Издание пытается через суд сохранить право публиковать объявления о компаниях-банкротах


          
           Попытка правительства выбрать по конкурсу издание, официально публикующее сведения о банкротствах, вызвала скандал. "Российская газета", публикующая объявления сейчас, проиграла конкурс и требует через суд признать его недействительным. Это позволит ей продолжать публикацию сообщений по коммерческим расценкам. Объем этого рынка в 2005-2007 годах оценивался в $7-8 млн в год и может возрасти до $12-15 млн.
          
           Сегодня арбитражный суд Москвы рассмотрит по существу необычное дело, затрагивающее сферу банкротств. Ключевым моментом в любом банкротстве является выявление кредиторов. Для этого закон предусмотрел обязательную публикацию сведений об основных этапах процесса (введении в компании наблюдения, открытии конкурсного производства). Объявление дает арбитражный управляющий, оплачивая публикацию за счет компании-должника, а официальное издание определяет правительство РФ. В 2002 году закон о банкротстве установил, что на переходный период, пока правительство не сделает выбор, публиковать объявления должна "Российская газета".
          
           Ограничить монополизм "Российской газеты" правительство решило 12 августа 2005 года, издав постановление о конкурсе среди СМИ. Издание должно было предложить тираж свыше 30 тыс. экземпляров, распространение на всей территории России и минимальную цену. Договор с победителем должен был заключаться на четыре года. Правила конкурса Минэкономразвития (МЭРТ) утвердило 29 мая 2006 года, но сам конкурс удалось провести лишь 17 мая 2007 года с тремя участниками - ООО "Информационное агентство "Валаам" ("Вестник государственной регистрации")", ФГУ "Редакция "Российской газеты"" и ЗАО "Издательский дом "Коммерсантъ"".
          
           По условиям конкурса, цена за 1 кв. см объявления не должна была превышать 150 руб. "Российская газета" предложила 134 руб., "Ъ" - 118 руб., "Валаам" - 49 руб. Конкурсная комиссия объявила победителем "Валаам", но вскоре выяснилось, что его реальный тираж и территория распространения не отвечают необходимым требованиям. В конце 2007 года, через восемь месяцев после конкурса, специальная межведомственная рабочая группа, а также глава Роспечати Михаил Сеславинский подтвердили, что "Валаам" не может стать победителем. По правилам конкурса в этом случае Федеральная регистрационная служба (ФРС), организовавшая конкурс, должна заключить договор с редакцией, предложившей следующую по величине цену. Таковым оказался "Ъ", договор с которым лишал "Российскую газету" права публиковать объявления о банкротстве.
          
           29 января "Российская газета" подала иск в арбитражный суд Москвы, потребовав признать недействительным весь конкурс. "Российская газета" заявила, что незаконный допуск "Валаама" к участию в конкурсе сделал незаконной всю процедуру выбора издания. Заместитель гендиректора компании "Право и консультации" Павел Монаков считает, что возможное удовлетворение иска приведет либо к невозможности заключить договор с победителем, либо к недействительности такого договора, если его все же успеют заключить.
          
           "Ъ" настаивает на законности конкурса и вступил в дело третьим лицом на стороне ответчика - ФРС. "Требование признать недействительным конкурс продлевает ситуацию неопределенности в отношении выбора победителя. Пока контракт с победителем не заключен, "Российская газета" может продолжать публикацию объявлений по старой цене", - говорит гендиректор издательского дома "Коммерсантъ" Демьян Кудрявцев. Первый заместитель гендиректора редакции "Российской газеты" Павел Негоица, подписавший исковое заявление, от комментариев вчера отказался.
          
           Сейчас "Российская газета" публикует объявления о банкротстве по 200 руб. за 1 кв. см. "Эта цена сопоставима с рыночными ценами на рекламу. Она на 10-15% ниже цены коммерческих объявлений, но разница компенсируется скидками, которые нередко имеют коммерческие заказчики", - говорит гендиректор рекламного агентства EuroPublicity Вадим Кудряшов. Арбитражный управляющий Карен Мартиросов рассказал, что стандартное объявление в "Российской газете" стоит 17-20 тыс. руб. При этом, по словам управляющего, одной "Российской газеты" бывает недостаточно: "Если у компании-банкрота есть региональные филиалы, управляющий обязан дать объявление о банкротстве в местной печати". Эксперты МЭРТ подсчитали, что объем рынка объявлений о банкротстве составлял в 2005-2007 годах $7-8 млн в год. Эти расчеты подтверждаются статистикой: в 2006 году арбитражные суды рассмотрели 119 278 дел о банкротстве, в 2007 году - 97 350 дел. Процедура такова, что в среднем по каждому делу публиковалось хотя бы одно объявление в год стоимостью 20 тыс. руб. В 2008-2009 годах, прогнозируют эксперты, объем рынка возрастет до $12-15 млн в год, и это без учета пока недействующего банкротства граждан.
          
           21 марта "Валаам" направил в ФРС официальный отказ от заключения договора. "По положению о конкурсе это означает, что "Ъ" является победителем уже с 21 марта. Теперь у комиссии есть пять дней на выставление предложения заключить контракт и 20 дней на его заключение", - считает Демьян Кудрявцев. Эту позицию поддерживает и статс-секретарь, заместитель главы МЭРТ Анна Попова. В письме, направленном господину Кудрявцеву еще 20 февраля, госпожа Попова разъяснила, что для заключения договора с редакцией, занявшей в конкурсе второе место по уровню цены, не требуется "повторного рассмотрения вопроса об определении победителя конкурса на заседании конкурсной комиссии".
          
           Источник: Коммерсантъ
          
           25.03.08