Мода расскажет об обществе, но понять ее язык нельзя без знания истории и искусства Держу в руках журнал о моде. Это не привычный глянец с множеством огромных фотографий и маленьких текстов, среди которых рекламных больше, чем рассказывающих о современных тенденциях объективно и без купюр. "Теория моды" от издательского дома "Новое литературное обозрение" - это страниц 300 серьезного и глубокого рассмотрения моды в самом широком ее бытовании.
Презентацию ежеквартальника и вольную лекцию о современной российской моде провели в Челябинском гуманитарном институте главный редактор "НЛО" Ирина Прохорова и постоянный автор - писательница Линор Горалик, известная "современно читающей" публике романами "Взгляните на птиц", "Половина неба", "Нет". "Теория моды" - первый российский гуманитарный журнал, ориентированный на интеркультурное академическое исследование моды. Ориентируясь на международный журнал "Fashiotheory", российский вариант предложила писательница Ольга Вайнштейн (автор книги "Денди: мода, литература, стиль жизни"). В издании три раздела: одежда, тело и культура. Большое внимание уделяется городской культуре: кафе, магазинам, клубам как площадкам проявления моды, философии жизни.
"Дефиле как искусство перфоманса", "Облик русского священника", "Дневник парикмахера", "Стиляги на улицах советского города" - вот навскидку несколько названий, по которым можно судить о содержании. Одна из основных тем, над которой размышляют авторы, какую бы грань моды ни рассматривали, - становление современной российской моды, поиск стиля и борьба со старыми стереотипами. Это Ирина Прохорова считает главной задачей нового поколения дизайнеров:
- Быть оригинальным невозможно без знания мировой истории моды, теории и практики. Если этого нет, мы обречены на вторичность, обезьянничание или грубую провокацию, которая быстро надоедает. Изучить имидж страны получится глубже, если подойти к нему с точки зрения моды, а не политологии и социологии. В советской моде главными требованиями были скромность, асексуальность, моральный облик, практичность. Моду, которая постоянно требует изменений, противопоставляли вечным ценностям. Но мода - это язык меняющегося сознания, а абстракция терпит поражение.
Чтобы показать самобытность, российские дизайнеры эксплуатируют образы начала XX века. Загадочная русская душа и все такое. Этот символ страны устарел. Эта экзотика стала пошлой. Советскую символику уже нельзя использовать без иронии. Сейчас на волне популярности социализма идет активный поиск метафоры страны, общерусского стиля.
- Ирина, современные девушки, женщины в качестве путеводителя по миру моды используют в основном журналы. Как вы относитесь к российскому глянцу?
- Хорошо отношусь, хотя работаю совершенно с другими вещами. Мне кажется, что российский глянец имеет некоторые позитивные отличия от западных журналов. В нашем гораздо больше серьезных статей, связанных не только с модой, но и с жизнью вообще. Здесь, наверное, работает российская журнальная традиция. Если пролистать аналоги, наш глянец интереснее и предлагает что-то еще, помимо того минимума, который печатается в каждом журнале. Глянец дает представление о моде пусть в самом бытовом плане. Здесь важно понимать, что это во многом красивая сказка, и не путать жизнь с мечтой.
- Чем же может быть полезно академическое издание о моде широкой аудитории?
- Прежде всего для изменения отношения к материальной культуре. Мы унаследовали от культуры крестьянской и советского времени долгое пренебрежение ко всему материальному, телесному как грешному. Идея, что это все неважное, ненужное, второстепенное, а главное - нечто недуховное, кажется мне на сегодняшний день неправильной. Нужно донести до читателей уважение к материальной культуре, как культуре в жизни человека очень важной. Может быть, журнал сможет объяснить, что это не тряпочки, которые вырезали себе и побежали. Это связано с человеком, его внутренним миром, культурой, в которой он существует, и вообще с восприятием действительности. Эти идеи уже проникают в общество. Люди хотят жить красиво, достойно, они интересуются дизайном (недаром передачи типа "Школы ремонта" - самые популярные). Преображение пространства, эстетизация быта - главнейшая культурная потребность. Культура безобразия, которая существовала в советское время, - одна из самых ужасных вещей. Грязные заборы, обшарпанные стены - это грустный симптом. То, что сейчас люди вносят в жизнь красоту, - главный позитивный опыт. Если такое стремление есть в обществе, значит, оно благополучно при всех проблемах. - Отдельное внимание в журнале уделяется городской жизни. Как связаны город и мода?
- Город и есть та среда, в которой мода может функционировать, та среда, которая порождает идею костюма. Мода (в более широком понимании, нежели просто "красиво одеться") и начинает развиваться с развитием городов, средоточия культурной жизни. Одно другое вдохновляет. Городская мода привязана не только к костюмам, но и к публичным местам. Часто происходит перетекание субкультуры в высокую моду. То, что называется street style и выражается сначала в подчеркнуто небрежных одеждах, подхватывается дизайнерами, концептуализируется и становится трендом. Так что город - это источник большого количества зон напряжения, которые и создают моду.
- А какая, на взгляд со стороны, мода в Челябинске?
- Я заметила, что в Челябинске много красиво, хорошо одетых людей. С радостью заметила. Нельзя сказать, что нет чего-то такого, что есть в Москве. Благодаря Интернету люди в курсе всех тенденций и все понимают. И я вот думаю, что главной добродетелью современной мобильной жизни является то, что стирается грань между столицей и, условно говоря, провинцией. Эти старые разделения уже вообще не работают. Потому что доступность информации, возможность везде ездить, смотреть, делать позволяет людям находить свои референтные группы по всему миру без всяких географических преград.
Снисходительные столичные оценки уже не обоснованы. И Челябинск тому подтверждение.
Занятные размышления о моде Линор Горалик - в следующем выпуске "Модных тенденций".
Источник: Челябинский рабочий (Челябинск)
26.03.08