Совета предложили обсудить на семинаре АРПП в Египте в апреле с.г. в рамках специальной секции по дистрибуции прессы в супермаркетах тему - «Формирование планограмм выкладки изданий в магазинах розничной торговли», а также другие вопросы взаимодействия издателей, дистрибуторов и ритейла на рынке.
Пресс-служба АРПП
20.03.08