XIV международный семинар АРПП. День второй – Деловые и отраслевые издания.

                      7 апреля с.г. в Шарм-Эль-Шейх (Египет) продолжил свою работу XIV международный семинар АРПП – «Новое в медиабизнесе».
          
           В ходе второго дня семинара были рассмотрены вопросы создания и продвижения на рынок отраслевых изданий.
          
                                      Открыла дискуссию главный редактор журнала «Новости эстетики и косметологии» О.В. Романова, которая презентовала своё издание, как пример успешного регионального отраслевого журнала. Наше издание, сказала О.В. Романова, относится к СМИ типа Business-to-Business. Оно ориентировано на бизнес-партнеров компании, т.е. на фирмы-поставщики, дистрибьюторов профессиональных средств и оборудования, специализированные учебные центры, салоны красоты и парикмахерские. Журнал издаётся с 1998 года. За этот период он прошёл путь от маленькой черно-белой корпоративной газеты одного города (Екатеринбурга) до авторитетного полноцветного издания объёмом до 86 полос, которое распространяется помимо Екатеринбурга в городах Свердловской области, Челябинске, Тюмени, Перми и в одноимённых областях, а также в Башкирии, Казахстане, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком Автономных областях. Распространяется бесплатно через партнеров (в офисах и филиалах рекламодателей и партнеров), по салонам красоты, на специализированных мероприятиях индустрии красоты, по подписке и через редакцию журнала. Завершая выступление, О.В. Романова подчеркнула – «учитывая то, что с каждым днем в индустрии красоты появляется все больше новых услуг, новых возможностей, экономика развивается, можем смело заявить, что востребован журнал «НЭК» будет еще долгое время».
          
           Развил тему отраслевых СМИ главный редактор издательского дома «Отраслевые решения» А.Е. Чибисов в докладе «В поисках благодарного читателя. Опыт продвижения В2В изданий». Своё выступление он начал с вопроса – «Что значит успешный проект?» применительно к издательскому бизнесу. По словам докладчика - это в первую очередь контент, содержание и точное видение того, кому автор направляет свое послание. Таким образом, нужен потребитель контента. Для нас, издателей, это – читатель. Которого мы любим, даже не зная его в лицо. К сожалению, проблема поиска, обретения и удержания читателя многим – особенно играющим не на свои деньги – кажется очень простой и далеко не первостепенной. Это грубая ошибка. Изданиям нашего типа универсальность вредна. Отраслевая журналистика не должна выходить за пределы избранной ниши. В этом ее преимущество. Преимущество в уникальности. Наш читатель требует уникального продукта. И получает его.
          
                                    Когда десять лет назад мы начинали пытаться издавать. Не издавать, а именно пытаться издавать отраслевые журналы, эти издания меньше всего были похожи на журналы. Это были тонкие бюллетени, двенадцать-шестнадцать полос, без обложки, без аудитории. Но у нас было четкое представление о том, что российская пищевая промышленность (а именно с этой отрасли началась в 1998 году издательская программа «Отраслевые ведомости») должна встать на ноги и её уже не будут устраивать привычные издания, сделанные по шаблонам отраслевых изданий советского типа, в которых присутствовали юбилеи, переходящие красные знамена, статьи-отчеты, фоторепортажи более похожие на доску почета. И помог нам в этом пресловутый дефолт, который кого-то поставил на колени, а нам открыл перспективу. Именно после дефолта, российская промышленность, получив финансовые преференции в виде слабого рубля, начала постепенно набирать обороты. Так постепенно с 1998 года в рамках реализации программы «Отраслевые ведомости» нашли своего профессионального читателя еще около десяти изданий, каждое из которых было ориентировано на специалистов отраслей российской промышленности.
          
           При всем многообразии выпускаемых сегодня в рамках программы «Отраслевые ведомости» изданий они имеют одну общую характеристику – все они делаются профессионалами для профессионалов. Это - особая ответственность. Это – серьезная высота. Этому мы должны соответствовать.
          
           Далее А.Е. Чибисов сообщил, что в линейке изданий издательского дома «Отраслевые решения» появился профессиональный отраслевой журнал «Курьер печати», нацеленный на медиа аудиторию. Журнал, издающийся в течение 10 лет, должен стать информационно-аналитическим и профессиональным технологическим изданием. Он должен стать стартовой площадкой для всех новых изданий, для всех ноу-хау в издательской и полиграфической деятельности, для всех новых форм распространения печатных изданий, для решения вопросов взаимоотношений издательской и распространительской сфер, включая такие горячие точки, как логистика, дистрибуция, ремиссия. Это означает, что в нашей с вами отрасли появляется внутренняя рекламная площадка.
          
           Таким образом, миссия журнала - содействие успешному бизнесу издательского сообщества России, создание условий для эффективного взаимодействия издательского бизнеса и сопредельных бизнес-структур, обеспечение участников рынка качественной прикладной информацией. Согласно действующим в издательском доме «Отраслевые решения» принципам, аудитория журнала – профессионалы издательского и распространительского рынка.
          
                                            Главный редактор журнала «Курьер печати» Е.О. Трушина выступила с докладом на тему «Отраслевое издание “Курьер печати” как площадка для диалога и распространения опыта практической работы». Заметив, что рынок печати в России развивается динамичными темпами, Е.О.Трушина подчеркнула, что даже журналистам, работающим в сфере медиа, не так просто отслеживать все происходящие в этом секторе рынка события. А людям, ежедневно занятым решением текущих бизнес-задач это сделать еще труднее. Многообразие информации, так или иначе, нуждается в некоей систематизации, позволяющей выделять главное среди второстепенного. Такая систематизация позволяет быть в курсе последних тенденций, оперативно узнавать, как обстоят дела у других участников рынка, в том числе – у конкурентов. По словам Е.О. Трушиной, именно с целью удовлетворения информационных и коммерческих интересов профессионального сообщества издателей и распространителей России и начал в 1998 году издаваться специализированный отраслевой журнал «Курьер печати».
          
           За годы существования журнала вокруг него был сформирован обширный круг экспертов – топ-менеджеров издательских домов, компаний-дистрибьюторов, полиграфических предприятий, рекламных агентств, общественных отраслевых организаций. Иными словами – практикующих специалистов, на собственном опыте изучивших все подводные камни производства, издания, печати, распространения, продвижения газет и журналов. Сотрудничая с экспертами по всем основным направлениям рынка печатных СМИ, «Курьер печати» может предложить своим читателям не только актуальную практическую информацию, но и самое главное – совершенно уникальную возможность принимать активное участие в обсуждении наиболее острых рыночных вопросов в кругу профессионалов, делиться собственным опытом, публично доказывать правоту собственных взглядов на те или иные рыночные вопросы. «Курьер печати» – информационная площадка, открытая абсолютно для всех участников медийного рынка. На страницах журнала регулярно происходит обсуждение технологических новинок, практического использования тех или иных инструментов издательской работы, новаций и инициатив. Журнал приглашает всех заинтересованных участников рынка к активному общению, обмену опытом и конструктивному диалогу с коллегами на страницах журнала!» – закончила свое выступление Е.О. Трушина.
          
           О деятельности издательства «ЭКСМО» рассказала генеральный директор «Эксмо Медиа» И.Е. Федосова. Она сообщила, что суммарный тираж изданий ЭКСМО за 2007 год составил более 90 000 000 экз. Каждая 7-ая книга, издаваемая в России, - это книга ЭКСМО. Ежегодно число новых наименований, выпускаемых ЭКСМО, достигает 6 тысяч наименований, в ассортименте около 14 тысяч наименований. Средний тираж в 2007 году – около 8 000 экз. (средний по отрасли – 6000 экз.). Авторский портфель Издательства к концу 2007 года насчитывает 4 000 авторов и является крупнейшим в России. В 2007 г. в ЭКСМО появилось более 470 новых авторов, многие из которых ранее никогда не издавались. Суммарный тираж изданий учебной и деловой литературы ЭКСМО за 2007 год составил 8 млн. 300 тыс. экземпляров.
          
           И.Е.Федосова проинформировала, что ЭКСМО имеет собственную распространительскую сеть в Москве, Нижнем Новгороде, Самаре, Санкт-Петербурге, Казане, Екатеринбурге, Челябинске, Перми и Тюмени. Далее И.Е. Федосова представила планы издательства по созданию на базе книгоиздательского бизнеса медийного холдинга.
          
           Дополнила доклад И.Е. Федосовой руководитель департамента ООО «Издательство «ЭКСМО» Г.В. Зинкович. Она оптимистично оценила перспективы развития издательства. Для этого, как было подчёркнуто, имеются достаточно веские основания. Являясь поставщиком качественного контента, издательство способно обеспечить выход продукта в любом, требуемом покупателю формате и любом удобном месте приобретения. Эксклюзивное партнерство с авторами-звездами позволяет сотрудничать с любым масс-медийным носителем. Таргетированность, длительность контакта и несопоставимая с традиционным носителем стоимость контакта с целевой аудиторией повышают конкурентность книжной продукции в сравнении с традиционными носителями. Дополнительные преимущества даёт использование возможностей кросс-промо и кросс-продаж. Необходимо учитывать и то, что цены на книги формируются на основании оценки спроса по данным собственных розничных сетей, ремиссионный поток сводится к минимуму, маржинальная доходность удовлетворяет партнеров.
          
           С докладом «Формула успеха ИД «Вкусная жизнь» выступил заместитель директора по распространению издательского дома Г.В. Евтушенко. По его словам, успеху способствуют современная подача материала, доступная проверенная информация. Кроме того, подчеркнул докладчик, всё, что предлагается читателю, работники редакции испробуют на практике - будь то кулинарный рецепт, или садовый инвентарь, предлагаемый к использованию на садовом участке.
          
           В рамках программы второго дня работы семинара состоялся круглый стол «Как оптимизировать планограмму выкладки изданий в различных по формату магазинах» под руководством вице-президента ГК «Логос» В.А. Чирятникова. Подробно были рассмотрены и прокомментированы параметры изданий, влияющие на выкладку, ее принципы, вопросы загрузки оборудования, а также правила построения планограмм. Участники круглого стола с большим интересом ознакомились со схемой стандартной выкладки для типового четырехметрового стеллажа.
          
           Завершил работу второго дня круглый стол «Управлять тиражами или управлять покупателями», который провел генеральный директор ООО «Агентство Метропресс» Т.А. Истратий. Развернувшаяся большая дискуссия была посвящена тому, кто должен решать вопрос формирования тиража. Участники заседания пришли к единому мнению, что, безусловно, последнее слово за читателем – именно его интересы и формируют спрос на тот или иной товар. Реклама и маркетинг в распространении в данном случае выступают в роли дополнительного инструмента, стимулирующего спрос. В дискуссии приняли участие: коммерческий директор ИД «Бурда» Р.Н. Дорошенко, генеральный директор ООО «ТопДисприбьюшн Сервисез» (ИД «Бауэр-Россия») С.В. Алексеенко, вице-президент ГК «Логос» В.А. Чирятников, генеральный директор АРПИ «Сибирь» С.Д. Гаврилов и др.
          
           Подводя итоги второго дня работы семинара, председатель правления АРПП А.В. Оськин отметил высокую активность участников семинара, полезные для использования в практике наблюдения и предложения, высказанные докладчиками. Одновременно А.В. Оськин подчеркнул, что на западе, в условиях действия договоров комиссии, тиражами управляют издатели. Этот процесс приводит к неоправданному росту списания, который, например, в США достигает 70% тиража. В России в условиях договора купли-продажи тиражом, по сути, управляет распространитель. Однако представляется, что оптимальный процесс управления тиражами призван использовать оба вида договора, т.е. применять квазидоговоры комиссии. Оськин призвал к проведению эксперимента в этой сфере и поиску оптимальной модели.
          
           Пресс-служба АРПП
          
           08.04.08